Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание. Адаптация и биоритмы. Эксперимент. 1. 1. 3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации. Адаптация и интеллект




ВНИМАНИЕ

Здесь необходимо отметить, что новейшие разработки в области поиска значимых для управленческой деятельности индивидуальных особенностей и их последующей диагностики вновь оперируют таким психофизиологическим комплексом, как лабильность нервных процессов. Так, в работе Е. М. Борисовой с соавторами. (Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М. О. Мдивани, 1997) обосновано существование трех основных блоков профессионально важных качеств руководителя: интеллектуальный, личностный и динамический (сила илабильность нервной системы). На объемной и репрезентативной выборке испытуемых (около 400 человек, из них 345 управленцев) показано, что именно по показателям лабильности в мыслительно-речевой деятельности группа руководителей статистически значимо отличается от группы студентов, тогда как по показателю силы нервной системы эти различия незначимы.

Адаптация и биоритмы

Дальнейшие исследования влияния выраженности ряда психофизиологических показателей испытуемых (мощности отдельных волн кардиограммы, субъективной оценки самочувствия, активности и настроения и некоторых других) о ходе их адаптации к новым условиям организации трудовой и учебной деятельности показали, что здесь играют большую роль ритмы суточного диапазона, которые обнаруживают известную синхронность на физиологическом и психологическом уровнях. Возможно, именно эффект синхронизации разноуровневых параметров человеческой индивидуальности является одним из психофизиологических механизмов адаптивных реакций. Как было выявлено нашим исследованием, успешность приспособления к новым логическим схемам решения при оперировании с новым классоминтеллектуальных задач определяется прежде всего генеральным фактором скорости интеллектуальной деятельности, которая, по многочисленным данным других авторов, обеспечивается за счет синхронизации биоэлектрической активности различных отделов головного мозга (см., например: Биопотенциалы мозга человека: Математический анализ. — М., 1987).

ЭКСПЕРИМЕНТ

Про6леме биоритмологических основ адаптивных возможностей человека а контексте структуры черт личности посвящено исследование Ю. М. Плюснина и А. А. Путилова (1990). На большом экспериментальном материале (обследован 231 человек при помощи разработанного авторами самооценочного опросника индивидуального профиля и адаптивных возможностей, а также ряда личностных и интеллектуальных тестов) были выявлены интересные корреляции между показателями адаптивности, совокупностью личностных факторов и комплексом биоритмологических характеристик, описывающих весь профиль цикла «сон — бодрствование».

Так, один из показателей биоритмологической анкеты, отражающий способность бодрствовать допоздна (высокий уровень активности а вечернее время, способность бодрствовать в ночные часы), оказался положительно связан с такими личностными факторами опросника Р. Кеттелла, как +Е — склонность к доминированию и фактор второго порядка — экстраверсия. Иными словами, способность бодрствовать допоздна свойственна людям с комплексом лидерских качеств: общительность, концентрированность на внешних событиях, независимость, властность, упрямство. С другой стороны, адаптивные возможности испытуемых (по самооценке биоритмологической адаптации) положительно связаны с двумя факторами второго порядка того же 16-факторного опросника Р. Кеттелла: экстраверсия — интроверсия и тревожность — приспособленность. Таким образом, психологически и социально приспособленные экстраверты отличаются также высоким уровнем способностей к биоритмологической адаптации.

Интересно отметить, что личностный фактор +ЕР. Кеттелла оказался также положительно связан с психофизиологической характеристикой комплексного феномена адаптации, а именно с адаптацией к дополнительному респираторному сопротивлению, которая играет важную роль в ходе реализации некоторых видов профессиональной деятельности. По всей видимости, адаптационные процессы обусловливают развертывание ннтегративных процессов в структуре человеческой индивидуальности, и прежде всего таких ее аспектов по Б. Г. Ананьеву, как индивидный уровень, личность, субъект деятельности. В результате адаптация может и должна рассматриваться как активное приспособление и самоизменение человека во всех его существенных измерениях и свойствах. Выделению когнитивных, поведенческих и личностных аспектов адаптации посвящены следующие разделы данной главы.

1. 1. 3. Эволюционно-когнитивные схемы адаптации

Адаптация и интеллект

Тезис о существенной роли интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации разделяется большинством авторов. Прежде всего, данный подход разрабатывался в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. В соответствии с данной теорией организация умственной деятельности, развиваясь от простейших двигательных координаций до абстрактно-логических рассуждений и формирования на этой основе гипотез, обеспечивает решение проблемы адаптации индивида.

Отстаивая и развивая тезис об адаптивной природе интеллекта, Ж. Пиаже подробно описывает два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды, — это ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией Пиаже понимает совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. «Таким образом, психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, которые сами являются не чем иным, как канвой действий, обладающих способностью активно воспроизводиться» (Ж. Пиаже, 1969, с. 66). Аккомодация представляет собой противоположный процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами.

Этот термин означает, что живое существо никогда не испытывает обратного действия как такового со стороны окружающих его тел, но что это действие просто изменяет ассимилятивный цикл, аккомодируя его в отношении к этим телам (там же).

Исходя из этого Пиаже определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида:

Можно было бы определить адаптацию как равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, или, что по существу одно и то же, как равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов (Ж, Пиаже, 1969, с. 67).

Развивая идеи Пиаже, У. Найссер (1981) делает акцент на непрерывной динамике когнитивных навыков, которые претерпевают систематические изменения. При помощи многочисленных экспериментов показано, что совокупность когнитивных схем позволяет субъекту полнее отражать и, следовательно, приспосабливаться к экологически более важным факторам внешней среды. Развитие когнитивных схем инициируется и сопровождается как внешней исследовательской активностью, так и внутренним переструктурированием.

Сходный этап в интеллектуальном процессе приспособления к актуальной ситуации выделяет М. Вертгеймер. Он подробно исследует операцию перецентрирования, заключающуюся в переходе от одностороннего, часто эгоцентрического видения ситуации, к отражению целостной структуры ее основных элементов. При этом подчеркивается неразрывная связь приспособительных процессов продуктивного мышления с личностными особенностями субъекта адаптации:

Но даже те процессы, которые, по-видимому, являются чисто интеллектуальными, предполагают определенную установку человека некую готовность рассматривать проблему, делать это открыто, честно и искренне (М. Вертгеймер, 1987, р. 209).

Несмотря на то что существует несколько подходов к пониманию интеллекта, одно из четырех основных определений, выделенных Л. Ф. Бурлачуком, связано именно с интеллектуальным обеспечением процессов адаптации:

Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде (Л. Ф. Бурлачук, 1989, с. 38).

При этом большое значение придается не только внутреннему процессу интеллектуальной переработки информации, но и использованию результатов интеллектуальной деятельности при взаимодействии с различными средовыми факторами:

Понятие такого рода, как интеллект, раскрывается лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью (С. Л. Рубинштейн, 1989, с. 537).

Модели интеллекта. Двухфакторную модель интеллекта отстаивает Р. Кеттелл. В соответствии с этой концепцией он рассматривает интеллектуальные модели адаптации, которые обеспечиваются за счет двух основных факторов — текучего (fluid) и кристаллического (crystallized) интеллектов. Если текучий интеллект позволяет легче отражать и перерабатывать новые отношения и зависимости, то кристаллический интеллект, формирующийся онтогенетически более поздно, аккумулирует уже сложившиеся ранее когнитивные схемы адаптации человека. Индивидуальные различия проявляются прежде всего в текучем интеллекте, который измеряется при помощи батареи тестов, «свободных от культуры». Кристаллический интеллект во многом представляет собой индивидуализированный когнитивный сплав прошлого опыта, культуры, направленности личности, что может быть продиагностировано классическими, прежде всего вербальными, тестами интеллекта.

Вплотную к изучению феномена кристаллического интеллекта принимают подход, обосновывающий выделение так называемого социального интеллекта. Этот подход вытекает из трехмерной модели интеллекта Дж. Гилфорда, достаточно подробно описанной в литературе по психодиагностике (А. Анастази, 1982, и др. ). В соответствии с этой моделью интеллект описывается при помощи трех ключевых измерений, которые, комбинируясь, дают в итоге всевозможные виды интеллекта:

операции (оценивание, конвергентное мышление, дивергентное мышление, память, познание);

результаты (элементы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации);

содержание (образное, символическое, семантическое, поведенческое).

Таким образом, всего в модели Дж. Гилфорда выделяется 120 факторов интеллекта.

Социальный интеллект представляет собой результат применения операции «познание» к содержанию операции «поведение». Соответственно, социальный интеллект включает в себя следующие аспекты: способность выделять из ситуации отдельные элементы поведения, распознавать его общие свойства, выделять отношения между различными характеристиками поведения, идентифицировать смысл поведения людей в различных ситуациях, понимать изменения сходного поведения в контексте разных ситуаций, определять последствия того или иного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...