Урок 42. Для чего нужна экономика
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство. Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда. Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи. Оборудование и материалы:сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты. Сценарий урока I. Организация начала урока. Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» – Доброе утро солнцу и птицам! И каждый становится добрым, доверчивым, – Доброе утро улыбчивым лицам! И доброе утро длится до вечера. – Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. II. Сообщение темы урока. – Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»: Удача, везение, товар, успех. Здоровье, экономика, гигиена, физкультура. Потребность, солнце, лестница, местность. – Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями. III. Изучение нового материала. Что такое богатство. Беседа. – Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.)
– Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.) Богатство – обилие материальных и духовных ценностей. – Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством. Где богатство зарыто Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство». Читает стихотворение: Великая радость – работа, Работай без лишнего счета – В полях, за станком, за столом! Все счастье земли – за трудом! Работай до жаркого пота, (В. Брюсов.) – О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд.) – Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви...) – Скажите, как оценивается труд человека? – Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? – Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.) – Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?». Экономика и потребности человека. Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности». – Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.
А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства. – Какова же главная задача экономики? – Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями. – Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.) Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер). Товары и услуги. Беседа. – Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей? Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми. Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство. А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги. Продукт труда, что можно обменять, Купить и самому перепродать, Свезти на ярмарку на рынок, на базар. Что это за продукт? Скажи… (товар). Вывод: значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое. Работа по учебнику.
– Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40). – В чём отличие товара от услуги? Игра «Товар – услуга». отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д. – Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый. ь Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску. ь Вы зашли в аптеку и купили лекарство. ь Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо. ь Вы едете в автобусе в город. ь Вам доставили почту. ь Вы зашли в магазин и купили продукты. – Назовите еще вам известные услуги. Работа в тетради (задание № 7, с. 24). – Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги. – Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар.
– Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево. – Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу:
Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»). – Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?
– Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? – какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика? – Что включает в себя экономика? (Экономика – торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.) Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190) – Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы? – Какие – благодаря общению с другими людьми? – Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики? – В чем состоит главная задача экономики?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|