Урок 52. Экономика и экология
Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с задачами экологии и экономики, с двумя сторонами экономики; закрепления представлений о полной взаимосвязи человека и природы. Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, активности, самостоятельности. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Сценарий урока I. Организация начала урока. Услышу ль сосен шум в полдневный час, журчанье струй средь камушков у брода, – О люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна по имени – Природа! У ней для всех хватает доброты. И мы живем, запечатлев навеки в душе ее прекрасные черты – поля, луга, леса, моря и реки. Три клада у природы есть: вода, земля и воздух – три ее основы. Какая бы ни грянула беда – все возродится снова. Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, что это «если» значит! О Человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет, ни ясных трав, ни голубых озер… Цени ее доверие, Природы! Не обмани его! И в темный лес входи, как в храм под мраморные своды! (С. Викулов.) II. Введение в тему урока. звучит спокойная музыка. – Сегодня у нас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского, вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
– Итак, какие же мысли у вас возникли? (Что человек без природы не может существовать.) – Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.) – Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, прочитать в газетах и журналах. Произошло это не случайно. С развитием экономики воздействие людей на природу становилось все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны. Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. III. Изучение нового материала. Беседа. – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики и экологии. – Первую сторону вы уже назвали в начале урока. Для чего нам необходима экономика? Учитель демонстрирует схему с неполной записью:
– Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами. – Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет.) – Как? (Ответы учащихся.) Что сделает человек с этими предметами, когда их использует? Куда выбросит? – Все ли люди так поступают? – Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор? – Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики? Учитель демонстрирует эту же схему с полной записью:
Работа по учебнику. – Откройте учебник (с. 79). Прочтите про себя текст. Посмотрите на иллюстрацию. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в этом месте. – Что вы видите? (Высказывания учащихся.) Случилась беда. – Как можно озаглавить? (Экологическая катастрофа.)
– Кто же в этом виноват? (Человек.) – Да. Но почему же человек допустил такое? (Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.) Беседа. – А что еще считаете экологической катастрофой? (Ответы учащихся.) – Конечно же, после таких катастроф люди восстанавливают разрушенное хозяйство, занимаются лечением. Мы с вами сегодня говорим, что может вредить экологии, а что помогать. – Какая наука занимается предотвращением этого? (Экология.) – Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, почве, воде, растительному миру, животным, человеку? – Как экономить и охранять воду? – Как нужно охранять почву? – Как загрязняется воздух? Что необходимо делать для его очистки? Вывод: экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. – У экономики две стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая –... Впрочем, послушайте сказку: «Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу тридцать лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…» Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою… (учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит такая рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели в аквариум с чистой водой». – Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? (предположения учащихся.) – Грустная сказка, но, к сожалению, и быль не радостнее. Предположите, что могло произойти в море. Составьте рассказ по опорным словам. на доске слова: море, танкер, айсберг, разлив нефти. Рассказ учащегося (использует опорные слова). – Шел по морю нефтеналивной танкер. Вез он столько нефти, сколько могут перевести десять тысяч железнодорожных цистерн. Водный путь для перевозки грузов самый дешевый, но не самый безопасный. Беда случилась на рассвете. Корабль наскочил на айсберг, и нефть широко разлилась по поверхности воды.
Беседа. – Какими свойствами обладает нефть (показ образца нефти)? (масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды.) Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. – Произошла экологическая катастрофа! На доске открывается понятие: «экологическая катастрофа». Ученик зачитывает определение из справочника. – По чьей вине происходят экологические катастрофы? Люди губят природу, потом ее спасают, создавая Красную книгу. А знаете ли вы, что существуют Красные карты: на них изображают места подверженные экологическому риску. – Сделаем вывод: экономика имеет две стороны – одну положительную, все то, что она производит, другую отрицательную – губит окружающую среду. Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни! – Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. Что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить? Работа с учебником. – Давайте откроем учебник (с. 80). Прочитаете заголовок. (Две стороны экономики.) – Как думаете, какие же могут быть эти стороны? (Положительная и отрицательная.) – Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: «Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?». (Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.) Обобщающая беседа. – Скажите, в чем необходимость экономики? – Назовите важную задачу в XXI веке. (Сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.) – Можем ли мы с вами сделать экономику безопасной? – Люди какой профессии занимаются защитой окружающей среды? – Ребята, вы наше будущее, и от того, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями, зависит будущее нашего города, нашей страны, нашей планеты. И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы, необходимо в первую очередь начать с себя!
IV. Итог урока. – Что необходимо делать, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф? – Над чем данный урок заставил вас задуматься? – На что посмотрели по-другому? (Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.) – Какой же вывод сделаем по данному уроку? (Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе.) Домашнее задание: учебник, с. 79–84 (пересказ). Выполнить иллюстрацию «Что делает наш город красивым?». Подготовить сообщение «Как разумно использовать природные богатства». Пусть живёт с человеком природа. Как с хорошим соседом всегда. Будут чистыми для народа Луг и поле, земля и вода. Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите!...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|