Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.1. Введение в зоопсихологию и психологию. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Рабочая программа дисциплины

 

зоопсихология
и сравнительная психология

 

 

по направлению подготовки 37.03.01 Психология,
квалификация выпускника – бакалавр,
ведомственный профиль – организация
психологической службы в УИС

 

 

Вологда

2018


Рабочая программа дисциплиныпо направлению подготовки 37.03.01 Психология, квалификация выпускника – бакалавр, ведомственный профиль – организация психологической службы в УИС. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 28 с.

 

Разработчик программы:

А.В. Барышева – преподаватель кафедры общей психологии, майор внутренней службы.

Л.С. Воропанова – кандидат биологических наук, доцент.

 

Рецензенты программы:

В.В. Соколов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент

Ю.Н. Белова – доцент кафедры биологии и экологии ВоГУ, кандидат биологических наук.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, протокол № 12 от 30 ноября 2017 г.

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 4 от 28.12.2017 г.

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП.. 4

2. Место дисциплины в структуре ОП.. 4

3. Объем дисциплины.. 5

4. Структура и содержание дисциплины.. 5

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 10

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 17

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) 27

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 28

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 28

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процессапо дисциплине. 28


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП

Код компетенции Результаты освоения ОП (содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знает: знает сущность и характеристику мировоззренческих, социально и лично значимых философских проблем; основные философские категории; имеет представление о ценностно-мотивационной деятельности; историю становления и развития зоопсихологии и ее теоретическое и прикладное значении в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественнонаучных знаний. Умеет: применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе явлений и на разработке экспериментальных схем, для рассмотрения проблем и возможного поиска нестандартных решений в своей специальности; Владеет: понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных; умением организации и проведения наблюдения за поведением животных, объяснения поведения животных и его нарушений, избегая антропоморфизма, опираясь на изученный материал, исходя из научных представлений о психике и поведении животных
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать: основные понятия, использующиеся в зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школах изучения поведения и психики животных; основы положений классических теоретических работ по поведению и психологии животных; основные классические эмпирические исследования, проведенные в рамках зоопсихологии и других подходов к изучению психики и поведения животных. Уметь: анализировать философские проблемы; анализировать методику организации социальной, психологической, воспитательной работы с осужденными и проводить исследования в данной области; ориентироваться в различных классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных; пользоваться научной литературой, читать и анализировать научные тексты; Владеть: понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных; умением организации и проведения наблюдения за поведением животных

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам базовой части ОП. Изучается дисциплина параллельно с изучением «Общей психологии». Такая параллель предоставляет возможность преподавателю опираться на те знания, которые курсанты получают в процессе изучения этих дисциплин и, в свою очередь, дает возможность для более глубокого осмысления процесса эволюционных основ человеческой психики, естественнонаучной культуры, понимания мировоззренческих проблем, навыков категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения.

До начала изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать: о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе и филогенезе;

Уметь: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты.

Владеть системой понятий о строении и развитии организма человека, основных систем, структурных особенностях, а также анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях; навыками чтения анатомических схем и таблиц

Дальнейшее получение знаний в области функционирования мозга осуществляется в ходе обучения по дисциплинам «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология», «Клиническая психология».

3. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» составляет 2 зачетных единицы или 72 академических часа.

4. Структура и содержание дисциплины

Тематический план, заочная форма обучения

п/п

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Контактная работа с преподавателем

Самостоятельная

 работа

Всего часов Лекция Семинарское занятие
1 ВВЕДЕНИЕ 16 4 4   12
1.1 Введение в зоопсихологию и сравнительную психологию. Этология как одно из направлений психики животных 8 2 2   6
1.2 Биологический процесс и эволюция психического отражения 8 2 2   6
2 Общая характеристика поведенческой деятельности животных 14 2   2 12
2.1 Общая характеристика психики животных. Инстинктивное поведение и научение 8 2   2 6
2.2 Врожденное и приобретенное в поведении животных. 6       6
3 Развитие психики животных в онтогенезе 24 2   2 22
3.1 Развитие психической деятельности в пренатальном и раннем постнатальном периодах 6       6
3.2 Психическая деятельность в ювенильном периоде. Общая характеристика и познавательная функция игровой активности животных 10       10
3.3 Сравнительно-психологические особенностей развития психической активности в онтогенезе человека и животных 8 2   2 6
4 Эволюция психики человека в филогенезе 18       18
4.1 Основные направления и этапы развития психики животных. Уровни развития сенсорной и перцептивной психики. Групповое поведение животных 6       6
4.2 Эмоции и мотивации в поведении животных. Стресс и адаптация. Проблема интеллекта животных. 6       6
4.3 Эволюция психических познавательных функций у животных в предыстории антропогенеза. Проблемы происхождения трудовой деятельности, общественных отношений и членораздельной речи 6       6
  Контрольная работа          
  Зачет          
  Итого 72 8 4 4 64

 

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Введение в зоопсихологию и психологию. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Психика и поведение животных, их особенности и взаимосвязь с психикой человека. Объект, предмет, задачи сравнительной психологии и зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований. Место зоопсихологии и сравнительной психологии в системе наук. Этология – наука о поведении животных и биологических основах поведения человека. Особенности этологических исследований.

Краткий очерк истории зоопсихологии. Основные периоды в истории развития эволюционных взглядов в зоопсихологии и сравнительной психологии. Зоопсихологические исследования в России (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, А.Н. Северцев, К.Э. Фабри и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...