Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие моторики, графомоторных навыков




Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). С опорой на маркер.

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра.

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

Доп. 1 класс

 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине

 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила

 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»

 Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Достаточный уровень предметных результатов

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

1. Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).

2. Сравнивать предметы по величине (больше – меньше, длиннее – короче).

3. Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку.

4. Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер.

5. Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра.

6. Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения (для мелкой моторики и крупной моторики).

7. Уметь выполнять простые упражнения.

8. Правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Минимальный уровень предметных результатов

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

· Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.

· Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.

· Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).

· Ориентироваться в представлении (сутки, дни).

· Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.

· Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

Содержание коррекционного курса 1 класс. (66 часов)

Сенсорное и психомоторное развитие у учащихся с у/о значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром, отстает в развитии координации общей и мелкой моторики. Отношения в развитии моторики сказывается на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании общих учебных навыков. На занятиях воздействуя на сенсомоторный уровень идет активизация и развитие всех ВПФ.

Содержание курса по сенсорному развитию включает:

· Учить различать, называть основные цвета фиолетовый и оранжевый.

· Учить различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; геометрические тела: куб, шар, брусок.

· Учить выделять признак формы, классифицировать предметы и их изображение по форме и показу.

· Формировать умение сопоставлять два предмета по длине, ширине, толщине и высоте.

· Обозначать словом контрастные характеристики величин.

· Учить определять признаки знакомых предметов.

· Формировать пространственную ориентацию на собственном теле. Закреплять знания о частях тела и их расположении. Дифференциация правой и левой руки, ноги. Учить определять расположение предметов в пространстве: справа, слева, внизу, вверху.

· Закреплять представления о времени суток и днях: вчера, сегодня, завтра, их последовательность. Знакомить с днями недели.

Содержание по психомоторному развитию. 1 уровнь – активизации энергоснабжения психических процессов

На этот уровень уделяется больше времени и внимания. Здесь решается цель- обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов, повышение энергетического потенциала.

Задачи:

· Повышение общей работоспособности и активности.

· Отработка дыхательных упражнений, знакомство с 4 –х фазным дыханием, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов.

· Отработка стимулирующих упражнений и массажа для отдельных частей тела, выполнение по показу и инструкции.

· Отработка простых релаксационных упражнений отдельных частей тела.

· Отработка простых упражнений на тренировку в управлении определенной частью тела, в разном положении по показу и инструкции.

· Отработка автоматизированных упражнений для отдельных частей тела (простые варианты под внешним контролем).

· Развитие координации руки и пальцев (упражнения для удержания письменных принадлежностей, пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка по трафарету, нанизывание бус, шнуровка, мазаика).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...