Предмет, основные принципы и методы психологии
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения
Санкт-Петербург УДК 74я73+88я73 ББК [37+159.9](075.8) Утверждено редакционно-издательским советом СПБГИЭУ в качестве учебного пособия Рецензенты
д-р. псих. наук, проф. В.Н. Машков д-р. экон. наук, проф. Л.Г. Симкина д-р. псих. наук, проф. В.И. Гинецинский
Цветков С.А., Ведрова Т.В., Львин Ю. М., Мезенцева Е. Б., Самойлова О. Д., Силантьева М. В. Психология и педагогика. Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008.-249 с. ISBN
Учебное пособие состоит из двух частей: «Психология» и «Педагогика». Темы освещаются в соответствии с Госстандартом ВО РФ по дисциплине «Психология и педагогика». Особое внимание разделам, имеющим большое значение в деятельности менеджера-экономиста, таким как: психология личности и деятельности, когнитивные и эмоционально-волевые процессы, мотивация деятельности и поведения, регуляция поведения, общение и др. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих базовый курс «Психология и педагогика».
УДК 74я73+88я73 ББК [37+159.9](075.8)
ISBN
©СПБГИЭУ, 2008 Введение Подготовка высоко квалифицированных специалистов инженерно экономического профиля невозможна без необходимого объема знаний по психологии и педагогике. Это не случайно, поскольку профессиональная деятельность практически всех специалистов непосредственно связана с окружающими их людьми (руководитель, подчиненный, коллеги, партнеры, клиенты и т.д.) и поэтому требует от каждого специалиста умения ставить и решать соответствующие психологические задачи. И именно по тому, насколько успешно специалист справляется с подобного рода задачами, можно судить об эффективности его деятельности. В целом ряде профессий психологические задачи занимают ведущее место в структуре профессиональной деятельности.
Общеизвестно, что социальное бытие человека не ограничивается только его профессиональной деятельностью. Любой специалист - это прежде всего личность. На него возложено множество социальных ролей, выполнение которых требует определенных психолого-педагогических знаний и умений. Становление студента, как полноценной личности является одной из важных задач высшего учебного заведения. Именно психология и педагогика вносят основной вклад в формирование чрезвычайно важного личностного образования будущего специалиста, а именно психологической культуры. Высокий уровень развития психологической культуры позволяет человеку правильно строить свои взаимоотношения в обществе, разумно воздействовать на людей и эффективно с ними взаимодействовать, владеть приемами самоуправления и саморегуляции и тем самым в максимальной степени реализовывать свой личностный потенциал. Целью данного учебного пособия является попытка в максимально доступной для студентов форме познакомить обучающихся с основами психологии и педагогики. Поскольку психологические феномены достаточно сложны и многообразны, что вызывает определенные сложности усвоения материала, особенно в условиях ограниченного учебным процессом лекционного времени, мы попытались изложить материал в определенной системе, важной характеристикой которой является ее упорядоченность в соответствии с рабочим планом по дисциплине «Психология и педагогика». В пособии рассматриваются общие вопросы психологии и педагогики, познавательная сфера человека, психические познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера человека, психология личности, мотивационная сфера, психическая регуляция поведения и деятельности, психология общения, межличностные отношения, психология малых групп и межгрупповые отношения.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Сфера психологии и формы психологического знания Предмет, основные принципы и методы психологии Место психологии в системе научного познания Структура современной психологии Этапы и особенности развития психологической науки Сфера психологии и формы психологического знания Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек и каков его внутренний мир, чем определяются причины и закономерности его поступков, поведения в обществе, что такое сознание, мышление, творчество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, балансирует между наукой, искусством и верой. Понятие «психология» (от греч. «рsyche» - душа и «logos» - знание, наука)часто употребляется не только в научном, но и житейском смысле. Содержание житейской психологии отражено в жизненном опыте человека и находит свое воплощение в поговорках, притчах, ритуалах, традициях, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. Научные психологические знания отличаются от житейских. 1. По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания всегда конкретны: они связаны с определенными людьми, ситуациями и задачами. Научная психология стремится к обобщениям, а научные понятия отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. 2. По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем проб и ошибок, носят интуитивный характер, субъективны, зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Многообразие используемых научной психологией методов дает обширный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
3. По способам передачи знаний. Знания житейской психологии передаются от одного человека к другому, как правило, в устной форме. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Предмет, основные принципы и методы психологии Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Ее объектом, как правило, являются носители этих явлений. В качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины в самом общем виде могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека, фундаментальным свойством которого является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, действий, неосознаваемых психических процессов и других психологических фактов,в которых психика обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.
Основные методологические принципы психологии Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. Это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития. Методы психологии «Метод - это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Методы позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. В практике управленческой деятельности чаще всего используется наблюдение. Однако следует различать наблюдение как научный метод и обыденное, житейское наблюдение. Наблюдение как научный методзаключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения: - в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее; - в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое; - в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное; - в зависимости от условий наблюдения: полевое и лабораторное; - в зависимости от целей: целенаправленное и случайное; - в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное; - в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Эксперимент -один из основных методов психологического исследования, отличающийся активным вмешательством в изучаемый процесс и возможностью проверить причинно-следственные связи. Основные особенности экспериментального метода:
- исследователь сам вызывает изучаемое им явление - в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; - экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; - в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; - эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных. В зависимости от задач и условий, в которых проводится эксперимент, различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий эксперимент. - лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. - естественный эксперимент заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. - формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры. - констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств. Кроме вышеперечисленных методов в психологии широко применяются вспомогательные методы: - беседа (интервью) - получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; этот метод также используется, особенно в работе менеджеров по персоналу, а также в любых ситуациях управления персоналом; - тестирование - психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.; - анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология и контент-анализ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|