Таблица 4.3. б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р = 0,05 и выше
Таблица 4. 3 Результаты исследования взаимосвязи субъектно-деятельностных факторов со стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ
Примечания: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р = 0, 05 и выше.
2. r (2; 6) = 0, 58 (р < 0, 01). Более высокая положительная связь между уровнем знания учителем психологии учащихся и степенью его стрессоустойчивости логично подтверждает первый представленный результат взаимосвязи степенистрессоустойчивости с гностическими умениями. Напомним, что диагностика уровня знания психологии учащихся основана на экспертной оценке. А это свидетельствует о том, что показатель отражает не теоретическое знание возрастной психологии, а практически реализуемое учителем соответствующее профессионально-значимое свойство. Таблица 4. 4 Результаты исследования взаимосвязи субъектно-деятельностных факторов со стресс-проявлениями в группе учителей НПМ
Примечания: а) пули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р - 0, 05 и выше.
3. r (3; 5) = -0, 38 (p < 0, 05). Обратная связь между умениями в области методики преподавания и степенью выраженности эмоциональной лабильности свидетельствует о том, что уровень стресса в группе учителей ВПМ понижается по мерс развития у педагогов конструктивных умений. Эту же зависимость подчеркивает и следующий коэффициент корреляции: 4. r (3; 6) = 0, 42 (р < 0, 05). Связь между умениями в области методики преподавания и уровнем стрессоустойчивости педагога (положительная). Методическая грамотность является основной «технической» стороной деятельности учителя, и успешность ее осуществления напрямую связана с умением педагога противостоять стрессу при реализации намеченной методической программы. 5. r (4; 6) =0, 58 (р < 0, 01). Высокая корреляционная связь между коммуникативными умениями и стрессоустойчивостью говорит о том, что умения межличностного взаимодействия вносят существенный вклад в профилактику стресса в группе учителей ВПМ. Большинство педагогических затруднений при решении проблемных ситуаций связано именно с функциями общения (информационной, регуляционной, аффективной), высокий уровень развития которых позволяет успешнее справляться с трудностями.
6. r (5; 3) = 0, 48 (р < 0, 05). Положительная корреляционная зависимость между организаторскими умениями и раздражительностью. Данная связь, на наш взгляд, объясняется тем, что учителя ВПМ, считающие себя раздражительными (диагноз поставлен на основе анамнеза), стараются постоянно контролировать свое психическое состояние, и это у них проявляется при организации деятельности учащихся. Подтверждением такого повышенного самоконтроля над раздражительностью у педагогов ВПМ является и следующий коэффициент корреляции: 7. r (6; 3) = 0, 43 (p < 0, 05). Связь сформированности самоорганизаторских умений со степенью раздражительности. В данном случае, на наш взгляд, проявляется механизм сверхкомпенсации относительно раздражительными педагогами негативных стресс-проявлений за счет повышения контроля (самоорганизации) над собственной деятельностью и поведением учащихся в процессе решения педагогических задач. 8. r (7; 6) = 0, 42 (р < 0, 05). Наличие положительной связи между уровнем профессионального мастерства учителей данной выборки и степенью их стрессоустойчивости логично свидетельствует о повышении успешности преодоления стресс- факторов по мере роста профессионализма педагогов. Ту же тенденцию подтверждают и два последних коэффициента корреляции: 9. r (10; 2) = -0, 42 (р < 0, 05). Отрицательная связь между квалификацией учителя и степенью его депрессивности. 10. r (10; 5) = -0, 39 (р < 0, 05). Отрицательная корреляционная зависимость между квалификационным разрядом и эмоциональной лабильностью. Отсутствие значимых корреляционных связей стресс-проявлений с интеллектуальным развитием и педагогическим стажем объясняется, на наш взгляд, тем, что при достаточно высоком интеллекте и значительном педагогическом стаже (среднее арифметическое М = 23 года, σ = 7 лет) степень стрессоустойчивости учителей ВПМ в большей степени детерминируется уровнем развития специальных педагогических качеств. Особый интерес представляют результаты корреляционного анализа между интеллектом и стресс-показателями (относительно всей общей выборки педагогов). Так, выявлены значимые отрицательные корреляционные связи интеллектуального развития с депрессивностью (r = -0, 21 при р < 0, 05), с застенчивостью (r = -0, 26 при р < 0, 01) и с эмоциональной лабильностью (r = -0, 21 при р < 0, 05), а также положительная связь общего интеллекта с экспертной оценкой степени стрессоустойчивости (г- 0, 34 при р < 0, 001).
Этот факт, на наш взгляд, свидетельствует о вкладе интеллектуального компонента в обеспечение механизмов, повышающих стресс-резистентность учителя. Структура связей между стресс-проявлениями и субъектно-деятельностными характеристиками в группе педагогов НПМ представлена следующими коэффициентами корреляции: 1. r (1; 6) = -0, 42 (р < 0, 05). Отрицательная зависимость между уровнем знания предмета и степенью стрессоустойчивости (экспертная оценка) учителя. В качестве экспертов выступали представители администрации школы, в обязанности которых входит функция по обеспечению повышения педагогической компетентности руководимых ими учителей. Поэтому завучи школы, учитывая недостаточное знание преподаваемого предмета (а именно этот гностический компонент высвечивается на уроке особенно ярко), возможно, много раз указывали таким учителям на необходимость самосовершенствования. В то же время они констатировали постоянное игнорирование своих требований. Этот факт равнодушного отношения к указаниям руководства они, возможно, и отразили в экспертном оценивании. Вкратце это можно описать следующим образом: чем ниже учитель проявляет уровень знания своего предмета, тем больше ему делается замечаний, на которые нет видимых положительных реакций и поэтому ему приписывается повышенная степень стрессоустойчивости. 2. r (2; 5) = 0, 39. Взаимосвязь уровня знания педагогом психологии учащихся и его степени эмоциональной лабильности. По-видимому, повышение эмоциональной лабильности влияет на улучшение понимания такими учителями переживаний детей, подростков и старшеклассников, что, скорее всего, основано на механизмах идентификации. 3. r (4; 5) = 0, 39 (р < 0, 05). Взаимосвязь коммуникативных умений с эмоциональной лабильностью. Этот факт основан, па наш взгляд, на лучшем проявлении самопрезентативной функции общения при межличностном взаимодействии у лиц с повышенной эмоциональной лабильностью, что способствует устранению «барьеров» в общении и снижает напряженность в межличностных контактах.
4. r (6; 5) = 0, 47 (р < 0, 05). Положительная связь эмоциональной лабильности с умениями в области самоорганизации. Эту взаимозависимость мы склонны объяснять аналогично интерпретации связи раздражительности с самоорганизационными умениями в выборке учителей ВПМ. То есть учителя, ощущающие частую смену переживании, отрабатывают у себя, под действием социальных норм, навыки контролирования эмоций, которые, в свою очередь, позитивно влияют на развитие самоорганизационных умений. Следующие два коэффициента корреляции мы рассмотрим совместно. 5. r (9; 4) = 0, 42 (р < 0, 05). Выявлена положительная связь между педагогическим стажем и застенчивостью. 6. r (10; 4) = 0, 44 (р < 0, 05). Связь застенчивости с квалификационным разрядом учителей НПМ. По своей сути, эти две корреляционные связи отражают одну зависимость. Для выборки учителей НПМ предельной квалификационной характеристикой является 11-й разряд. В то же время, по существующим правилам, присвоение очередного квалификационного показателя, начиная с 8-го и заканчивая указанным 11-м разрядом, происходит автоматически, в зависимости от стажа работы в школе. Увеличение же застенчивости в связи с указанными характеристиками, по-видимому, свидетельствует о превалировании у педагогов НПМ в структуре стресс-показателей реакций пассивно-оборонительного типа. Выявленный феномен, скорее всего, связан с постоянством действия социальных норм, профессиональных правил и ресурсами здоровья учителя, накладывающих ограничения на активно-оборонительные стресс-реакции (раздражительность) и крайне-пассивные формы протекания стресса (депрессивность). Выводы. На основе анализа субьектно-деятелыюстных характеристик педагогов ВПМ и НИМ и степени их стрессоустойчивости можно утверждать следующее. Учителей ВПМ отличает от педагогов НПМ достоверно более высокое развитие всех профессионально значимых специальных педагогических качеств и общего интеллекта. Это может свидетельствовать о вкладе каждого из них в проявление стрессоустойчивости учителя при преодолении стрессогенных ситуаций и решении педагогических задач. Кроме того, выявлены корреляционные зависимости между уровнем развития профессиональных качеств и различными стресс-показателями внутри групп учителей ВПМ и НПМ.
Полученные корреляционные связи отражают разную направленность во взаимодействии стресс-факторов с уровнем сформированности педагогических качеств внутри изучаемых выборок. Так, в группе учителей ВПМ повышение стрессоустойчивости связано с дальнейшим ростом выраженности профессионально-значимых характеристик. В то же время рост коммуникативных умений, знания психологии учащихся и умений в области самоорганизации в группе учителей НПМ положительно связан со степенью эмоциональной лабильности (показатель стрессоустойчивости). В данном случае мы считаем, что эмоциональная лабильность способствует, в определенной степени, развитию перцептивно-рефлексивных способностей, которые, в свою очередь, стимулируют формирование вышеназванных качеств. В целом, для учителей НПМ по мере роста их педагогического стажа характерно переключение на подстроечные под ситуацию формы стресс-реагирования (застенчивость). Отрицательная связь общего интеллектуального развития со стресс-реакциями, обнаруженная на всей совокупности учителей, принимавших участие в настоящем исследовании, подтверждает позитивную роль интеллекта в противодействии стресс-агентам педагогической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|