4.5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности
4. 5. Исследование стрессоустойчивости и индивидно-личностных характеристик учителей разной успешности
Индивидные свойства учителей и их связь с показателями стрессоустойчивости Из всей совокупности индивидных свойств для экспериментальной проверки нашей модели стрессоустойчивости учителя были отобраны наиболее часто упоминающиеся в литературе в связи с исследуемой проблематикой (Л. М. Аболин, Б. А. Вяткин, Е. П. Ильин): —сила—слабость нервной системы (теппинг-тест Е. П. Ильина); —уравновешенность—неуравновешенность (опросник FPI); —экстраверсия—интроверсия (опросник FPI); —возрастное развитие (анкетный опрос). После обработки первичных данных мы провели сравнительный анализ выраженности этих характеристик между группами учителей с использованием t-критерия Стьюдента. Результаты сравнения представлены в табл. 4. 5. Таблица 4. 5 Результаты сравнения учителей низкого и высокого мастерства по индивидным свойствам
Примечание: статистическая обработка показателей уравновешенности и экстраверсии—интроверсии производилась на основе суммы баллов, полученной по соответствующим вопросам опросника, возрастное развитие учитывалось по количеству полных лет; числовое выражение силы нервном системы осуществлялось следующим образом:
а) сильная нервная система = 1 балл; б) средняя нервная система = 2 балла; в) средне-слабая нервная система = 3 балла; г) слабая нервная система = 4 балла.
Как видно из приведенных в таблице данных, достоверных различий, кроме возрастного показателя по индивидным особенностям между исследуемыми выборками, не обнаружено. От поиска детерминант, определяющих возрастные отличия между группами учителей исследуемых выборок, мы воздержимся, учитывая специфичность решения данной проблемы, на которую указывает Б. Г. Ананьев (1980, с. 192): Фактор возраста, который рассматривается в психологических исследованиях, является в действительности суммацией разнородных явлений роста, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретных исторических условиях. Мы лишь подчеркнем, что, по-видимому, именно в период начала поздней взрослости по классификации D. Bromley (1966) в основном завершается процесс интенсивного становления учителей как профессионалов. Факт отсутствия различий по выраженности природно обусловленных психических свойств и в то же время наличие разной подверженности стрессу учителей ВПМ и педагогов НПМ свидетельствует о том, что абсолютные значения индивидных свойств непосредственно не предопределяют уровень стрессоустойчивости, а, возможно, включаются в данный фактор опосредованно через субъектно-деятельностные и личностные детерминанты. Результаты корреляционного анализа Для оценки влияния индивидных особенностей на проявления стрессоустойчивости педагогов разного уровня профессионального мастерства был проведен корреляционный анализ. Его результаты представлены в табл. 4. 6. и 4. 7. Таблица 4. 6 Взаимосвязи индивидных свойств со стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ
Примечания: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше. Таблица 4. 7 Взаимосвязи индивидных свойств со стресс-проявлениями в группе учителей НПМ
Примечания: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше.
Коэффициенты корреляций относительно параметра сила—слабость нервной системы переведены в прямую зависимость, то есть положительная связь указывает на возрастание силы нервной системы, а отрицательная — па уменьшение. Получены надежные корреляционные зависимости в группе учителей ВПМ между следующими показателями: 1. r (1; 4) = -0, 43 (р < 0, 05). Данный коэффициент корреляции отражает наличие отрицательной связи между силой нервной системы и застенчивостью. Эта связь вполне логично объясняется тем, что с повышением чувствительности (уменьшением силы нервной системы) увеличивается я проявление осторожности-трусливости, по мнению Е. П. Ильина и, соответственно, человек в стрессогенных условиях чаще будет реагировать по пассивно-оборонительному типу. 2. r (1; 5) = -0, 38 (р < 0, 05). Отрицательная связь между силой нервной системы и эмоциональной лабильностью может свидетельствовать о том, что по мере роста чувствительности нервной системы учителя ВПМ чаще проявляют эмоциональные переживания. Данный факт можно объяснить тем, что поскольку в структуре эмоциональности высокоуспешных учителей преобладают положительные эмоции, то, соответственно, нет необходимости специально контролировать их проявление. Между тем с увеличением слабости нервной системы чувствительность к внешним изменениям среды повышается, что и сказывается на росте эмоциональной лабильности.
3. r (2; 5) = -0, 43 (р < 0, 05). Наличие отрицательной связи между уравновешенностью и частотой смены эмоций вполне объяснимо, если сопоставить сущностные характеристики данных свойств. Так, с уравновешенностью напрямую связана эмоциональная возбудимость человека. Поэтому по мере роста уравновешенности будет наблюдаться снижение эмоциональных реакций, что предопределяет низкий уровень эмоциональной лабильности. 4. r (3; 3) = 0, 46 (р < 0, 05). Данная связь свидетельствует о том, что по мере увеличения выраженности экстравертированности чаще проявляется раздражительность. Скорее всего, это объяснятся тем, что экстравертированность предопределяет большую зависимость от внешних обстоятельств, чем от внутренних факторов, в том числе и сдерживающего характера. Специфическую зависимость стресс-реакций от индивидных особенностей учителей НПМ отражают следующие коэффициенты корреляции: 1. r (2; 4) = -0, 39 (р < 0, 05). Отрицательная связь застенчивости с уравновешенностью в группе учителей НПМ может свидетельствовать о том, что уравновешенным лицам менее свойственны стресс-реакции пассивно-оборонительного типа. 2. r (3; 4) = -0, 45 (р < 0, 05). Обратная корреляционная зависимость отражает факт уменьшения застенчивости по мере увеличения экстравертированности у учителей НПМ. По-видимому, эту связь можно объяснить тем, что экстравертированность предопределяет большее число социальных взаимодействий, контактность, и, соответственно, она отрицательно влияет на застенчивость. 3. r (4; 2) = 0, 47 (р < 0, 05). Наличие связи возрастного развития с депрессивностью учителей данной выборки может свидетельствовать о том, что в ходе занятия педагогической деятельностью у педагогов НПМ накапливается неудовлетворенность жизнью и т. п., что и определяет рост депрессивных реакций.
4. r (4; 4) = 0, 51 (р < 0, 01). Положительная связь возрастного развития с пассивно-оборонительной стресс-реакцией (застенчивостью) подтверждает факт аккумулирования стрессогенных воздействий и их выражение учителями НПМ в социально приемлемой форме. Выводы. Таким образом, на основе анализа взаимодействий индивидных особенностей учителей разной успешности со стресс-проявлениями можно отметить следующие факты: 1. Достоверных различий по индивидным свойствам между группами высоко- и низкоуспешных учителей не выявлено. 2. Выявлены корреляционные зависимости между индивидными свойствами и различными формами стресс-реакций внутри исследуемых выборок педагогов. 3. Отмечены различия во взаимосвязях индивидных особенностей с конкретными стресс-проявлениями учителей разного уровня профессионального мастерства, что может являться отражением специфичности функционирования механизмов стрессоустойчивости, детерминируемых природно обусловленными свойствами психики человека. Так, однонаправленные положительные связи уравновешенности со стрессоустойчивостью в обеих группах учителей можно трактовать как положительный вклад данного личностного свойства в стресс-резистентность педагогов. Позитивное влияние силы нервной системы на степень сопротивляемости стрессу высокоуспешных учителей опосредовано, скорее всего, большей выносливостью лиц с данной типологической особенностью к действию стрессогенных воздействий. Особый интерес представляют противоположные связи темпераментного свойства экстраверсии—интроверсии со стресс-реакциями педагогов исследуемых групп. Так, повышение стрессоустойчивости учителей ВПМ по мере роста интровертированности мы связываем с их большей ориентацией на внутренний мир (нормы, правила) и вследствие этого — меньшей подверженностью стрессогенным воздействиям педагогической деятельности. Благоприятное действие экстравертированности на стрессоустойчивость учителей НПМ обеспечивается, на наш взгляд, за счет повышенной включенности экстравертов в социальные взаимодействия, что может существенно снижать у них некоторые стресс-проявления (застенчивость).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|