Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебный элемент 4.7.4 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции




Разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции осуществляется по элементам затрат. При этом показатели выделяются только по сырью, материалам, топливу, энергии из планов МТО, по амортизации из расчета производственной программы, по заработной плате – из планов по труду и персоналу. Отдельно производятся расчеты по прочим расходам. Расчеты амортизации увязываются с показателями использования основных фондов на начало года, выбытия на конец года, их среднегодовой величины, а также норм амортизационных отчислений отдельно по всем единицам основных фондов согласно их паспортизации. При этом учитываются также основные фонды непромышленного назначения. Прочие затраты, выделяемые в составе элементов затрат, включают в себя ряд составных частей калькуляции из цеховых и общезаводских расходов. Поэтому данные затраты необходимо принимать без дифференциации по общему объему с учетом темпа роста производства и намечаемых мероприятий по рационализации производства и сбыта. Для определения полной себестоимости произведенной продукции из сметы затрат на производство исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, т.е. затраты на работы и услуги, не включаемые в состав объема производства продукции и добавляются:

1) изменение затрат на незавершенное производство, полуфабрикаты, инструменты и оснастку собственного производства и другой подобной продукции для внутризаводских нужд;

Изменение остатков расходов будущих периодов, резервы предстоящих платежей.

Для получения полной себестоимости продукции необходимо к сумме затрат, определяющих производственную себестоимость продукции, добавить коммерческие расходы. Проверку правильности составления плановой сметы затрат производят на основе контрольного расчета и составления так называемого свода затрат, в котором затраты по статьям калькуляции увязываются с затратами по элементам. Для сопоставимости расчеты выполняются по принципу шахматной ведомости. Свод затрат на производство представляет собой матрицу, в которой по вертикалям указываются калькуляционные статьи затрат, а по горизонтали – элементы сметы затрат.

Учебный элемент 4.7.5 Расчет плановой себестоимости единицы продукции

При разработке калькуляций себестоимости по статьям затрат отдельных изделий или их групп, близких по составу затрат, составляют нормативные, плановые и отчетные калькуляции. Нормативные калькуляции рассчитывают на основе действующих на начало каждого месяца норм и нормативов затрат труда, материально-технических ресурсов, учетных цен и смет расходов по обслуживанию и управлению производством. Эти расходы включаются в калькуляцию себестоимости в соответствии с принятой методикой их распределения. Нормативная калькуляция по существу является отправной точкой для расчета плановой калькуляции. В ней выделяют прямые и косвенные затраты.

К прямым затратам относятся те, объем которых может быть определен на основе прямого счета путем умножения величины ресурса на норму расхода. К ним относятся затраты на сырье, основные материалы, топливо, энергия, износ машин и оборудования. Косвенные затраты – это затраты, которые относятся одновременно к нескольким изделиям. В калькуляции каждого изделия статьи косвенных расходов определяются на основании общей величины этих расходов по цеху или заводу и отнесении их некоторой части на это конкретное изделие в соответствии с долей по одному принятому косвенному признаку. Обычно в качестве такого признака используется объем зарплаты или величина прямых расходов и др. В состав косвенных расходов входят цеховые, внутрипроизводственные и другие затраты.

Завершается составление нормативной калькуляции суммированием прямых затрат и косвенных расходов. Плановая калькуляция единицы продукции составляется на основе прямых затрат по нормативной калькуляции данного изделия на начало планируемого года, с учетом планируемого изменения этих затрат в планируемом периоде, обусловленных планом оргтехмероприятий. Косвенные расходы включаются в плановую себестоимость в соответствии со сметами расходов по ним и принятой методикой их распределения. Они разрабатываются, как правило, на год, а в отдельных случаях – на квартал.

Фактическая (отчетная) себестоимость отражает сложившиеся в отчетном периоде затраты на изготовление и сбыт определенного вида продукции.

 

Учебный элемент 4.7.6 Планирование снижения себестоимости продукции

В экономической практике широкое распространение получил метод планирования снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам. Снижение себестоимости продукции планируется по двум показателям:

1) снижение себестоимости сравнимой товарной продукции, т.е. выпускавшейся на данном предприятии в предплановом году;

2) снижение затрат на один рубль товарной продукции.

Планируемое снижение себестоимости сравнимой товарной продукции ( Сп) в процентах определяется по формуле:

 

Сп = где Вп – запланированный объем выпуска товарной продукции в натуральных, условно-натуральных показателях; Сп, Сф – полная себестоимость единицы продукции соответственно в плановом и отчетном периодах, тыс. руб. Числитель этой формулы представляет собой экономию от снижения себестоимости товарного выпуска продукции в планируемом году.

Планируемое снижение затрат на один рубль товарной продукции ( Зпр) в процентах рассчитывается аналогично:

, где Зрпб, Зрпп – затраты на рубль товарной продукции соответственно в отчетном (базисном) и плановом периодах.

При планировании снижения себестоимости продукции от различных внутрипроизводственных и внешних факторов расчеты ведутся по типовым группам факторов:

- повышение технического уровня производства;

- внедрение информационных автоматизированных систем управления (ИАСУ);

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение структуры и объема производимой продукции;

- улучшение использования природных ресурсов;

- отраслевые и прочие факторы.

Размер снижения себестоимости от внутрипроизводственных факторов складывается за счет снижения материалоемкости и трудоемкости выпускаемой продукции при реализации плана оргтехмероприятий. При этом важно исключить повторный учет экономии от влияния одних и тех же факторов.

Модульная единица 4.8 Планирование финансов

Учебный элемент 4.8.1 Цель, задачи и функции финансового планирования

Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Основная цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с его финансовыми возможностями. Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим или финансовым отделом (на крупном предприятии). В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

  • определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (амортизационные отчисления, прибыль, устойчивые пассивы и др.);
  • принимаются решения о целесообразности привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов;
  • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды, возможности вложения их в другие предприятия и организации с целью получения прибыли, дивидендов, процентов;
  • устанавливается целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;
  • выявляются резервы роста эффективности использования основного и оборотного капитала в целях повышения прибыли, капитализации и конкурентоспособности предприятия;
  • определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, инвесторами и собственником.

Функции финансового отдела в области планирования:

  • составление проектов финансовых планов предприятия различного назначения;
  • составление, представление и реализация в установленные сроки кредитных заявок и кассовых планов в учреждениях банков;
  • планирование прибыли и смет использования различных фондов, образуемых из чистой прибыли предприятия;
  • планирование амортизационного фонда предприятия, направлений и размеров его использования в планируемом периоде (на реновацию и капитальный ремонт);
  • расчет нормативов и объемов собственных оборотных средств по элементам;
  • планирование ремонтного фонда предприятия;
  • разработка плана финансирования НИОКР;
  • расчет финансовых претензий поставщикам и подрядчикам;
  • разработка, организация выполнения, учета, контроля за ходом реализации оперативных графиков завоза МТО, отгрузки готовой продукции и оперативных финансовых планов;
  • обеспечение выполнения финансовых, кредитных и кассовых планов;
  • обеспечение платежей налогового характера в бюджет и внебюджетные фонды, выплата процентных и комиссионных платежей кредитным организациям, оплата счетов поставщиков и подрядчиков, выдача зарплаты персоналу предприятия;
  • ведение оперативного учета по реализации продукции, прибыли и другим финансовым показателям.

Учебная единица 4.8.2 Содержание финансового плана

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса. Баланс состоит из следующих разделов:

  • доходы и поступления средств;
  • расходы и отчисления средств;
  • платежи в бюджет;
  • ассигнования из бюджета.

Финансовый план составляется на основе следующих данных:

· фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду;

· сметы затрат на производство продукции;

· сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия;

· данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;

· сведений о движении основных фондов и оборотных средств;

· расчетов отпускных цен на продукцию предприятия;

· норм амортизационных отчислений;

· нормативов собственных оборотных средств;

· ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды;

· лимиты расходов по отдельным статьям, например, на фирменную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в атмосферу и др.;

· условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками МТО, с банками по кредитам и бюджетом по налогам;

· результатами анализа выполнения плана за предшествующий период.

 

Учебная единица 4.8.3. Методика разработки финансового плана

При разработке финансового плана осуществляют следующие мероприятия:

· анализ финансового положения предприятия;

· планирование доходов и поступлений;

· планирование расходов и отчислений;

· проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).

1) В процессе финансового анализа исследуются:

  • наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
  • состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
  • дебиторская задолженность;
  • эффективность использования средств.

Основным источником информации для анализа финансового положения предприятия является бухгалтерский баланс и формы бухгалтерской отчетности за предшествующий период. Анализируются такие показатели, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др. В процессе анализа активов предприятия исследуется их наличие, состав, структура и динамика.

Долгосрочные активы – это вложение средств в недвижимость, ценные бумаги (акции, облигации других организаций и государства), уставные капиталы совместных предприятий, нематериальные активы. Их анализ позволяет оценить степень риска вложения в них средств, гудвилл (превышение покупной цены над балансовой стоимостью), а также их ликвидность.

При анализе текущих активов исследуют изменение в их структуре удельного веса оборотных средств (производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, отгруженной продукции); денежных средств (наличности, краткосрочных ценных бумаг ); дебиторской задолженности (расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по векселям полученным, авансам выданным, по претензиям, внебюджетным платежам, по оплате труда, с дочерними предприятиями) расходов будущих периодов и прочих активов.

В процессе анализа пассивов дается оценка собственных и заемных источников средств предприятия. Источники собственных средств – уставной капитал, резервный фонд, фонды специального назначения, резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов и платежей, расходы с учредителями, нераспределенная прибыль). Источники заемных средств – долгосрочные финансовые обязательства, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, краткосрочные финансовые обязательства, кредиты и займы, прочие краткосрочные пассивы. В условиях рыночной экономики привлекательными для инвесторов являются предприятия, у которых доля собственных средств в общей величине источников (коэффициент собственности) составляет не менее 60 процентов. Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задолженности предприятия по следующей структуре: за продукцию, по векселям выданным, полученным, по страхованию, по внебюджетным платежам, с бюджетом, по оплате труда и отчислениям на соцстрах, с дочерними предприятиями. В заключение анализа проводится оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Платежеспособность оценивается с помощью следующих коэффициентов: текущей, критической, абсолютной ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности. Финансовая устойчивость отражает перспективную платежеспособность предприятия с помощью ряда коэффициентов, характеризующих соотношение заемного, собственного и общего капитала.

2) Планирование доходов и поступлений осуществляется на основе расчетов движения денежных средств предприятия на планируемый период. Источниками доходов и поступленийсредств предприятия являются:

  • прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
  • амортизационные отчисления;
  • устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
  • средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
  • паевые, членские взносы персонала, юридических и физических лиц;
  • долгосрочные банковские кредиты; займы; пожертвования и благотворительные взносы;
  • поступления от долевого участия в строительстве;
  • финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом, а также мероприятия по снижению ресурсоемкости этих работ.

Основным и регулярным источником денежных поступлений предприятия является выручка от реализации продукции по согласованным в договорах поставки тарифам и ценам, а также объемам. Подавляющая часть продукции в рыночной экономике реализуется по свободным отпускным и розничным ценам.

Отпускная цена – цена, применяемая предприятиями – изготовителями в расчетах со своими покупателями, кроме населения. Она формируется исходя из плановых нормируемых затрат (себестоимости), учитываемых при налогообложении, платежей налогового и неналогового характера, прибыли с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

Розничная цена – цена, по которой продукция реализуется населению. Она может быть свободная и регулируемая (фиксированная, например, на социально-значимые товары).

Выручка от реализации определяется в соответствии с учетной политикой предприятия, определяемой им самостоятельно из двух законодательно предусмотренных методов.

Первый (кассовый метод) – заключается в том, что продукция считается реализованной, если деньги за нее зачислены на счет организации в банке или поступили наличными в кассу.

Второй (метод начислений) – состоит в определении выручки от реализации продукции по факту ее отгрузки покупателю и предъявления ему расчетных документов. Выбор метода учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату косвенных налогов. При кассовом методе учета выручки налог на добавленную стоимость начисляется по факту ее поступления, но не позднее 60 дней после отгрузки. При учете выручки по отгрузке продукции задержки в перечислении косвенных налогов в государственный бюджет не происходит. Доходом предприятия является выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов. Выручка от реализации продукции включает три элемента: себестоимость, прибыль и косвенные налоги и отчисления.

Первая часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления во внебюджетные фонды и другие фонды в соответствии с законодательством (налог на добавленную стоимость, акцизы, отчисления в отраслевые инновационные фонды, в фонд поддержки сельского хозяйства и др.).

Вторая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства

Третья часть выручки – это прибыль, часть которой перечисляется в бюджет в виде соответствующего налога, а оставшаяся часть (чистая прибыль) идет на формирование фондов предприятия. Таким образом:

Пр = В – НДС – Оп – А – Ср, где Пр – прибыль от реализации продукции; В – выручка от реализации продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; Оп – отчисления из выручки во внебюджетные фонды; А –акцизы; Ср – себестоимость реализованной продукции.

Общая (совокупная) прибыль предприятия включает:

  • прибыль от реализации продукции;
  • прибыль от операционной деятельности;
  • прибыль по внереализационным операциям.

Прибыль по внереализационным операциям (прибыль от сдачи имущества в аренду и лизинг, прибыль по акциям, облигациям, займам другим организациям и др.) рассчитывается как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами. Прибыль от реализации основных фондов (По.ф.) и нематериальных активов рассчитывается по формуле:

П о.ф. = В – НДС – ОС о.ф. – З др., где: В – выручка от реализации основных фондов; НДС – налог на добавленную стоимость; ОС о.ф. – остаточная стоимость основных фондов; З др. – затраты по демонтажу и реализации основных фондов.

Прибыль к налогообложению – это облагаемая налогом прибыль, уменьшенная на сумму льготируемой прибыли, налога на недвижимость, исчисленного с остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов, прибыли по дивидендам и приравненных к ним доходам. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - совокупная прибыль за вычетом налога на прибыль и налога на недвижимость.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом местных налогов. Прибыль как абсолютный показатель деятельности предприятия не может служить объективным показателем конкурентоспособности предприятия в силу его подверженности влиянию рыночных цен. Поэтому для объективной оценки используется относительный показатель – рентабельность.

Рентабельность характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия, исчисляемую в процентах.

Уровень рентабельности (Ур) продукции – Ур = П: ПС * 100, где П – прибыль от реализации продукции, ПС – полная себестоимость реализованной продукции.

Уровень рентабельности предприятия или общая рентабельность (ОР) – ОР = Потч: ПФ * 100 где Потч – совокупная прибыль отчетного периода, ПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств.

Уровень рентабельности производственных фондов (Пф) = 100 где Фос, Фоб – соответственно стоимость основных и оборотных фондов.

Рентабельность совокупных затрат Рз = 100 где ФЗП – фонд зарплаты.

Рентабельность всего (совокупного) капитала Рк = 100 где ССИ – среднегодовая стоимость имущества.

Рентабельность собственного капитала Рск = 100 где ЧП – чистая прибыль,

СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.

Рентабельность инвестиций Ри = 100 где ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам, СК – собственный капитал, ДО – долгосрочные обязательства.

Амортизационные отчисления являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Их величина при применении метода равномерной амортизации определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины и др.) и средней величины амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году по формуле: Оап = где Оап – плановая сумма амортизационных отношений, млн. руб.; На – средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествовавший планируемому году, %;

Соф – среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн. руб.

Средняя норма амортизации (На) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год (Оаф) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (Софф) по формуле: На = 100. При применении метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два раза.

Финансовые ресурсы строительства планируются при выполнении работ хозяйственным способом на предприятии. В этом случае хозяйственному подразделению предприятия, как правило, отделу капитального строительства (ОКС) доводятся финансовые показатели: плановые накопления, задания по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, норматив собственных оборотных средств. К источникам финансовых ресурсов в виде доходов в этом случае относятся: мобилизация внутренних ресурсов в капстроительстве, плановые накопления и экономия себестоимости строймонтажа.

Устойчивые пассивы представляют не принадлежащие предприятию средства, но постоянно находящиеся в его обращении до погашения задолженности по ним. Это задолженность по зарплате персоналу предприятия, резерв по оплате очередных отпусков, соответствующие отчисления в соцстрах, задолженность поставщикам по неотфактуренным поставкам МТО, авансовые платежи клиентов.

Прочие доходы включают доходы от выпуска ценных бумаг (облигаций, акций), паевые (членские) взносы персонала предприятия.

3) Планирование расходов и отчислений составляет раздел 2 финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

· отчисления в фонд накопления;

· отчисления в фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

· свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

· прочие расходы, итого расходов и отчислений;

Поскольку прибыль является основным источником доходов предприятия, то ее распределение в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия имеет особое значение для предприятия.

Распределение прибыли – направление ее на формирование доходов государственного и местного бюджетов, на развитие производства и материальное стимулирование персонала. В основе механизма распределения и использования прибыли лежат следующие принципы:

  • обеспечение рациональных пропорций в распределении прибыли между государством и предприятием;
  • обеспечение экономически обоснованных пропорций при распределении чистой прибыли между предприятием и персоналом (между фондами накопления и потребления);
  • направление максимальной части чистой прибыли на развитие производства, т.е. на расширенное воспроизводство основных фондов и прирост собственных оборотных средств.

Доля прибыли, направляемая в бюджеты разных уровней, определена действующим законодательством. Из прибыли предприятие уплачивает налог на недвижимость, налог на прибыль и местные налоги (налог на доходы).

Налог на недвижимость уплачивается в размере 1 % от остаточной стоимости основных фондов производственного и непроизводственного назначения (за исключением льготируемых фондов) и стоимость незавершенного производства.

Налог на прибыль начисляется в размере 24% к прибыли, остающейся у предприятия после уплаты налога на недвижимость за минусом льготируемой прибыли.

Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе предприятия и определяется соответствующим положением, утверждаемым его руководящим органом. В соответствии с уставом предприятия образуются следующие целевые фонды: накопления, потребления и резервный (страховой).

Фонд накопления предназначен для: финансирования: НИОКР, природоохранных мероприятий, капвложений, прироста собственных оборотных средств, погашения процентов и сумм долгосрочных кредитов на развитие, реструктуризацию и модернизацию.

Фонд потребления используется на дополнительное вознаграждение персонала и единовременную материальную помощь, строительство, капремонт, содержание жилья и объектов соцкультбыта, дотации на питание в столовых и оздоровительных учреждениях предприятия.

Резервный фонд в законодательном порядке образуют иностранные и совместные предприятия, а на отечественных предприятиях по усмотрению собственника для компенсации хозяйственных рисков в случае их наступления. Рекомендуемые соотношения между величинами этих фондов в условиях рынка – 50*40*10 % от массы распределяемой прибыли. Все эти фонды расходуются согласно утвержденным сметам их использования. Финансовый план как заключительная часть техэкономплана предприятия разрабатывается в форме баланса доходов и расходов. (Таблица 3.6.1) Расчеты по планированию отдельных источников доходов и направлений расходов выполняются на основании соответствующих методик.

Проверка финансовых планов осуществляется путем составления шахматной таблицы (Таблица 3.8.2). Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу целевого использования собственных и заемных средств и очередности по статьям затрат. Так совокупная прибыль в первую очередь направляется на уплату налогов в бюджет, штрафов, пени, неустоек по договорам, а затем может использоваться на собственные нужды.

Прирост устойчивых пассивов в первую очередь должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банков или другими заемными средствами.

Баланс доходов и расходов Таблица 4.8.1

Наименование показателей   Отчетный период Планируемый период
уточненный план ожидаемое исполнение в ценах отчетного периода в ценах планируемого периода
         
1. Доходы и поступления 1.1. Общая прибыль 1.2. Амортизация 1.3. Прирост устойчивых пассивов 1.4. Прочие доходы и поступления Всего доходов и поступлений        
2. Расходы и отчисления 2.1. Производственное развитие (фонд накопления) 2.2. Социальное развитие (фонд потребления) 2.3. Резервный фонд Всего расходов и отчислений Превышение доходов над расходами        
3. Платежи в бюджет 3.1. Налог на недвижимость 3.2. Налог на доходы 3.3. Налог на прибыль 3.4. Другие налоги Всего платежей в бюджет Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета          
4. Ассигнования из бюджета 4.1. 4.2. Всего ассигнований из бюджета Превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет        

 

Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Проверочная таблица к балансу доходов и расходов Таблица 4.8.2

  Направления средств   Источники покрытия
общая прибыль амортизация прирост устойчивых пассивов прочие всего
1. Налог на прибыль          
2. Отчисления в фонд накопления          
3. Отчисления в фонд потребления          
4. Резервный фонд          
5. Прочие расходы          
Всего          

 

Практический раздел

Регламент проведения практических занятий предусматривает проведение аудиторной управляемой самостоятельной работы (УСР) после введения в тему. Аудиторная УСР заключается в самостоятельной подготовке студентов с помощью конспекта лекций, основного учебника и других информационных источников к ответам на предлагаемые тесты и вопросы преподавателя по теме в течение 10-15 минут. Далее проводится опрос студентов, как правило, 3-5 человек по основным вопросам темы на основе тестов и конкретных ситуаций. По конкретным ситуациям может проводиться краткая дискуссия с рассмотрением альтернативных вариантов их решения. По отдельным темам проводится расчет плановых показателей на основе типовых задач. Заканчиваются практическое занятие резюме преподавателя по обсуждаемой теме и подведением итогов с выставлением оценок по результатам ответов студентов. Оценки выставляются в специальную отдельную ведомость посещаемости и успеваемости. Помимо аудиторной работы используется внеаудиторная УСР, которая заключается в выполнении домашней самостоятельной работы с использованием ПК на основе индивидуального варианта контрольного задания в виде задач, краткого эссэ. По внеаудиторной УСР оценка выставляется также в ведомость и потом учитывается при выведении интегральной оценки по текущему рейтинг-контролю до прохождения выходного рейтинг-контроля в форме компъютерного тестирования. Каждый вид текущего, рубежного и выходного рейтинг – контроля экзамен имеет собственный удельный вес в интегральной оценке, величина которого выбирается преподавателем самостоятельно с учетом рекомендаций деканата.

 

3.1. Семинар по модульной единице 2.4. Система плановых нормативов и норм

Цель занятия – получить знания, умения и навыки применения в плановой работе нормативов и норм.

Знать существующую классификацию и характеристики нормативов и норм, сферу их применения.

Уметь выполнять расчеты плановых показателей использования ресурсов на основе материальных нормативов и трудовых норм, их виды и назначение.

Получить навыки работы по применению плановых нормативов и норм в планировании показателей на предприятии в целом.

Содержание семинара

Рассмотреть понятия нормативов и норм в планировании, существующую классификацию и основные характеристики нормативов и норм, нормативную базу для планирования на предприятии, требования по ее актуализации. Осуществить расчеты плановых показателей по использованию различных групп ресурсов на предприятии.

Ключевые понятия для обсуждения: норматив; норма; нормативы и нормы материальных затрат, трудоемкости, эффективности; методы расчета нормативов и норм

 

Тесты по теме для опроса:

 

Тест 1. Норматив (норма) – это:

- абсолютная величина использования какого-либо экономического ресурса на единицу затрат или результата;

- относительная величина использования какого-либо экономического ресурса на единицу затрат или результата;

использования какого-либо ресурса на единицу затрат или результата;

- норматив – это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого соответствует достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации труда и требуемой квалификации персонала;

- научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

Тест 2. Что чаще всего отличает норматив от нормы:

- он устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия или его подразделений;

- его численная величина должна быть научно обоснованной и выражать экономически целесообразный уровень затрат планируемых ресурсов независимо от отраслевой принадлежности предприятия;

- создается для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия;

Тест 3. По своему значению нормы и нормативы могут быть:

  • абсолютные и относительные;
  • стратегические и тактические;
  • общие и частные;
  • плановые и фактические;
  • низкие, средние и высокие;<
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...