Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа о значении полезных ископаемых для жизни человека.




– Почему природные богатства называют полезными ископаемыми?

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.

Осмотритесь вокруг и назовите вещи, которые изготовлены из полезных ископаемых. Что изготавливают из полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые нужны для строительства дома? (Стены класса построены из песка, гипса, мела. Двери, окна выкрашены краской, которая изготовлена из нефти. Батареи отопления, трубы, металлические детали парты изготовлены из чугуна, который, в свою очередь, изготовлен из руды.)

– Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности,называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых.

– Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо – это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы – это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.

– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу, и вот что он там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители острова вновь зажили счастливо.

Вопросы для обсуждения:

– Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

– Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

Физкультминутка

Как живёшь? Вот так! (Дети встают и показывают

большой палец.)

Как идёшь? Вот так! (Дети шагают на месте.)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)

Как летишь? Вот так! (Дети машут кистями рук.)

Как плывёшь? Вот так! (Махи руками.)

Как шалишь? Вот так! (Прыжки на месте с поворотами.)

Как сидишь? Вот так! (Дети садятся на место.)

V. Практическая работа: исследование.

Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.

– Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию и карточку-помогайку.

Инструкция:

1) Раскрой учебник на странице 46.

2) Используя план практической работы (с. 46), изучи сведения о полезных ископаемых (название).

3) Заполни таблицу в рабочей тетради на странице 26.

– Для правильного построения своего ответа используйте карточку-помогайку.

Карточка-помогайка

1. Название.

2. Свойства: а) цвет;

б) твердое или жидкое;

в) прозрачное или непрозрачное;

г) плотное или рыхлое.

3. Способы добычи.

4. Значение и применение.

5. Условное обозначение на карте.

Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых:

1-я группа – железная руда, известняк;

2-я группа – нефть, глина;

3-я группа – гранит, каменный уголь.

Учащиеся самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.

Проверка.

– Свои ответы начинайте со слов: «Мы расскажем о…».

Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.

Физкультминутка

Чтобы колокол нам сделать, Мы сначала глину мнем,

Вместе с нами джинн трудился. Любую форму ей даем.

Круг гончарный покрутили – Мы немного потанцуем,

Колокольчик получили. Колокольчик разрисуем.

VI. Продолжение изучения нового материала.

Знакомство с профессиями.

– Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

– Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

– Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

– Для того чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

– Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Предположения учащихся.) Да, это геологи.

Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.

Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...