Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход исследования. 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости




Ход исследования

Первый этап. На первом этапе была проведена диагностика личностных свойств (на основе вышеперечисленных методик) и уровня развития профессиональных качеств (методом самооценивания на основе методики Дембо) у всех учителей, вошедших в экспериментальную группу (117 человек).

Второй этап. Второй этап работы предполагал экспертное оценивание выраженности профессиональных качеств у всех учителей, принявших участие в исследовании.

Для этого необходимо было провести отбор экспертов, которые отвечали бы следующим условиям:

1) знали всех оцениваемых учителейкак субъектов педагогической деятельности;

2) были компетентными (имели высокий уровень развития необходимых в педагогической деятельности качеств) судьями (П. Б. Шошин, 1987, с. 49).

Первому условию в типичнойобщеобразовательной школе отвечают только завучи (старший завуч, завуч по научно-методической работе и завуч-организатор по воспитательной работе), поэтому нам оставалось протестировать их на компетентность. Учителям каждойшколы (всем участвующим в эксперименте на первом этапе) было предложено ответить на три вопроса, по нашему мнению, отражающих развитие основных обобщенных профессиональных качеств учителя, относящихся к педагогической деятельности:

Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией?

Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего?

Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?

На каждый вопрос предлагалось выбрать трех коллег по работе. По результатам тестирования были вычислены социометрические статусы завучей, которые оказались достаточно высокими, чтобы отнести их к компетентным судьям-экспертам.

Экспертам было дано задание оценить по десятибалльной шкале развитие следующих качеств у каждого учителя:

1) знание предмета (преподаваемого);

2) знание психологии учащихся;

3) знания и умения в области методики преподавания;

4) развитие коммуникативных умений;

5) выраженность умений в области организации деятельности учащихся;

6) самоорганизационные умения учителя;

7) уровень профессионального мастерства;

8) бесконфликтность в отношениях с коллегами;

9) удовлетворенность педагогической деятельностью;

10) стрессоустойчивость (эмоциональную сдержанность).

Третий этап. На третьем этапе исследования были отобраны две группы учителей, отличающиеся между собой по уровню профессионального мастерства. Группу с высоким уровнем профессионального мастерства составили учителя, набравшие не менее 8 баллов по усредненной экспертной оценке по шкале «Уровень развития профессионального мастерства» и имеющие первую или высшую квалификационную категорию (n = 25). В группу с низким уровнем профессионального мастерства вошли педагоги, имеющие усредненную экспертную оценку не выше 5 баллов по шкале «Уровень профессионального мастерства», без категории и проработавшие в школе (имеющие педагогический стаж) не менее 4 лет (n = 24).

Первичные данные по всей выборке (117 человек) и по выборке учителей с высоким профессиональным мастерством, а также по группе учителей с низким профессиональным мастерством были подвергнуты статистической обработке, в результате которой были определены: среднее арифметическое, сигма, достоверность разности по t-критерию Стьюдента, коэффициенты корреляции по Пирсону.

4. 4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости

О степени подверженности учителей стрессу мы судили по показателям (в баллах) депрессивности, раздражительности, застенчивости и эмоциональной лабильности, полученным по методике FPI, а также по итогам экспертного оценивания степени стрессоустойчивости.

Для определения того, насколько значимо две выборки учителей (мастеров и немастеров) отличаются друг от друга по стресс-проявлениям, был проведен анализ достоверности различий всех показателей по параметрическому t-критерию Стьюдента.

Результаты этого исследования представлены в табл. 4. 1.

При анализе табличных данных можно заключить, что учителя ВПМ испытывают нервно-психическое напряжение (стресс) достоверно меньше в сравнении с педагогами НПМ.

Так, выраженность депрессивности в группе учителей ВПМ составляет в среднем 5 баллов, что ниже (на 1%-м уровне значимости) показателей депрессивности в выборке педагогов НПМ (7, 2 балла). Достоверные различия (на 1%-м уровне надежности данных) получены и по параметрам «раздражительность» и «эмоциональная лабильность» между группами педагогов высокой и низкой успешности. Для немастеров в среднем свойственна более высокая раздражительность (5, 54 балла) в сравнении с мастерами педагогического труда (3, 6 балла) и повышенный уровень эмоциональной лабильности (8 баллов, а у мастеров — 5, 9 балла).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...