Выступайте от имени себя и своего бизнеса
Публичные выступления — лучший способ стать известным. Начните выступать, и люди начнут вас слушать и запомнят ваше имя. Специализированные агентства постоянно находятся в поиске людей, способных выступить перед профессиональной аудиторией по самому широкому кругу вопросов. Такие выступления — еще один отличный способ пообщаться с полезными вам людьми. Выступайте перед представителями своей отрасли достаточно часто, и вы, возможно, даже станете знаменитым.
Будьте настроены позитивно
Верьте в себя. В своей карьере вам доведется встречаться с множеством людей — с клиентами, коллегами и руководителями, которые будут говорить вам: "Это нельзя сделать!" Если вы позволите сомнениям помешать вашим инстинктам, ваша карьера будет недолгой или, по крайней мере, не такой успешной, какой могла бы быть. Не позволяйте мнению других людей решать за вас — успешны вы ли или нет. Если вы добиваетесь того, к чему стремитесь, и при этом не наносите вреда другим людям, вы успешны. Успех и неудача — временные явления. В бизнесе бывают взлеты и падения. Когда вы теряете клиента, потому что ваш работодатель не продлил ваш контракт, на вас может обратить внимание более крупный конкурент и предложить более высокий гонорар. Не стоит слишком гордиться собой, когда клиенты говорят вам, что вы лучший специалист по ПР, с которым они когда-либо работали; точно так же не стоит сильно расстраиваться, если другому клиенту не понравились вы и ваша работа. Сэр Уинстон Черчилль однажды сказал: "Успех — это способность не терять энтузиазм, когда неудачи следуют одна за другой". Боб Калиан, успешный писатель и предприниматель, говорит: "Я обнаружил, что секрет успеха заключается в том, что, если все не бросить, потерпеть неудачу нельзя. Честно, все настолько просто". Придумайте свое определение успеха. Мое звучит следующим образом: "Делать то, что я хочу делать, когда и где я хочу это делать, и получать за это хорошие деньги — иногда даже очень и очень хорошие".
Когда вам удастся осуществить свою первую (или очередную) успешную ПР-кампанию, не теряйте голову и будьте скромны. Не думайте, что один удачно помещенный материал или стоящая кампания делают вас мастером. Вам все еще нужно очень многому научиться, причем так будет всегда. Настоящий профессионал всегда учится. Некоторые специалисты по связям с общественностью начинают много мнить о себе. Я вам не советую этого делать. Вы знаете много, но все; вокруг нас столько информации, что один человек просто физически не в состоянии всю ее усвоить. Вы умны, но часто ваши советы не будут давать желаемого результата, а клиент будет недоволен достигнутыми результатами. Томас Эдисон однажды сказал: "Мы не знаем одной миллионной одного процента ни о чем". Помните об этом, если успех вдруг вскружит вам голову.
Глава 22
Десять советов По улучшению Стиля письма
В этой главе...
► Как организовать свои мысли
► Как понять своего читателя
► Как избежать длинных, запутанных текстов
► Как приучить себя переписывать написанное
Можно нанять ПР-фирму, специалиста-пиарщика или бывшего журналиста, и они напишут пресс-релиз за вас (см. главу 8) — но, конечно же, вы можете сделать это и сами. Если вы — прирожденный писатель, с пресс-релизами вы справитесь без труда. Если нет, практикуйтесь и вы добьетесь результатов. Эта глава напомнит вам о десяти правилах хорошего стиля письма. Примените эти правила, и ваша проза станет яснее и понятнее.
Будьте организованными!
Недостаточная организованность — главная причина появления на свет трудных для чтения текстов. Если читатель считает, что содержимое для него важно, он проштудирует документ, даже если он будет навевать скуку или состоять из длинных предложений и высокопарных слов. Но если он плохо структурирован, — даже не надейтесь. Никто не станет разбираться, что в нем написано. Плохая организация — следствие плохого планирования. Прежде чем начать писать, набросайте короткий план. Кратко изложите содержание и структуру пресс-релиза или набора рекомендаций. Никаких особых требований нет. Простого списка или наброска вполне достаточно. Выберите самую удобную для вас форму. К тому времени, когда вы закончите писать, содержимое окончательной версии может отличаться от первоначально плана. В этом нет ничего страшного. План — лишь средство, помогающее структурировать текст, а не истина в последней инстанции. Если у вас возникнет желание внести в него изменения в процессе, делайте, это не задумываясь! План помогает вам разделить будущий текст на меньшие части, с которыми легче работать. Организация этих частей зависит от типа документа, который вы пишете. Если тип документа не накладывает жестких ограничений на его формат, выбирайте структуру, подходящую для данного материала. Среди самых распространенных форматов можно выделить следующие.
ü По порядку размещения. Статью о планетах Солнечной системы можно начать с Меркурия (самой близкой к Солнцу планеты) и закончить Плутоном (самой дальней от Солнца планетой).
ü От простого к сложному. Руководства по использованию компьютерной техники начинаются с объяснения простых вещей и, по мере освоения пользователем базовых принципов, переходят к более сложным операциям.
ü В алфавитном порядке. Вполне подходящая структура для брошюры о, скажем, витаминах (А, ВЗ, В12, C, D, Е и т.д.) или для справочника сотрудников компании.
ü Проблема и решение. Еще один формат, уместный для описания проблемных ситуаций и их успешного решения и для разного рода отчетов. Обычно начинается с "Проблема заключалась в том, что..." и заканчивается "Так мы ее решили".
ü Перевернутая пирамида. Газетный стиль изложения новостей — в первом абзаце излагается суть повествования, а в последующих подаются факты, по мере убывания их значимости. Этот формат можно использовать для журнальных статей, писем, докладных записок и отчетов.
ü От общего к частному. Можно начать с обобщения, а затем усилить его конкретными фактами. Ученые используют этот формат в докладах о проведенных исследованиях. Такие доклады начинаются с изложения ключевых результатов, за которыми следуют подтверждающие их доказательства.
ü От частного к общему. Еще один подход — начинают с конкретных примеров, а затем подводят читателя к выводам об общих принципах или общей идее. Отлично подойдет для статьи для отраслевого журнала.
ü Список. Глава, которую вы сейчас читаете, представляет собой список, потому что в ней перечислены, по списку, проблемы, с которыми чаще всего встречаются при написании документов и статей. Заголовок технической статьи-списка может звучать как "Шесть советов по разработке систем мокрой очистки отработанных газов" или "Семь способов сократить заводские расходы на электричество".
Знайте, для кого пишете
В большинстве случаев ваши маркетинговые документы — статьи, пресс-релизы, брошюры — предназначены для многих, а не для одного конкретного читателя. Даже, несмотря на то, что вы не знаете имена своих читателей, вы должны мысленно представить себе, кто они такие — на каких постах и в какой отрасли они работают, какое образование получили, каковы их интересы. Получить возможность хорошо представить себе своего читателя можно, изучив те издания, в которые вы собираетесь отправлять свой пресс-релиз. Обратите внимание на следующие характеристики.
ü Название должности. Инженера интересует надежность вашего компрессора и технические характеристики, а вот сотрудника отдела закупок больше волнует цена. Занимаемая человеком должность влияет на его восприятие вашего товара, услуги или идеи. Вы пишете для заводских инженеров? Офис-менеджеров? Высшего руководства? Стенографисток? Убедитесь в том, что тон и содержание вашего письма соответствуют профессиональным интересам ваших читателей.
ü Образование. У вашего читателя докторская степень или он не смог закончить среднюю школу? Он инженер-химик? Он разбирается в компьютерном программировании, термодинамике, физической химии и вариационном исчислении? Пишите достаточно просто так, чтобы даже самый слабый в технике читатель мог понять, что вы хотите сказать.
ü Отрасль. Когда инженеры покупают обратноосматическую систему опреснения воды для химического завода, они хотят знать все технические детали вплоть до последней трубки, насоса, вентилятора или фильтра. Моряков, наоборот, интересуют исключительно два вопроса: "Сколько это стоит?" и "Насколько это надежно?" В особенности если речь идет о материалах, цель которых — продвижение товара на рынке, знайте, какие именно характеристики товара интересуют разных покупателей.
ü Уровень вовлеченности. Читателю интересно или неинтересно? Он настроен дружелюбно или враждебно? Готов воспринимать информацию или все отрицает? Понимание его состояния поможет максимально учесть все его потребности в тексте.
Остерегайтесь "канцелярита"
Каждому, кому доводилось читать внутрикорпоративные документы, известно об опасности, которые таит в себе излишняя формализация; помпезные выражения и вычурный стиль порой заставляют думать, что текст был написан компьютером, неодухотворенной машиной, но никак не живым человеком. Язык корпоративных документов, "канцелярита", по моему мнению, сложнее тех вещей, которые он призван описывать. Перегружая текст жаргоном, всевозможными клише, устаревшими фразами, деепричастными оборотами и чрезмерным количеством прилагательных, чиновники и бюрократы прячутся за стопками недоступных для понимания докладных записок и отчетов. Чтобы помочь вам распознать "корпоративный язык", я собрал несколько примеров из различных источников. Обратите внимание, создается впечатление, будто главная цель автора — произвести впечатление, а не поделиться информацией. Все приведенные ниже примеры взяты из реальной жизни.
Не могли бы вы проинформировать меня, как только у вас появится такая возможность, о существующем положении вещей, что касаются этого товара.
— Докладная записка от менеджера по рекламе
Поскольку все долговые обязательства по данному счету, таким образом, закрыты, мы сегодняшним днем закрываем его. Надлежащим образом прилагаем к сему чек на сумму в 30,5 тысячи долларов, отражающую долю вашего участия, что отображено в приложенном отчете. — Письмо от брокера
Как искоренить проявления "языка корпоративных документов" в своих материалах? Начните с искоренения жаргона. Избегайте технических терминов, за исключением тех случаев, когда они абсолютно точно передают то, что вы хотите сказать. Например, никогда не пишите "подвижной элемент зубной полости", когда можно написать "расшатанный зуб". Юрист-правовед Тамар Франкель отмечает, что, когда вы избегаете жаргона, ваш текст с одинаковой легкостью могут прочитать и новички, и опытные профессионалы. Используйте сокращения. Избегайте клише и устаревших выражений. Пишите просто. Отдавайте предпочтение действительному обороту, тут действие выражается прямо: "Джон провел эксперимент". В страдательном обороте действие непрямое: "Эксперимент был проведен Джоном". Если вы используете действительный оборот, в вашем тексте будут прямота и энергичность; ваши предложения будут короче и конкретнее. Страдательные обороты звучат тривиально и чопорно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|