Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Сообщение темы и целей урока.




– Отгадайте загадки:

• Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки.) • Полотно, а не дорожка, Конь не конь – сороконожка. По дороге той ползет, Весь обоз один везет. (Поезд.) • Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло.) • Белая водица, Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай. (Молоко.) • Летом папа наш привез В белом ящике мороз. И теперь мороз седой Дома летом и зимой. Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник.)

– Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары.)

– А как называется отрасль экономики, которая производит товары? (Промышленность.)

– А как вы думаете: для производства, например, ботинок и мыла требуются одинаковые материалы или разные?

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: «Какая бывает промышленность?».

Промышленность подразделяется на отрасли: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

Демонстрирует схему:

IV. Изучение нового материала.

Беседа об отраслях промышленности. Выступления учащихся с сообщениями.

Добывающая промышленность.

– Что делают люди, работающие в этой отрасли?

– Какие полезные ископаемые добывают люди? (Нефть, газ, уголь.)

– Как их добывают?

– С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома? (Газ.)

– Назовите свойства газа?

– Какие вы знаете правила безопасности при обращении с газом?

Электроэнергетика.

– Что такое электроэнергетика?

– У кого из вас в доме нет электричества?

Сообщение ученика о работе электростанции.

– Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – гидроэлектростанцией (ГЭС).

На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.

Гидроэлектростанции строят на больших, полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами. (По материалам Детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» (М.: Просвещение,1968).)

Вопросы:

1. О каких видах электростанций вы узнали?

2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?

3. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?

Физкультминутка (см. урок 46, с. 279)

– Продолжим работу над новым материалом.

Беседа. Работа по учебнику (с. 61–62).

Металлургия.

– Что могут производить металлурги? (Различные металлы.)

– Прочитайте об этом в учебнике (с. 61).

– Металлы, как правило, твердые вещества, но есть и жидкие – это ртуть (показывает градусник).

Машиностроение.

– Что производит машиностроительная отрасль? (Машины.)

– Как вы понимаете, что такое «машина»? (ответы учащихся.)

– Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.

Химическая промышленность.

– Прочитайте об этой промышленности в учебнике (с. 62).

– Какие вещества химической промышленности вам известны?

– Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения.

Легкая промышленность.

– Что выпускает легкая промышленность?

– Приведите примеры продукции легкой промышленности.

– Какие виды тканей вам известны?

– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок.)

– Назовите ткани животного происхождения. (Шерсть, шелк.)

– Ткани искусственного происхождения. (Нефть, газ.)

Работа с гербарием, коллекцией «Виды тканей».

Пищевая промышленность.

– Что производят люди в пищевой промышленности?

– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?

– Есть ли в нашем городе (поселке) промышленные предприятия?

– Как должны быть одеты работники промышленных предприятий?

– Какие требования к ним предъявляют? Почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...