Современные средства коррекции движений у детей с церебральным параличом
Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении. Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп. 1. Средства передвижения: различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей. 2. Средства, облегчающие передвижения: ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах 3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с нарушением функций верхних конечностей: специальные предметы обихода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления дли одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, дли самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами — телевизором, приемником, магнитофоном). 4. Двигательные тренажеры. 5. Лечебно-нагрузочные костюмы («Адели—92»). Костюм используется для лечения различных форм церебрального паралича в любом возрастном периоде жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс — стопы». Благодаря амортизаторам, несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц), уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкииезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.
6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. «Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин) — набор специализированного оборудования, основными элементами которого являются: -напольные и настенные мягкие покрытия, пуфики и чанки разных размеров и цветов (подушки в виде скатов, которые прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую опору, следуя его форме); -«водяной матрац» (подогреваемый матрац прогибается, повторяя форму тела, мягко и равномерно поддерживая его); музыкальная водяная кровать (вибрации, созданные музыкой, воспринимаются кожей как тактильные стимулы); -«кресло-лепесток» (покачиваясь, расслабляет, снижает спастичность мышц); -светящийся бассейн с прозрачными шариками (цвет шариков изменяется); -трубки с пузырьками (поток пузырьков поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубе, наполненной водой; цвет подсветки меняется); -«водопад» из светооптических волокон с боковой подсветкой (100 нитей покрытого винилом светооптического волокна медленно изменяют цвет); -панель с нитями с ультрафиолетовой подсветкой (пластиковые нити различных окрасок с акриловым зеркалом, отражающим эти нити);
-панель с фонтаном из светооптических волокон, работающая в интерактивном режиме (при последовательном «к вощении во шикают разнообразные световые эффекты); -панель «искрящийся ковер» (черпая ковровая ткань, в ворс которой вплетены светооптические волокна; создается эффект мерцания с постоянным изменением цвета; вешается на стену или кладезей па пол); -тактильная панель (набор материалов различных текстур, которые можно осязать и совершать ими манипуляции); -набор колес с узорами и картинами (по стене «проплывают» простые рисунки); -мерцающий металлофон (светящиеся клавиши, на которых можно играть простые мелодии). Сенсорная комната даст возможность подавать стимулы различной модальность – зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом восприятие становится более активным, Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты итожено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Помимо традиционных методов лечебной физкультуры в практике коррекции движений у детей с ДЦП в настоящее время используются различные дополнительные средства. Их применение обусловлено, не только поиском более эффективных подходов, но и тем, что ребенку с ДЦП необходимо заниматься лечебной физкультурой на протяжении многих лет. Однообразие упражнений, отсутствие ощутимых наглядных результатов приводит к значительному снижению мотивации у детей.
Трудно переоценить значение водных процедур для развития движений у ребенка с ДЦП. Разнообразные души, ванны способствуют укреплению нервной системы ребенка и его организма в целом, а плавать в бассейне такие дети начинают раньше, чем ходить. Развитию движений успешно способствует ходьба на лыжах. За рубежом была разработана и применена иппотерапия — коррекция двигательной системы ребенка на пони и ослах. При этом ребенок должен удерживать равновесие аналогично тому, как при сидении или лежании на большом мяче с отведением бедер. Покачивание при ходьбе животного, а также живое тепло способствуют расслаблению мускулатуры ребенка. В течение нескольких лет в отечественной практике применяются приборы биологической обратной связи (БОС), позволяющие вырабатывать контроль над мышечным тонусом. Это способствует улучшению саморегуляции движений. Контроль обеспечивается благодаря демонстрации параметров работы мышц на приборах — подаются акустические или визуальные сигналы. В устройствах нового поколения различные биофизические параметры демонстрируются на мониторах компьютеров в виде игровых сюжетов. Особый интерес представляет использование лечебных костюмов. Первый лечебный костюм «Адели» был создан в 1992 году на основе комбинезона «Пингвин». Комбинезон «Пингвин», разработанный в 70-х годах, используется космонавтами. Это нагрузочное устройство, имитирующее эффект гравитационного поля Земли. Оно стимулирует структуры функциональной системы антигравитации мозга и тем самым предотвращает гипотрофию мышц и декальцинацию костной ткани в условиях невесомости. В комбинезоне обеспечивается дополнительная силовая нагрузка на мышцы, выполняющие функцию антигравитации, за счет системы эластичных тяг. При этом амплитуда движений не ограничивается, а лишь усложняются условия их выполнения. В 1998 году после апробации костюма «Адели» была создана новая модель — «Гравистат». В этом лечебном костюме появляется возможность перераспределять нагрузку на мышцы; так, как это необходимо для пациента. К. А. Семенова отмечает, что при этом:
•создаются условия для коррекции нарушений рефлекторной сферы; •создается продольная осевая нагрузка без сдавления межпозвоночных дисков и позвонков — ребенка можно выпрямить; •можно затруднить или облегчить движение; •можно фиксировать части тела, например, уменьшить разболтанность суставов; •можно частично компенсировать отсутствующую функцию мышц; •работа в костюме способствует улучшению дыхания, кровообращения и др. функций.
Таким образом, педагогические технологии работы с дошкольниками с ДЦП строятся, прежде всего, с учетом возрастных потребностей ребенка. При этом не только приспосабливают ребенка к окружающей среде, но и среду используют, а также приспосабливают для абилитационного процесса. Приложение 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|