Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины

При изучении дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» предусмотрено овладение теоретическим материалом по 4 разделам. Основные вопросы разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждому разделу и теме разбирается на семинарских занятиях. Ведение лекционных записей возможно совместно с материалом для подготовки к семинарам. Если используется одна тетрадь, то рекомендуется с одной стороны вести лекции, с другой самостоятельные записи (семинар), при этом тетрадь должна быть большого объема (не менее 48 листов) и включать в себя не более одной дисциплины.

В ходе изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» теоретический материал обучающимся предоставляется в виде лекций.

В разделе 1 «Введение» предполагается проведение лекционных занятий, на которых обучающиеся должны обратить внимание на особенности и взаимосвязь психики и поведения животных с психикой человека.

По разделу 2 «Общая характеристика поведенческой деятельности животных» предусмотрено проведение 2-х часовой лекции, в течение которой, рассматривается врожденное и приобретенное в поведении животных. Курсантам необходимо зафиксировать взгляды на проблему инстинкта и научения Ж. Б. Ламарка, Э.Б. Кондильяка, Бюффона, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина, В.А. Вагнера, А.Н. Промптова, А.Н. Северцова.

В разделе 3 «Развитие психики животных в онтогенезе» предусматривается проведение 3 лекций по следующим темам: «Развитие психической деятельности в пренатальном и раннем постнатальном периодах», «Психическая деятельность в ювенильном периоде. Общая характеристика и познавательная функция игровой активности животных», «Сравнительно-психологические аспекты особенностей развития психической активности в онтогенезе человека и животных».

В ходе первой лекции обучающиеся фиксируют общую характеристику двигательных реакций в пренатальном периоде, отличительные особенности пренатального развития у разных групп животных, определения понятий «импритинг», «зрелорожденные животные», «незрелорожденные животные», «врожденное узнавание», «облигатное научение», «факультативное научение», «реакция следования», «половое запечатление».

В ходе второй лекции рассматриваются концепции игры и виды игр животных, которые обучающимися фиксируются в рабочих тетрадях.

В течении третьей лекции преподавателем проводится сравнительно-психологический анализ онтогенеза человека и животных. Особое внимание курсантов необходимо обратить на взгляды Е.Ф. Рыбалко на характер взаимодействия филогенеза и онтогенеза в процессе социализации.

Раздел 4 «Эволюция психики человека в филогенезе» предполагает обозначение в учебных тетрадях основных этапов развития психики, общую характеристику сообществ животных, биологические предпосылки общественных отношений, психической деятельности и членораздельной речи человека, происхождение трудовой деятельности человека.

Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определенному плану Подготовкой этих занятий курсанты занимаются самостоятельно.

По дисциплине, в силу специфики ее предмета, семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми курсантами группы одновременно или с отдельными курсантами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем.

Подготовка к семинарским занятиям проводятся в пределах учебного плана. Семинарские занятия требуют серьезной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме – изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы

Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

1) Конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного текста.

2) Составление плана текста – разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента.

3) Тезисирование – краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста,

4) Цитирование – дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница,

5) Аннотирование – краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (а ннотация – примечание, пометка – вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами).

6) Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту.

7) Составление справки – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска;

8) Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного;

9) Составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме;

10) Составление матрицы идей – подбор сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов.

Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточников курсанту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы.

Конспект – обзор, очерк, – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление курсанта, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала.

Для выполнения вышеуказанных требований курсант должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...