Точка зрения на систему как целое
До сих пор мы рассматривали элементарные компоненты, которые составляют систему действия, и те два основных способа, при помощи которых они связаны с основанием ориентация—модальность. Однако эти компоненты и связи конституируют систему, которая в свою очередь функционирует во взаимосвязи с тем, что мы называем «средой». Остановимся теперь на нескольких аспектах свойств такой системы в ее среде. Основные точки отсчета для этого анализа — переупорядочение или трансформация пунктов рис. 1, как это представлено на рис. 2. Компоненты рис. 2 — те же самые 16 комбинаций стандартных переменных, изображенных на рис. 1. Однако здесь есть две новые особенности упорядочивания: во-первых, каждый из четырех основных блоков ячеек рис. 1 представлен колонкой на рис. 2. Внутри каждой колонки ячейки, в свою очередь, располагаются сверху вниз в порядке L-I-G-A. Это образует кибернетическую иерархию контроля7, т.е. каждая ячейка определяет необходимые, но недостаточные условия для деятельности ячейки, расположенной в колонке выше; а в противоположном направлении категории каждой ячейки контролируют процесс, определяемый ячейкой, расположенной ниже. Например, определение цели контролирует отбор средств для достижения этой цели. 7 Parsons Т. et al (eds), Theories of Society, op. cit, General Introduction, part II.
Второе отличие от рис. 1 состоит в расположении колонок слева направо в определенном порядке, который в принятых функциональных терминах выражается как L-I-A-G. Две левые колонки обозначают структурные компоненты системы. Колонка L формулирует свойства единиц, рассматриваемых в качестве актора; колонка I определяет структурный аспект сети отношений между единицами, т.е. нормы, функционирующие как интегра-тивные стандарты. Две колонки справа определяют элементы процесса, в результате которого действует система. Колонка G демонстрирует модальности объектов с точки зрения изменения значения как процесса связи «входа» и «выхода»; он вносит внутрь системы категоризацию значений, выработанных системой. В колонке А определены компоненты, включенные в символические механизмы, опосредующие адаптивный аспект процесса. В то время как иерархия контроля располагает субряд А внизу каждой колонки, сама колонка расположена «внутри» системы, ибо она содержит ряд символических значений (или «репрезентаций») объектного мира среды, внешней для системы, или категоризации объектов, независимо от того, включены они в систему или нет. Тем самым создается внутренняя среда системы, та среда, к которой должны адаптировать свои отношения друг с другом единицы. А актуальные объекты символизируют формирование внешней среды, к которой должна адаптироваться система как целое.
Мы предположили, что продукты системы действия состоят в изменении значений объектов. Отсюда следует, что вклады в систему также являются значениями объектов; то, что завершает процесс действия, есть изменение этих значений. Мы считаем, конечно, что в процессе создаются новые объекты и категории объектов; по-видимому, они сами являются системами действия и их «культурными» следами. Различение между изменением значения старого объекта и созданием нового объекта зависит от точки наблюдения. Поэтому модальности объектов в колонке G на рис. 2 могут рассматриваться как классификация продуктов внутреннего процесса действия в том смысле, в котором обычно экономисты говорят о «добавленной стоимости»8. Так, в процесс действия, поскольку он внутренне эффективно адаптивен, можно сказать, что он увеличивает полезность объектов; например, полезность в экономическом смысле: категория, релевантная для социальных систем, также является категорией значения в настоящем контексте. Действие, которое последовательно внутренне ориентировано на достижение цели, приводит к увеличению катектической ценности объектов в системе. Эффективно интегративное действие ведет к увеличению «значения идентификации» в социальных системах, к солидарности с объектами и друг с другом. Наконец, процессы «сохранения образца» поддерживают или возрождают аспект, в котором сама соответствующая система рассматривается как объект социальной системы; здесь речь идет о дюркгеймовской интеграции (солидарности) «морального авторитета».
Обозначения справа от колонки I на рис. 2 являются «ориентациями действия» в колонке «Ориентация» на табл. 1 Дубина. Мы предположили, что они могут трактоваться как категории продукта, поступающего в среду системы как целого (в отличие от продуктов внутреннего процесса). Таким образом, инструментальное действие системы может рассматриваться как результат увеличения инструментальной ценности для нее объектов в окружении или в более широкой системе. Точно так же экспрессивное действие создает увеличение катектического значения объектов, находящихся в среде, а ответное действие увеличивает интегративно-идентификационную категорию значений (например, Для социальной системы — ценность «морали»). В соответствии с принципами, используемыми нами постоянно, мы предполагаем, что не существует категории Для подсистемы L за исключением случаев изменения в структуре данной системы. 8 См.: Parsons, Smelser, op. cit, ch. 4. Для обсуждения понятия в дальнейшем это разработано Смелсером в «Social Chauge in the Industrial Revolution» (Chicago, University of Chicago Press, 1959). 'Ср.: Parsons, Smelser, op. cit.
Классификация объектов Еще один ряд категорий, играющий определенную роль в табл. 1 Дубина, должен быть принят во внимание — классификация типов объектов на физические, социальные и культурные. Эту проблему более удобно рассматривать на уровне среды. Если данная система представлена актором или системой действия, то та система, с которой она взаимодействует, является социальным объектом. Следует объяснить, почему эта категория должна быть разложена по крайней мере еще на две подкатегории: систему, организованную вокруг одного человека, а именно — личности, и социальную систему, созданную взаимодействием множества индивидов. Физический объект является, таким образом, объектом, с которым система не взаимодействует в указанном смысле, и который, располагаясь внизу системы действия по иерархии контроля, выступает для нее условием. Культурный объект также является объектом, с которым не происходит взаимодействия, но который в иерархии контроля расположен выше и тем самым является средоточием ее собственной системы контроля.
Однако следующий принцип, имеющий отношение к этому, но не предлагаемый здесь, предполагает интерпретацию систем10. Основной случай физических систем, в которые проникает личность, представляет собой поведенческий организм, т.е. физическая система, которая делает систему личности способной функционировать. Другой крайний случай — «действие» культурной системы, проявляющееся через социальные и личностные действия, и устанавливающее нормативный контроль подсистем социальной системы. На каждом «конце» серий контроля имеется ряд предельных понятий неакционис-тской «реальности». Внизу существует чисто физическая реальность, с которой система действия не взаимопроникает и которая выступает лишь в качестве условия для нее. Вверху располагается «неэмпирическая», возможно «космическая» реальность, с которой точно также не существует значимого взаимопроникновения и которая рассматривается в качестве «экзистенциальной основы» культурных систем. 10 Ср.: Parsons T. An Approach to Psychological Theory in Terms of the Theory of Action («Psychology: A Study of a Science», S. Koch ed., N.Y.,: Me Grow-НШ, 1959, vol.3).
Точно такая же классификация может быть выработана для альтернативного случая, когда рассматриваемая система представляется не в качестве объекта, а как действующая. По-видимому, здесь параллелью культурному объекту будет понятие «субъекта» как «знающего, чувствующего и желающего». На социальном уровне таким понятием будет наше понятие «актора» как участника взаимодействия. На досоциальном уровне взаимопроникновения это понятие организма как «функционирующего» по отношению к окружению. Возможно, что еще ниже следует поместить «наследственную конституцию» видов (отличную от конкретного организма в филогенетическом, а не в онтогенетическом смысле).
Комбинации компонентов Рассмотрим теперь вопрос об основаниях комбинации и распределения компонентов стандартных переменных. Максимальное число типов может быть, конечно, получено, если рассматривать как потенциальные комбинации все те, которые возможны случайно. Однако этой процедуре пришлось бы принести в жертву тот подход, который был осуществлен и был назван организацией систем действия, а также определенные теоретические обобщения, связанные с ним. Мы ограничили случайные комбинации тем, что, во-первых, сформировали две клетки ячеек (L и G) исключительно из категорий одного какого-либо из элементарных рядов; во-вторых, тем, что никогда не помещали оба члена «дилеммной» пары в одну и ту же ячейку; в-третьих, помещая лишь один компонент из каждого элементарного ряда в каждую ячейку клеток I и А; и наконец, введением их из «функционально родственных» ячеек парадигм элементарной комбинации (см. рис. 1 и 2). По этим правилам организации мы и далее проводим тактику отбора при размещении клеток I и А. С точки зрения «геометрии», на рис. 1 эта тактика сводится к двум процедурам: 1) для клетки I распределение компонентов модальности происходит по принципу сохранения «функционально родственной» константы значения, а затем следует поворот по часовой стрелке осей модальности на одну четверть и распределение компонентов ориентации происходит подобным же образом, путем поворота ориентации в направлении, противоположном часовой стрелке; 2) для клетки А направление поворота обратное в любом случае. Таким образом, в клетке G различие между универсализмом и партикуляризмом определяет горизонтальные оси парадигмы, а в клетке I — диагональные. Иначе: из этих двух проявлений каждого компонента в таблице G только один из них включается в таблицу I, и они размещаются в диагональном положении. В результате возможен «сдвиг» соответствующей категории от одной из двух позиций, в которой она может быть локализована в элементарном ряду к другой. Эта процедура никогда не приводит к «переходу» в «запрещенную» ячейку; например, универсализм и партикуляризм никогда не «меняются местами». Что же означают все эти стандартизации? Внутренней организации (рис. 2) присуще, что интегративные функции стоят выше в порядке контроля как целедос-тижительных, так и адаптивных функций, которые в этом порядке сопутствуют им. На основании того, что не может быть здесь изложено полностью, я предполагаю, что горизонтальные и вертикальные оси парадигмы устанавливают размещение процессов, понимаемых как взаимообмен между единицами, который, естественно, обладает преимущественно внутренней адаптивной значимостью, обеспечивая средства для рассматриваемых единиц, а также внутренней целедостижитель-ной значимостью, обеспечивая поощрения. Таким образом, «поворот» позволяет включить компоненты стандартных переменных в интегративный взаимообмен по осям «механической» (L-G) и «органической» (A-I) солидарности Дюркгейма11.
11 Об общей проблеме взаимодействий и их парадигматическом размещении см.: Parsons, Smelser, op. cit. Относительно интегративного взаимодействия двух типов дюркгеймовской солидарности см.: Parsons T. Durkheim's Contribution to the Theory of Integration of Social Systems (Emile Durkheim. 1858-1917. Kurt H. Wolff ed. Columbus, Ohio State University Press, 1960.
Предположение, следовательно, состоит в том, что своих элементарных ячейках как I, так и А обладают интегративной значимостью. Ряд I устанавливает внутренние интегративные стандарты, отклонение от которых ассоциируется с теми реальными внутренними последствиями, которые известны в теории взаимодействия как «негативные санкции». Ряд А устанавливает стандарты значений внешних объектов («культурные стандарты»), отклонение от которых ассоциируется с культурной селективностью и разрушением, хотя «санкции» непосредственно и остро не ощущаются. В чем смысл прямых «направлений» вращения? Существует две сферы действия этих направлений. Внутри клеток поворот осей ориентации и модальностей происходит в противоположных друг относительно друга направлениях. С точки зрения системы действия модальности объектов создают способы связи не только действующей единицы, но и всей данной системы с внешней средой. Следовательно, в аспекте модальности императив интеграции состоит в том, что предпочтение отдается категории значения того объекта (внутреннего для отношения актор—объект), который обладает первостепенной функциональной важностью для системы в соответствующем контексте. В аспекте же ориентации этот императив означает, что преимущество отдается виду ориентации, обладающему первостепенной важностью для актора с точки зрения его потребностей. Так, если функция рассматриваемой системы адаптивна, то универсалистические значения обладают преимуществом по сравнению с партикуляристическими. Следовательно, можно считать, что для актора первичность специфичности может быть объяснена тем, что она защищает его интересы в других контекстах значения как тех же самых, так и других объектов, включая его только в объекты, имеющие непосредственное значение. Эти два обозначения «функционально родственны» в том смысле, что они обладают общими характеристиками внешней ориентации и инструментальной значимости. Следовательно, здесь поворот означает, что на осях A-I интегративной клетки (а не системы в целом) компонент модальности в адаптивной ячейке связан с тем, который в клетке G является его консуматорным «партнером», в то время как компонент ориентации связан с его внутренним партнером. Это является просто другим способом истолкования прямых направлений вращения. В общих функциональных терминах: прямые отношения защищают систему посредством выдвижения на первый план инструментальных, а не консуматорных соображений в адаптивном контексте и в то же время защищают актора, выдвигая вперед внешние, а не внутренние соображения. Другой пример сочетания интегративной ячейки с эффективностью в адаптивной клетке. С точки зрения данной системы определение объекта как «интернализо-ванного» или институционализированного объекта должно привести к предпочтению различных его деятель-ностей, поскольку они ориентированы на внешнюю ситуацию. Однако для того чтобы он служил эталоном морально-оценочного определения, необходима его аффективная включенность. Поворот в этом случае означает, что категоризация с точки зрения качества особо отлична от компонента деятельности применительно к когнитивной символизации, в то время как эффективность в когнитивном контексте контрастирует с нейтральностью (и тем самым в ней интегрирована). Поэтому оценочное определение в аспекте модальности обозначает внутреннюю значимость, а в аспекте ориентации — кон-суматорную значимость. Отношение пар стандартных переменных по диагонали в клетках I и А, таким образом, формулирует связь сложного разделения и баланса между компонентами модальности и компонентами ориентации. В каждом случае баланс «защищает» определение от смешения с противоположной стандартной переменной. Те же самые основные принципы выполняются, когда речь идет о функционировании системы как целого. Здесь поворот по часовой стрелке означает то, что психологи часто называют процессом «деятельности», т.е. изменением отношения системы к своему окружению, при том, что ее внутренняя структура остается неизменной; основной центр тяжести изменения в этом случае лежит в адаптивной подсистеме. Направление процесса против часовой стрелки характерно для процессов «обучения». Здесь основной центр тяжести изменений лежит во внутренней структуре данной системы, в первую очередь — в интегративной системе, производящей изменение в своих стандартах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|