Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация серой крысы к добыванию пищи в среде города.

Красноярск, окраина города, продуктовый ларек возле автобусной остановки. Наблюдатель, стоя на остановке в ожидании автобуса и заглянув внутрь застекленного ларька (закрытого на обед), увидел там серую крысу. Она сидела на краю ящика с бутылками кефира и облизывала свой хвост, держа его обеими передними лапками. Повернувшись, она опустила хвост в открытую бутылку кефира и, вытащив его обратно, проворно провела ртом по всей длине хвоста (от корня до кончика), слизывая кефир. Потом снова опустила хвост в бутылку. Действовала крыса быстро, и уровень кефира в бутылке понижался на глазах. На происходящее в ларьке обратили внимание и другие пассажиры, стали стучать по стеклу, чтобы прогнать крысу. С ее стороны ни какой реакции не было – крыса продолжала поглощать кефир.

3.3.Анализ и интерпретация результатов наблюдения Необходимо объяснить действия животного, проследить их психологические механизмы. При этом важно иметь ввиду, что такими механизмами могут быть ориентировочно-исследовательская деятельность животных, игра, подражание и элементы рассудочной деятельности (у психически высокоорганизованных животных).

Пример анализа наблюдений за поведением домовой мыши Фиксация наблюдений: 21марта 2002г., 24часа

Продолжительность наблюдения – 2 часа.

Место наблюдения – комната общежития.

Мышь появилась из норы (несмотря на игравшую в комнате музыку) и направилась к тумбочке с продуктами. Под тумбочкой мышь находилась в течение 10 секунд, после чего резко побежала обратно к выходу из норы. Так происходило в течение 2 часов. Мышь вылезала из норы, прислушивалась, затем направлялась к тумбочке. Траектория передвижения была во всех случаях одинакова: мышь перемещалась вдоль стены, ни разу не выбежав на середину комнаты.

Во время передвижения мышь совершала кратковременные остановки, замирая на 2–3секунды. После подобных замираний мышь уверенно бежала под тумбочку. Возвращение к отверстию из норы происходило в ускоренном темпе. Кроме того, мышь ни разу не вернулась «домой» напрямик, она обязательно совершала пробежку вдоль стен.

Анализ наблюдений:

В данном наблюдении мы были свидетелями пищедобывательного поведения мыши. Судя по отработанности движений животного и уверенности перемещения к объекту питания, мышь хорошо знакома с данной ситуацией, а значит, в поведении присутствуют элементы научения, обеспечивающие безошибочность и быстроту передвижений. При этом отмечается определенная стереотипность движений мыши.

Направляясь к месту питания, она все время повторяет в движениях изгибы стены, ни разу не последовав к тумбочке напрямик. По всей видимости, стена является для животного определенным ориентиром. Кроме того, мышь избегает выходить на середину комнаты из-за требований безопасности (действует инстинкт самосохранения). Мышь не остается под тумбочкой более 10 секунд и повторяет заходы в поисках пищи несколько раз. По всей видимости, адаптация животного к жилищу человека предполагает обязательное сопровождение пищедобывательного поведения защитными реакциями, в данном случае бегством к убежищу (причем во всех случаях однотипными перемещениями). Видимо, новизна поведения, даже в безопасной ситуации, противоречит действию инстинкта самосохранения. Безопасность добывания пищи обеспечивают и кратковременные остановки мыши на пути к месту питания. Причем к отверстию норы животное возвращается без остановок. С нашей точки зрения, подобные замирания, которые, безусловно, носят инстинктивный характер, являются примером ориентировочно-исследовательского рефлекса. Биологический смысл ориентировочного рефлекса – создание условий для лучшего восприятия и исследования условий ситуации.

Это достигается за счет появления комплекса соматических и вегетативных реакций, а также изменения уровня активации ЦНС при общем торможении и (или) нарушении текущей деятельности организма. В данном случае проявлением двигательного компонента ориентировочного рефлекса являются поза животного, поворот глаз в направлении значимого стимула, настораживание, прислушивание и принюхивание. Н. Н. Мешкова отмечает, что ориентировочно-исследовательская деятельность направлена на анализ новой ситуации, выяснение значения ее компонентов и перестройку поведения в соответствии с новой ситуацией, т. е. на формирование психического образа (или коррекцию имевшегося ранее образа ситуации, если изменения незначительны) этой ситуации и того, что в сложившихся обстоятельствах должно быть животным сделано. Согласно представлениям отечественных психологов, этот особый процесс взаимодействия животного со средой, развертывающийся как ответ на новизну ситуации, занимает совершенно определенное место в жизни животного и представляет собой целостную приспособительную деятельность. По нашему мнению, адаптация животных-синурбанистов в среде города обязательно включает в себя ориентировочно-исследовательскую деятельность не зависимо от степени новизны ситуации. Другими словами, для выживания в городской среде от животного требуется восприятие любых, даже часто повторяющихся ситуаций как новых. Перечисленные особенности поведения, безусловно, обеспечивают более эффективную адаптацию животных-синурбанистов, в данном случае домовой мыши.

3.4.Выводы. Необходимо сделать заключение об адаптационных возможностях психики данного вида животных в урбанизированной среде.

3.5.Приложение. Необходимо предоставить схему наблюдений с фиксацией места наблюдения в виде схемы местности и траектории передвижения животного. Возможно приложение фотографий животного в наблюдаемой ситуации.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Зоопсихология и сравнительная психология: методические материалы для направления подготовки 37.03.01 «Психология»/ Вологодский институт права и экономики ФСИН России: подгот. Л.С. Воропанова – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016.

2. Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. [Электронный ресурс] / Н.Н. Мешкова. – М.: УМК «Психология», МПСИ, 2005. – 595 с. http://www.klex.ru/bzr

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции

Этапы формирования компетенций

Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4
ОК-1 + + + +
ОК-2 + + + +
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...