Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу.
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ (зимняя сессия, 2002/2003 учебный год). Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания; понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих. ОзиЗ – дисциплина, изучающая широкий спектр социальных, организационных, экономических, правовых, психологических и других проблем медицины, здоровья населения, его мониторинга, охраны, укрепления и восстановления. Среди факторов, обусловливающих общественное здоровье, выделяют 4 основные группы: 1) образ жизни, на который в формировании здоровья прихо 2) генетические факторы (или наследственность) — 20%; 3) внешняя среда — 20% (экология); 4) здравоохранение — 8—10%; Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания; основные задачи, предметы изучения и системы обеспечения общественного здоровья. Формировать ЗОЖ должны: 1. Государство, 2. Общественные организации, 3. Медицинские учреждения, 4. Человек. Задачи государства: 1. защита среды обитания, 2. создание безопасных условий труда (работают во вредном производстве 5 мил., из низ 3 мил. женщины), 3. выпуск доброкачественных продуктов, 4. создание индустрии здоровья, 5. внедрение экономических стимулов ЗОЖ 6. организация и проведение гигиенического воспитания (детский сад, школа, институт, предприятие) 60% учителей и воспитателей не видят смысла в гигиеническом воспитании. Предметы изученияОЗиЗ: 1. Общественное здоровье 2. Факторы риска и распространённость важнейших заболеваний 3. Система охраны, укрепления и восстановления здоровья 4. Международные тенденции 5. Организационно-медицинские технологии 6. Управленческие процессы
Основные методы исследования, используемые для оценки общественного здоровья и деятельности органов и учреждений здравоохранения. Методы исследования: 1. Исторический 2. Статистический (одномерноного и многомерного анализа) 3. Эпидемиологический 4. Социологический 5. Социально-психологический 6. Системный анализ и подход 7. Графологический 8. Моделирования 9. Прогнозирование 10. Экономический анализ 11. Ситуационный анализ 12. Непосредственное наблюдение 13. Организация эксперимента 14. Экспертная оценка 15. Вероятностный Понятие о медицинской статистике. Значение и использование статистики для изучения здоровья населения и оценки деятельности учреждений здравоохранения. Статистика—общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. Медицинская статистика широко используется при изучении вопросов, связанных с медициной, гигиеной и здравоохранением. Являясь основным методом социальной гигиены и организации здравоохранения, она в то же время представляет одну из отраслей статистики. В медицинской статистике различают три основных раздела: теоретические и методические основы медицинской статистики, статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. В задачи медицинской статистики входит: 1) выявление особенностей в состоянии здоровья населения и факторов, определяющих его; 2) изучение данных о сети деятельности и кадрах лечебно-профилактических учреждений, а также данных о результатах лечебно-оздоровительных мероприятий, которые используют при поиске путей улучшения здоровья населения и дальнейшего совершенствования системы здравоохранения. Кроме того, методы медицинской статистики применяют в экспериментальных, клинических, гигиенических и лабораторных исследованиях.
В медицине статистические приемы используют при клинико-гигиеническом нормировании факторов производственной среды, при расчете доз лекарственных препаратов, определении стандартов физического развития, оценке эффективности примененных методов профилактики и лечения тех или иных заболеваний и т. д. Основные этапы статистического исследования. Предварительный этап: · Выбор темы · Разработка гипотезы исследования · Знакомство с литературой · Формулироваие цели и задачи исследования 1 этап: составление программы и плана статистического исследования План отвечает на вопросы: кто, что, где, когда, как Подэтапы: · Программа сбора материала (анкеты, интервью) · Программа разработки материала (статистические таблицы, перечень статистических величин) · Программа анализа материала 2 этап: сбор материала 3 этап: обработка материала 4 этап: анализ, выводы, предложение для практики 6. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды статистических таблиц и правила их построения. План исследования: 1. Выбор объекта исследования (пациенты их родственники, медицинский персонал, семьи..), 2. выбор объема исследования (зависит от числа единиц наблюдения),вид исследования: (одномоментное, единовременное, текущее, когортное, проспективное, ретроспективное, лонгитюдное, клиническое, разработка архивных материалов 3. Выбор методы исследования (информационно-библиографический; статистический; психологический, социологический, математический,. экономический; непосредственного наблюдения (монологический). 4. календарные сроки проведения исследования, 5. Сроки сбора материала, 6. Исполнители, 7. финансирование, 8. оснащение… Программа исследования:
Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие. В таблице, как в грамматическом предложении, различают подлежащее (то, о чем говорится) и сказуемое (то, что объясняет подлежащее). Статистическое подлежащее — это основной признак изучаемого явления; оно располагается, как правило, по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое — признаки, характеризующие подлежащее, располагается в вертикальных графах таблицы. Оформление таблицы заканчивается итогами по графам и строкам. Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и комбинационные (сложные).Простой называется таблица, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку. В групповой таблице попарно сочетаются признаки: стадия гипертонической болезни и пол, а затем стадия болезни и возраст. Комбинационной называется таблица, в которой сказуемые взаимосвязаны между собой.
Закон больших чисел как теоретическая основа выборочного метода. Требования к выборочному методу. Для обеспечения репрезентативности выборочной совокупности к ней предъявляют два основных требования: 1) она должна обладать основными характерными чертами генеральной совокупности, т. е. быть максимально на нее похожей. Собственно поэтому выборочную совокупность следует отбирать из генеральной на основе определенных правил, обеспечивавших объективность отбора составляющих ее единиц; 2) она должна быть достаточной по объему (числу наблюдений), чтобы более точно выразить особенности генеральной совокупности. Статистика располагает специальными формулами или же готовыми таблицами, по которым можно определить необходимое число наблюдений в выборочной совокупности. Теоретическое обоснование выборочному методу дает математическая теория вероятностей и обосновываемый этой теорией закон больших чисел. Вероятностью называют меру возможности возникновения каких-либо случайных событий в данных конкретных условиях и обозначают ее буквой «р». Теория вероятностей обосновывает закон больших чисел. Закон больших чисел имеет два важнейших положения для выборочного исследования: 1. по мере увеличения числа наблюдений результаты исследования, полученные на выборочной совокупности, стремятся воспроизвести данные генеральной совокупности;
2. при достижении определенного числа наблюдений в выборочной совокупности результаты исследования будут максимально приближаться к данным генеральной совокупности. Иными словами, при достаточно большом числе наблюдений выявляются закономерности, которые не удается обнаружить при малом числе наблюдений. 8. Статистическая совокупность и ее структура. Статистическая совокупность– это группа состоящая из большого числа относительно однородных (одинаковых) элементов, взятых в одинаковых пределах времени и пространства. Любая статистическая совокупность складывается из единиц наблюдения. Численность единиц наблюдения определяет объем исследования. Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности, наделенный признаками, подлежащими исследованию и в той или иной степени характерными для всей совокупности. Признаки: 1. Сходства (пол, возраст, место учебы, работы, заболевание), 2. Различия (чаще всего это учитываемые признаки по которым отличаются друг от друга единицы наблюдения). По характеру: 1. Атрибутивные (описательные), 2. Количественные. По роли в совокупности: 1. Факторные – под влиянием которых может меняться другой признак. 2. Результативные – те, которые изменяются под действием факторных признаков. Например: Возраст будет факторным признаком по отношению к росту, а рост – результативным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|