Ход исследования. 4.4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости
Ход исследования Первый этап. На первом этапе была проведена диагностика личностных свойств (на основе вышеперечисленных методик) и уровня развития профессиональных качеств (методом самооценивания на основе методики Дембо) у всех учителей, вошедших в экспериментальную группу (117 человек). Второй этап. Второй этап работы предполагал экспертное оценивание выраженности профессиональных качеств у всех учителей, принявших участие в исследовании. Для этого необходимо было провести отбор экспертов, которые отвечали бы следующим условиям: 1) знали всех оцениваемых учителейкак субъектов педагогической деятельности; 2) были компетентными (имели высокий уровень развития необходимых в педагогической деятельности качеств) судьями (П. Б. Шошин, 1987, с. 49). Первому условию в типичнойобщеобразовательной школе отвечают только завучи (старший завуч, завуч по научно-методической работе и завуч-организатор по воспитательной работе), поэтому нам оставалось протестировать их на компетентность. Учителям каждойшколы (всем участвующим в эксперименте на первом этапе) было предложено ответить на три вопроса, по нашему мнению, отражающих развитие основных обобщенных профессиональных качеств учителя, относящихся к педагогической деятельности: Вопрос 1. Вы решили узнать что-то новое или подзабыли старое по методике преподавания. К кому из коллег по работе Вы обратитесь за консультацией? Вопрос 2. Возникла сложная ситуация с учеником или группой учеников в вашем классе. К чьему мнению по разрешению данной проблемы Вы прислушаетесь больше всего? Вопрос 3. Вам предстоит отстаивать честь школы на конкурсе профессионального мастерства. Кого бы Вы хотели видеть в составе вашей команды от школы?
На каждый вопрос предлагалось выбрать трех коллег по работе. По результатам тестирования были вычислены социометрические статусы завучей, которые оказались достаточно высокими, чтобы отнести их к компетентным судьям-экспертам. Экспертам было дано задание оценить по десятибалльной шкале развитие следующих качеств у каждого учителя: 1) знание предмета (преподаваемого); 2) знание психологии учащихся; 3) знания и умения в области методики преподавания; 4) развитие коммуникативных умений; 5) выраженность умений в области организации деятельности учащихся; 6) самоорганизационные умения учителя; 7) уровень профессионального мастерства; 8) бесконфликтность в отношениях с коллегами; 9) удовлетворенность педагогической деятельностью; 10) стрессоустойчивость (эмоциональную сдержанность). Третий этап. На третьем этапе исследования были отобраны две группы учителей, отличающиеся между собой по уровню профессионального мастерства. Группу с высоким уровнем профессионального мастерства составили учителя, набравшие не менее 8 баллов по усредненной экспертной оценке по шкале «Уровень развития профессионального мастерства» и имеющие первую или высшую квалификационную категорию (n = 25). В группу с низким уровнем профессионального мастерства вошли педагоги, имеющие усредненную экспертную оценку не выше 5 баллов по шкале «Уровень профессионального мастерства», без категории и проработавшие в школе (имеющие педагогический стаж) не менее 4 лет (n = 24). Первичные данные по всей выборке (117 человек) и по выборке учителей с высоким профессиональным мастерством, а также по группе учителей с низким профессиональным мастерством были подвергнуты статистической обработке, в результате которой были определены: среднее арифметическое, сигма, достоверность разности по t-критерию Стьюдента, коэффициенты корреляции по Пирсону.
4. 4. Изучение стресс-показателей педагогов разного уровня мастерства и их операционально-деятельностных детерминант стрессоустойчивости О степени подверженности учителей стрессу мы судили по показателям (в баллах) депрессивности, раздражительности, застенчивости и эмоциональной лабильности, полученным по методике FPI, а также по итогам экспертного оценивания степени стрессоустойчивости. Для определения того, насколько значимо две выборки учителей (мастеров и немастеров) отличаются друг от друга по стресс-проявлениям, был проведен анализ достоверности различий всех показателей по параметрическому t-критерию Стьюдента. Результаты этого исследования представлены в табл. 4. 1. При анализе табличных данных можно заключить, что учителя ВПМ испытывают нервно-психическое напряжение (стресс) достоверно меньше в сравнении с педагогами НПМ. Так, выраженность депрессивности в группе учителей ВПМ составляет в среднем 5 баллов, что ниже (на 1%-м уровне значимости) показателей депрессивности в выборке педагогов НПМ (7, 2 балла). Достоверные различия (на 1%-м уровне надежности данных) получены и по параметрам «раздражительность» и «эмоциональная лабильность» между группами педагогов высокой и низкой успешности. Для немастеров в среднем свойственна более высокая раздражительность (5, 54 балла) в сравнении с мастерами педагогического труда (3, 6 балла) и повышенный уровень эмоциональной лабильности (8 баллов, а у мастеров — 5, 9 балла).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|