Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий). Развитие слухового восприятия Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука Восприятие пространства Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). С опорой на маркер. Восприятие времени Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Доп. 1 класс Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» Выражать свое эмоциональное состояние, настроение. Достаточный уровень предметных результатов Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи): 1. Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб). 2. Сравнивать предметы по величине (больше – меньше, длиннее – короче). 3. Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку. 4. Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер. 5. Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра. 6. Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики). 7. Уметь выполнять простые упражнения. 8. Правильно пользоваться письменными принадлежностями. Минимальный уровень предметных результатов Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи): · Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи. · Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением. · Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи). · Ориентироваться в представлении (сутки, дни). · Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание. · Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями. Содержание коррекционного курса 1 класс. (66 часов) Сенсорное и психомоторное развитие у учащихся с у/о значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром, отстает в развитии координации общей и мелкой моторики. Отношения в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсомоторный уровень идет активизация и развитие всех ВПФ.
Содержание курса по сенсорному развитию включает: · Учить различать, называть основные цвета фиолетовый и оранжевый. · Учить различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; геометрические тела: куб, шар, брусок. · Учить выделять признак формы, классифицировать предметы и их изображение по форме и показу. · Формировать умение сопоставлять два предмета по длине, ширине, толщине и высоте. · Обозначать словом контрастные характеристики величин. · Учить определять признаки знакомых предметов. · Формировать пространственную ориентацию на собственном теле. Закреплять знания о частях тела и их расположении. Дифференциация правой и левой руки, ноги. Учить определять расположение предметов в пространстве: справа, слева, внизу, вверху. · Закреплять представления о времени суток и днях: вчера, сегодня, завтра, их последовательность. Знакомить с днями недели. Содержание по психомоторному развитию. 1 уровнь – активизации энергоснабжения психических процессов На этот уровень уделяется больше времени и внимания. Здесь решается цель- обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов, повышение энергетического потенциала. Задачи: · Повышение общей работоспособности и активности. · Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4 –х фазным дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. · Отработка стимулирующих упражнений и массажа для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции. · Отработка простых релаксационных упражнений отдельных частей тела. · Отработка простых упражнений на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции. · Отработка автоматизированных упражнений для отдельных частей тела (простые варианты под внешним контролем). · Развитие координации руки и пальцев (упражнения для удержания письменных принадлежностей, пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка по трафарету, нанизывание бус, шнуровка, мазаика).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|