Мировоззрение. ур-ни, эволюция.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Понятие социального прогнозирования Социальное прогнозирование – прогнозирование (предусмотрение возможных вариантов развития) всего общественного, связанного с обществом и общественными отношениями, в центре чего находится человек. Включает:1) ретроспективный анализ объекта; 2) описание его современного состояния; 3) выявление проблем; 4) описание вариантов развития на основании анализа данных. Прогноз = многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта. В современных условиях вопросы научного предвидения при решении конкретных перспективных проблем научно-технического, социально-экономического, военно-политического характера приобретают особую важность[1]. Весьма значительна эффективность прогнозирования социальных процессов в экономическом отношении. Еще 40 лет назад некоторые американские фирмы сумели удвоить и утроить сбыт своей новой продукции (а следовательно, и прибыли) только благодаря оперативному учету данных, содержащихся в прогнозах, которые были разработаны собственными исследовательскими учреждениями или куплены у фирм – «торговцев прогнозами». Каждый доллар, вложенный в разработку прогнозов, через короткое время оборачивается пятьюдесятью долларами чистой прибыли. Тогда же обнаружилось, что хорошо налаженная служба прогнозирования позволяет значительно сократить время на выработку различных планов, программ, проектов, решений и, главное, позволяет существенно повысить их научный уровень, а следовательно, и эффективность[2]. Среди отличительных особенностей социального прогнозирования выделяют: - формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер (допускают большую степень вероятности);
- не обладает директивным характером – прогноз дает информацию для обоснования решений и выбора методов планирования. - оспецифическими методами: сложной экстраполяцией, моделированием, возможностью проведения эксперимента. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Опыт прошлых лет и научные достижения современности позволяют осуществлять прогнозирование, т. е. научное предвидение перспектив развития конкретных социальных процессов с особой точностью. Исследования в области социального прогнозирования развертываются в полной мере. Уже сейчас на их основании можно вывести ряд заключений об отдельных контурах недалекого будущего. Специфика разработки прогнозов в социальных науках Прогнозирование особенно актуально во время перехода от одной формы экономических отношений к другой, при разработке не только так называемых прогнозов-маяков, но и прогнозов-следствий - положительных или отрицательных для жизнедеятельности общества и отдельных его сфер. Разработка вопросов методологии и методики прогнозирования интенсифицировалась на Западе с начала 50-х годов XX века (работы Г. Тейлора, Б. де Жувенель, Д. Белла, Э. Янча, Ф. Полака и других исследователей). С конца 1960-х годов (работы М. Моисеева, В. Ковда, В. Тимофеева-Ресовского, Н. Боголюбова и др.) приходится бесперспективность использования ядерного оружия, несовместимость научно-технической революции с ее социально-экономическими последствиями. На первый план выдвигаются экологические проблемы, проблемы гармонизации топливно-энергетической, материально-сырьевой, продовольственной, демографической и других сфер (Д. Медоуз, Дж. Форрестер и др.). + политика, история и др. науки.
Изменчивость мира, глобализация и антиглобализм
Глобализация – это объективный и естественный процесс, в ходе которого стираются географические границы соц и эконом систем, происходит превращение социальной реальности в единое многообразное социальное поле. Процессы глобализации затронули все сферы жизни. Их внешн. проявл: спады производства, снижение, эконом ур-ня жизни насел-я. Возник. противоречия в духовной и культурной жизни.Глобализация несет: - разрушение культурного многообразия мира=гибель цивилизаций. 2-е стандарты и негативн последствия затраг интересы многих слоев населения, возникает недовольство, порождая антиглобализм. Антиглобали́зм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировоззрение. ур-ни, эволюция. Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в немчеловека , а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.Оно формир-ся путем объединений различн эл-тов из разн ур-й и форм обществ сознания. Сообщает опыт предыдущ поколений. Мировоззрен чел-ка эволюционирует. Оно вкл представления о живой и неживой прир, о соц процессах, истории, о людях, их идеалах и убеждениях. Этапы мировоззрения: Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью.Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии[10] в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия[10] распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей.
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия[11] — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки. Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д. Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, все права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант , сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|