Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»




Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.

Задачи курса:

· Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях

· Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.

· Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).

· Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;

· Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

· Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

· Развивать координацию движений.

· Развивать умение слушать музыку.

· Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.

· Развивать творческие способности личности.

· Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие двигательной памяти;

коррекция – развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий;.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.

Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане

Курскоррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Курскоррекционно-развивающей области «Ритмика» реализуется с 1д по 1 класс.

Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана:

· В 1д классе на 33 часа, 1 час в неделю;

· В 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Ритмика»

Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс)

· Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.

· Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.

· Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.

Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

· Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.

· Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.

· Принимать участие в творческой жизни коллектива.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс)

Минимальный уровень:

· уметь слушать музыку;

· выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;

· активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.

  • слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.

Достаточный уровень:

· уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

· уметь на­чинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.

· выполнять плясовые движения по показу учителя;

  • организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

Минимальный уровень:

· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

· ходить свободным естественным шагом;

· выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

Достаточный уровень:

· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1д класс)

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

1.1. Правильное исходное положение.

1.2. Ходьба и бег по ориентирам.

1.3. Построение и перестроение.

1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

2.1. Общеразвивающие упражнения.

2.2. Упражнения на координацию движений.

2.3. Упражнения на расслабление мышц.

Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

3. 1. Упражнения для кистей рук.

3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.

3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.

Раздел 4. Музыкальные игры.

4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).

4.3. Музыкальные игры с предметами.

4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.

Раздел 5. Танцевальные упражнения.

5.1. Знакомство с танцевальными движениями.

Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

1.1. Правильное исходное положение.

1.2. Ходьба и бег по ориентирам.

1.3. Построение и перестроение.

1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

2.1. Общеразвивающие упражнения.

2.2. Упражнения на координацию движений.

2.3. Упражнения на расслабление мышц.

Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

3. 1. Упражнения для кистей рук.

3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.

3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.

Раздел 4. Музыкальные игры.

4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).

4.3. Музыкальные игры с предметами.

4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.

Раздел 5. Танцевальные упражнения.

5.1. Знакомство с танцевальными движениями.

5.2. Разучивание детских танцев.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1д класс)

(33 ч в год, 1 ч в неделю)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
  Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.     Занимает правильное исходное положение по словесной инструкции и по показу учителя. Выполняет ходьбу и бег по заданным ориентирам. Выстраивается в круг взявшись за руки. Выполняет движения вперед (в круг), назад (из круга).
  Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.     Выполняет несложные движения руками и ногами. Выполняет наклоны туловища (вперед-назад),и повороты головы (влево - вправо) по показу учителя. Выполняет упражнения с предметами (мяч среднего диаметра, платочки).  
  Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.   Различает и называет детские музыкальные инструменты (ложки, барабан); Отстукивает простые ритмические рисунки на барабане и ложках. Подыгрывает на детских музыкальных инструментах.
  Раздел 4. Музыкальные игры.     Выполняет движения в соответствии с различным характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо – громко), регистром (высоко – низко). Выполняет имитационные упражнения и игры, игры на подражание конкретных образов (заяц прыгает, птица летит, лиса крадется…).  
  Раздел 5. Танцевальные упражнения.     Начинает и заканчивает движения в соответствии со звучанием музыки. Выполняет простые танцевальные движения по показу и по словесной инструкции учителя (бодрый, спокойный, топающий шаг; бег легкий, на полупальцах; подпрыгивание на двух ногах).

Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Ритмика» (1 класс)

(33 ч в год, 1 ч в неделю)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
  Раздел1. Упражнения на ориентировку в пространстве.     Занимает правильное исходное положение по словесной инструкции. Выполняет ходьбу и бег: с высоким подниманием колен. Выполняет перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентируется в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Двигается по залу в разных направлениях, не мешая друг другу.
  Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.     Выполняет наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Выполняет упражнения на движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Выполняет наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Выставлять правую и левую ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение.
  Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.   Выполняет поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Выполнять простые упражнения на детских музыкальных инструментах.
  Раздел 4. Музыкальные игры.     Различает характер музыки. Передает притопами, хлопками и другими движениями резке акценты в музыке. Выразительно и эмоционально передает в движениях игровые образы (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Исполняет игры с пением и речевым сопровождением.
  Раздел 5. Танцевальные упражнения.     Выполняет элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком) по показу и по словесной инструкции учителя. Исполняет притопы одной ногой и поочередно, выставляет ноги с носка на пятку.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Учебно-методическая и справочная литература:

· Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург

· И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»

· М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.

· Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».

· Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М.

· Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.

· Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М.

· Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание.

· Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение

· Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в

развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М. Издательский центр «Академия»

· учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);

· демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;

· дидактический раздаточный материал;

· наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы.

Аудио и видео материалы

· информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

· мультимедийные энциклопедии;

· аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

· видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

· видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

· видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

· видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

Технические средства обучения

· компьютер;

· мультимедийный проектор;

· экран;

· принтер;

· музыкальный центр;

· DVD.

Учебно-практическое оборудование:

· аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

· музыкальный инструмент: цифровое пианино.

· комплект элементарных музыкальных инструментов:

бубен;

бубенцы;

колокольчики;

кастаньеты;

ритмические палочки;

ручной барабан;

ксилофон;

ложки (музыкальные ложки);

маракас;

металлофон;

погремушки;

треугольник;

· театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки и пр.).

 

 

« ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА)

1дополнительный класс

Минимальный уровень:

· уметь слушать музыку;

· выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;

· активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.

  • слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.

Достаточный уровень:

· уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

· уметь на­чинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.

· выполнять плясовые движения по показу учителя;

  • организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.

1 класс

Минимальный уровень:

· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

· ходить свободным естественным шагом;

· выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

Достаточный уровень:

· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...