Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционная система государственных органов Российской Федерации




По результатам изучения данного раздела студент должен научиться:

- знать принципы построения системы государственных органов РФ. Понимать содержание и значение принципа разделения властей как основополагающего принципа построения этой системы;

- определить место каждого органа государственной власти в системе разделения властей;

- охарактеризовать порядок формирования и основные полномочия органов государственной власти Российской Федерации;

- уметь соотносить их полномочия между собой;

- иметь представление о правовом механизме взаимодействия федеральных органов государственной власти между собой;

- раскрывать содержание принципов избирательного права, понимать механизм их юридических гарантий;

- иметь представление о системе источников избирательного права, их соотношении между собой;

- правильно применять избирательное законодательство на практике;

- на основе теоретических знаний об избирательном праве и избирательной системе Российской Федерации применять нормы избирательного права на практике;

- защищать избирательные права граждан в случае их нарушения;

- дать юридическую консультацию по вопросам избирательного права;

- принимать участие в проведении экспертизы избирательного законодательства.

Содержание лекции

5.1.1 Понятие государственного органа Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия находят свое выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

Властные полномочия органов местного самоуправления не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст.81). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливается федеральными законами (ст.96).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации, что находит свое выражение в ст.5 Конституции РФ.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, – уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

5.1.2 Система государственных органов Российской Федерации

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Все эти органы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Составные части системы органов государственной власти сами образуют системы органов. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст.80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они избираются непосредственно народом. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, действуют в пределах соответствующего субъекта.

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Они образуются (назначаются) руководителями исполнительной власти – президентами и главами администраций. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти.

Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст.125 Конституцией РФ судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ. Высшим органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Верховный Суд РФ (ст.126).

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура РФ (ст. 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной особенностью органов прокуратуры является осуществление надзора:

- за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет защиту прав потерпевшего от преступного посягательства.

Генеральный прокурор РФ (ст. 129) назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы (Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ и др.).

5.1.3 Система, принципы деятельности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией (уставом) субъекта Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Деятельность органов государственной власти субъекта Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

- распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

- единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;

- самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъекта Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Полномочия органов государственной власти субъекта Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным Договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут по взаимному согласию передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;

- иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта.

Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие принимаемых (принятых) ими конституций (уставов), законов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В случае принятия органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

5.1.4 Понятие избирательной системы и избирательного права

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Избирательным правом именуется система конституционно-правовых норм, которыми урегулированы соответствующие общественные отношения, связанные с избирательной системой. Также под избирательным правом понимается институт конституционного права, нормы которого регулируют такие общественные отношения, которые складываются при выборах в исполнительные, законодательные и представительные органы государственной власти.

Термин «избирательное право» используется также в субъективном смысле, как название одного из субъективных прав граждан. В это случае различается активное избирательное право – право избирать, т. е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т. е. право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Источниками избирательного права Российской Федерации являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3. Указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссией.

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне места жительства не является основаниям для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина вступившего в законную силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоялось до истечения этого срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти не могут занимать иные государственные должности, должности гражданской службы и муниципальные должности, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, занимать иные государственные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут занимать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральными законом.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в других избирательных действиях на этих выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Выборы являются равными. Каждый избиратель имеет ровно один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, для получения бюллетеня требуется предъявление документа; в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц.

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Исключена возможность контроля за волеизъявлением избирателей.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его волеизъявление.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Иностранные граждане, за исключением случаев, указанных в законе, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации; уставами муниципальных образований и не может быть более пяти (для Президента – шести) лет.

Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, депутаты этих органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий этих органов или депутатов, или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий этих органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов не допускается. Выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через пять месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки опубликования избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначает выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствуют, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти – ЦИК РФ; в органы государственной власти субъекта Федерации – избирательной комиссией субъекта Федерации – избирательной комиссией субъекта Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного законом срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначает в установленный законом срок выборы органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченные на то органы или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначать выборы. Суд вправе возложить на ЦИК РФ или избирательную комиссию субъекта обязанность сформировать в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более чем 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной, а при отсутствии уполномоченного – установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Избирательные права граждан имеют ряд гарантий, в качестве которых выступают разные стороны организации и проведения выборов.

5.1.5 Правовые основы организации и проведения выборов в Российской Федерации

Все избиратели подлежат регистрации (учету). Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

Основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории. Этот факт устанавливается на основании сведений, представленных органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Органы, осуществляющую регистрацию, не реже чем один раз в месяц представляют необходимую информацию главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. Этим органам не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан органы ЗАГС, осуществляющие воинский учет, о призванных на военную службу, а органы УИС – о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также признав гражданина дееспособным, сообщает об этом упомянутым органам.

Все эти сведения передаются в избирательную комиссию субъекта Федерации для формирования и ведения регистра избирателей. Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Федерации, в Российской Федерации и пределами ее территории избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы».

Территориальные избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, составляют списки избирателей. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в этот список. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов, но не позднее момента окончания голосования, участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения. Решение об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дней до голосования и в день голосования – немедленно.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов, т. е. они проводятся по избирательным округам.

Избирательный округтерритория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо единый избирательный округ. Избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов с обозначением их границ. Соответствующий законодательный (п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...