Общая характеристика курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи курса: · Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях · Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. · Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления). · Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки; · Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением. · Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений. · Развивать координацию движений. · Развивать умение слушать музыку. · Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. · Развивать творческие способности личности. · Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности. Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие двигательной памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий;. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия. Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане Курскоррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Курскоррекционно-развивающей области «Ритмика» реализуется с 1д по 1 класс. Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана: · В 1д классе на 33 часа, 1 час в неделю; · В 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю. Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс) · Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий. · Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам. · Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности. Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс) · Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. · Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
· Принимать участие в творческой жизни коллектива. Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1дополнительный класс) Минимальный уровень: · уметь слушать музыку; · выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; · активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
Достаточный уровень: · уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; · уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу. · выполнять плясовые движения по показу учителя;
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс) Минимальный уровень: · Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; · ходить свободным естественным шагом; · выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя; Достаточный уровень: · Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; · ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; · ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; · выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1д класс) Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. 1.1. Правильное исходное положение. 1.2. Ходьба и бег по ориентирам. 1.3. Построение и перестроение. 1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения. 2.1. Общеразвивающие упражнения. 2.2. Упражнения на координацию движений. 2.3. Упражнения на расслабление мышц. Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. 3. 1. Упражнения для кистей рук. 3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах. 3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах. Раздел 4. Музыкальные игры. 4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами. 4.4. Игры с пением или речевым сопровождением. Раздел 5. Танцевальные упражнения. 5.1. Знакомство с танцевальными движениями. Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс) Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. 1.1. Правильное исходное положение. 1.2. Ходьба и бег по ориентирам. 1.3. Построение и перестроение. 1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения. 2.1. Общеразвивающие упражнения. 2.2. Упражнения на координацию движений. 2.3. Упражнения на расслабление мышц. Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. 3. 1. Упражнения для кистей рук. 3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах. 3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах. Раздел 4. Музыкальные игры. 4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов). 4.3. Музыкальные игры с предметами. 4.4. Игры с пением или речевым сопровождением. Раздел 5. Танцевальные упражнения. 5.1. Знакомство с танцевальными движениями. 5.2. Разучивание детских танцев. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1д класс) (33 ч в год, 1 ч в неделю)
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Ритмика» (1 класс)
(33 ч в год, 1 ч в неделю)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Учебно-методическая и справочная литература: · Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург · И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта» · М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д. · Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся». · Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М. · Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М. · Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М. · Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание. · Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение · Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М. Издательский центр «Академия» · учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства); · демонстрационный комплект: музыкальные инструменты; · дидактический раздаточный материал; · наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы. Аудио и видео материалы · информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.; · мультимедийные энциклопедии; · аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); · видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; · видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей; · видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов; · видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д. Технические средства обучения · компьютер; · мультимедийный проектор; · экран; · принтер; · музыкальный центр; · DVD. Учебно-практическое оборудование: · аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала; · музыкальный инструмент: цифровое пианино. · комплект элементарных музыкальных инструментов: бубен; бубенцы; колокольчики; кастаньеты; ритмические палочки; ручной барабан; ксилофон; ложки (музыкальные ложки); маракас; металлофон; погремушки; треугольник; · театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, коврики, платочки, флажки и пр.).
« ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА) 1дополнительный класс Минимальный уровень: · уметь слушать музыку; · выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; · активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
Достаточный уровень: · уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; · уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу. · выполнять плясовые движения по показу учителя;
1 класс Минимальный уровень: · Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; · ходить свободным естественным шагом; · выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя; Достаточный уровень: · Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; · ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; · ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; · выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|