Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости




Исследование особенностей мотивации учителей относительно степени их стрессоустойчивости

Прежде чем перейти к изложению и обсуждению экспериментальных результатов исследования мотивационных особенностей учителей разного уровня профессионального мастерства, напомним, что под мотивационной сферой личности мы понимаем совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию, выражающую направленность личности.

Используемая в настоящем исследовании методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» (модификация А. А. Реана) позволяет выявлять на основе выраженности конкретных мотивов педагогической деятельности три мотивационных компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Кроме определения величины ВМ, ВПМ, ВОМ нами оценивалась и степень оптимальности мотивационного комплекса (& ), которая при математической обработке имела следующее балльное выражение:

- если ВМ > ВПМ > ВОМ, тогда & = 6 баллов (высшая степень оптимальности);

- если ВПМ > ВМ > ВОМ, тогда & = 5 баллов;

- если ВМ > ВОМ > ВПМ, тогда & = 4 балла;

- если ВПМ > ВОМ > ВМ, тогда & = 3 балла;

- если ВОМ > ВМ > ВПМ, тогда & = 2 балла;

- если ВОМ > ВПМ > ВМ, тогда & = 1 балл.

Напомним, что ВМ составляют такие мотивы профессиональной деятельности, как удовлетворенность от самого процесса и результата работы, а также возможность более полной реализации именно в данной деятельности.

ВПМ составляют мотивы, отражающие потребность в материальном вознаграждении, в достижении социального престижа, уважения со стороны других, и стремление к продвижению по работе.

Для ВОМ характерны стремления избежать критики со стороны администрации и уйти от возможных неприятностей и наказаний.

При сравнении мотивационных особенностей педагогов разного уровня мастерства нами был использован t-критерий Стьюдента. Результаты сравнительного исследования отражены в табл. 4. 8.

Таблица 4. 8

Результаты сравнительной диагностики мотивационных

особенностей педагогов разной успешности

Показатели Учителя ВПМ Учителя НПМ Критерий разности (L) Уровень значимости (р)
Внутренняя мотивация 4, 2 3, 9 1, 4 Незначима
Внешняя положительная мотивация 3, 2 2, 9 0, 8 Незначима
Внешняя отрицательная мотивация 2, 4 3, 2 2, 3 0, 05
Мотивационное соотношение (оптимальное) 5, 0 4, 0 2, 0 0, 05

Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации педагогов обеих групп преобладает ВМ, но на второй позиции у низкоуспешных учителей находится ВОМ, а у высокоуспешных — ВПМ. Кроме того, можно заметить, что мотивационное соотношение (& ) в группе учителей-мастеров имеет почти наивысшую степень оптимальности (по усредненному показателю & = 5) и достоверно отличается от оптимальности мотивационного комплекса учителей-немастеров.

Приведенные в табл. 4. 8. данные свидетельствуют и о том, что из всей мотивационной структуры учителя разной успешности достоверно отличаются друг от друга наиболее сильно по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. То есть у учителей НПМ стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег, а также уйти от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у педагогов ВПМ.

Данный факт отражает, по-видимому, действие приспособительного механизма, защищающего педагогов НПМ от возможных дополнительных стресс-агентов педагогической деятельности, обязательно возникающих при активизации педагогической позиции. К тому же если учесть обнаруженную ранее у учителей НПМ большую степень депрессивности и застенчивости в сравнении с педагогами ВПМ, то можно заключить, что пассивно-оборонительные стресс-реакции находят в данном случае свое мотивационное обеспечение.

В этой связи хотелось бы отметить и особенности ВМ учителей разной успешности. По табличным результатам видно, что достоверных отличий в целом по ВМ между учителями обеих групп не наблюдается, но выявлены значимые отличия по одной из сторон данного мотивационного компонента. Так, более высокую потребность в полной самореализации именно в данной деятельности имеют учителя-мастера в сравнении с немастерами (t = 2, 01; р < 0, 05), что в ракурсе исследуемой проблематики можно трактовать как мотивационный фактор, способствующий повышению стрессоустойчивости учителей высокой успешности.

С целью выяснения взаимоотношений мотивационной сферы и стресс-проявлений нами проведен корреляционный анализ. Подробные результаты внутригруппового корреляционного анализа представлены в табл. 4. 9 и 4. 10.

Результаты корреляционного анализа, проведенного внутри выборки низкоуспешных учителей, свидетельствуют об отсутствии значимых корреляционных связей между мотивационными компонентами и стресс-реакциями. Этот феномен можно трактовать как низкую дифференциацию связен стресс-проявлений относительно особенностей мотивационной сферы, что косвенно может свидетельствовать о повышенном уровне дезорганизации деятельности и дисгармоничности в развитии личности учителей-немастеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...