22. Нейролингвистическое программирование и психологическое консультирование: цель, задачи, этапы и методы работы консультанта с клиентом.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ 22. Нейролингвистическое программирование и психологическое консультирование: цель, задачи, этапы и методы работы консультанта с клиентом. Для осуществления эффективной коммуникации в процессе консультирования используются различные подходы. Одним из таких подходов является нейролингвистическое программирование (Neuro-linguistic programming). Основатели нейролингвистического программирования – Р. Бэндлер и Дж. Гриндер разработали данную технику в семидесятые годы прошлого столетия. Концептуально нейролингвистическое программирование основывается на идеях А. Коржибски, заложенных в его «общей семантике», претендующей на систематическую методологию по исследованию того, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, реагируют на собственные реакции и реакции других людей и, соответственно, каким образом они изменяют своё поведение. Согласно его утверждениям, учитывая особенности нейрологического функционирования и свойственные ему ограничения, карты, или модели, мира являются искажёнными репрезентациями действительности. «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность, не изменённую нашим языком и нейрологией». Концептуальным представлением в НЛП-консультировании выступает убеждение в том, что у каждого человека имеются в наличии внутренние ресурсы для решения собственных проблем. Такой подход позволяет консультанту максимально отделить собственное субъективное восприятие ситуации от восприятия ее клиентом, увеличить продуктивность консультирования, минимизировать «эффект переноса» (попытку переноса консультантом собственного опыта на реальную ситуацию клиента).
Таким образом, данный вид консультирования является достаточно объективным и адресным: максимальную пользу получает клиент, для самого консультанта процесс если и является терапевтичным, то лишь отчасти, в границах допустимого. Работа консультанта заключается в грамотной технологической организации процесса консультирования. Общеизвестны основные этапы психологического консультирования: подготовительный, настроечный, диагностический (исповедь клиента), рекомендательный, контрольный. Благодаря техникам присоединения, определяемым на основании ведущей репрезентативной системы, репертуар которых достаточно широк в рамках НЛП (поза, жесты, дыхание и др. ), актуальное состояние клиента, декларируемые и скрытые симптомы становятся более очевидными. Диагностический этап является достаточно трудоемким и при различных подходах время данного этапа может варьироваться от получаса до нескольких часов и выходить за рамки одной встречи. На этапе совместного с клиентом выбора рекомендаций могут применяться такие техники НЛП как рефрейминг, якорение. Рефрейминги позволяют осуществить переоценку событий, когда проблема перестает быть таковой и, превращаясь в задачу, поддается трансформации посредством собственного опыта клиента, без навязывания решения извне. Необходимо отметить, что изменение поведения клиента – процесс непростой, порой болезненный, требующий деликатного сопровождения, с помощью техник НЛП становится более естественным. Возможно, это происходит в силу того, что появляется сразу несколько вариантов нового поведения, расширяются рамки возможностей, минимизируется внутреннее напряжение.
23. Психологическое консультирование в контексте гештальтпсихологии цель, задачи, этапы и методы работы консультанта с клиентом. Гештальтпсихология получила свое название от немецкого слова gestalt, что означает образ, целостная форма, структура, конфигурация (в зависимости от содержательного контекста применяется то или иное значение), поскольку основным принципом формирования психики ее учредители (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин) выдвинули принцип целостности. Представители указанного научного подхода (М. Вертг еймер, К. Дункер, К. Левин, В. Келер) обогатили психологию такими понятиями как " проблемная ситуация", " инсайт". Исследования К. Левина доказали, что не только ситуация, которая существует в настоящий момент, но и ее предсказания, предметы, существующие в сознании человека, могут определять ее деятельность. Ученый создал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение человека определяется балансом между потребностями организма и внешней средой. Основная задача психологии и психотерапии Ф. Перлз видел не в том, чтобы объяснить, почему возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияние осуществляет. Для ощущения полноты жизни человеку необходимо осознание не как понимание, а " осознание" как переживание настоящего. Поэтому в процессе психотерапии важным фактором является влияние на самосознание. Результатом психотерапии является осознание и полное переживание эмоций и ощущений, готовность клиента к изменениям и взятие ответственности на себя. Большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающие в жизни человека, связаны не столько с ее прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Цель гештальт-терапии, как ее сформулировал Ф. Перлз, заключается в том, чтобы выработать у людей правильные гештальты, то есть правильное восприятие себя, окружающих людей, ситуаций, человеческих взаимоотношений и т. На основе теоретического анализа научных разработок предлагается модель процесса консультирования, включает в себя: а) основные положения консультирование в гештальт-терапии.
В гештальт-терапии являются общие принципы построения психотерапевтического воздействия. Принципы, которые должны знать и соблюдать гештальт-консультанты: - Принцип " Я" - " Ты" (всегда обращаться к кому-либо вместо того, чтобы рассказывать о нем консультанту) - Принцип местоимения " я" (говорить " я", особенно, когда речь идет о себе, вместо " мы", " он", " они" ). Это позволяет сделать шаг в принятии ответственности на себя, а не перекладывать ее на других; - Принцип континуума. Сосредоточение на " как" и " что" вместо " почему". Замена вопрос " почему" на вопрос " как" и " что" не позволяет войти в рассуждения, а обращает к чувствам. Понятие континуума (непрерывности) сознания, как средства развития сознания, ввел Ф. Перлз; - Принцип преобразования вопросов (клиентов просят превратить вопрос в утверждение) - Принцип " теперь" (использовать только настоящее время): актуальное для личности всегда происходит в настоящем (чтобы это ни было - восприятие, действия, поступки, фантазии о прошлом или будущем). Гештальттерапевт фокусируют внимание на осознании происходящих " здесь и сейчас". Они развивают у клиента осознанную ответственность и восстанавливают его способность к переживанию своих эмоций и чувств, развивая также его целостный образ в таких сферах (пентаграмма С. ГИНГЕР): - Физической (материальное благополучие, физическое здоровье) - Эмоциональной (эмоциональные переживания) - Рациональной (способности к рациональному мышлению, планирования, анализа) - Социальной (отношения с другими людьми); - Духовной (знание человека о самом себе). Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени она способна отвечать за свои желания, действия, " опираться на себя" (по Ф. Перлзом) б) цели психологического консультирования в гештальт-терапии. Цель консультирования - помочь человеку в полной реализации ее потенциала. Для этого консультанту необходимо реализовать целый ряд текущих целей:
- Обеспечить человеку полноценный процесс актуального самосознания; - Способствовать смещению локуса контроля внутрь себя; - Поощрять к независимости и самодостаточности; - Выявлять психологические блоки, препятствующие росту, и устранять их; в) позиция консультанта в консультативном взаимодействия. Согласно положениям гештальт-терапии, проблема (с которой клиент обратился к консультанту) является симптомом того образа жизни, который присущ клиенту (здоровый, нездоровый, активный, пессимистический), и который является настоящей проблемой, то есть образ жизни и является проблемой клиента. Задача консультанта и его позиция в пределах гештальт-терапии следующие: 1. Постоянно концентрировать внимание клиента на настоящем моменте (не отвлекаться на прошлое или будущее) и научить этот момент осознавать. 2. Активизировать поведение клиента с целью поддержания контакта между ним и консультантом, между ним и ситуацией. 3. Корректировать поведение клиента, должна быть направлена на то, чтобы он соотносил свои переживания в ситуации с самой ситуацией. 4. Помочь клиенту принять на себя ответственность за свои мысли, чувства, поступки. При этом существуют определенные требования к позиции консультанта, которые он должен выполнять. Консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и активным, поскольку он выступает в роли катализатора, сотворца гештальт-личности клиента. Конгруэнтность консультанта помогает клиенту " завершить" незаконченные дела (завершить гештальта). Консультант старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента, пытается облегчить проявления этих чувств. Главная цель взаимодействия с клиентом - активизация его внутренних личностных резервов, высвобождение и реализация которых ведет к личностному росту. Представители гештальт-подхода соглашаются с психоаналитическими представлениями о том, что корни проблемы клиента могут находиться в прошлом, но эта проблема живет в настоящем клиента, поэтому доступ к ней может произойти из-за " здесь и сейчас". В гештальт-терапии выделяют следующие невротические механизмы: сопротивления, прерывания контакта, которые по своей природе являются психологическими защитами. Сначала каждый из них служит для человека здоровым образом приспособления к окружающей среде, но когда они становятся привычными, стереотипными, то превращаются в дисфункциональные, невротические реакции. Ф. Перлз придавал большое значение контакта, как процесса, происходящего на границе субъектного " Я" и среды (внешнего, телесного и психологического). Ученые гештальтпсихологи выделяют следующие типы механизмов взаимодействия: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия.
Слияние (конфлюенция). При включении механизма слияния клиент перестает разграничивать " Я" и " не - Я", он находится в слиянии с окружающим миром. Такие клиенты трудно отличают свои мысли, чувства и желания от мыслей, чувств и желаний другого. Каждый человек в своей жизни попадает в слиянии, которое не является патологическим. Основная психотерапевтическая работа консультанта с клиентами, которые находятся в патологическом слиянии, связанная с построением личных границ с окружающим. В связи с этим клиент в гештальт терапии должен высказываться только от первого лица. Интроекция. Безоценочном принятия чужих чувств, установок, мнений называют интроекции. Наиболее ранними интроекты есть родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осознания. При интроекции клиент усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые вступают в противоречие с собственным опытом, а не ассимилируются его личностью. Этот ассимилированных опыт - интроекты - чужда для клиента частью его личности. Тенденция присваивать себе убеждение, способы мышления и поступки других людей без критики приводит к тому, что клиенту не удается сформировать свою собственную личность. Со временем становится очень трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Работа с интроекции, прежде всего, направлена на осознание собственных желаний, отделение их от ожиданий, желаний и чувств других людей. Проекция противоположная интроекции. Как правило эти два механизма дополняют друг друга. Граница между собственным " Я" клиента и средой смещается в сторону среды. Проекция - это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я», на других, на окружающую среду. При работе с проекциями основная задача заключается в том, чтобы вернуть человеку чувства, мысли, перенесены на консультанта или других людей. Ретрофлексия - поворот на себя (" обращение назад на себя" ) - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. Психотерапия ретрофлексии связана с возвращением к истинной эмоции. Консультант, работая с чувством вины клиента, помогает ему выразить это чувство, затем помогает восстановить агрессивный компонент чувства, после чего у клиента возникает аутоагрессия, а уже потом разворачивают направление агрессии, которая становится гетероагресиею. Дефлексия. Во дефлексиею понимают уклонения от реального контакта, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Этот механизм применяется клиентом для снятия эмоционального напряжения. Обычной формой дефлексии становятся: светские разговоры, чрезмерная болтливость, ритуальное поведение, бегство от прямого взгляда в глаза собеседника, тенденция к сглаживания конфликтных ситуаций. Клиент, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Крайнее проявление ухода от контакта со средой - изоляция. Наиболее известные техники: техника «пустого стула", техника работы с противоположностями (полярностями), техника прохождения по кругу, техника экспериментального усиления, челночная техника, техника разыгрывания ролей, техника концентрации (фокусировка осознание), техника диалога с частями тела, техника работы с сновидениями. Рассмотрим следующие ограничения: 1) гештальт-терапия недооценивает когнитивные аспекты личности клиента, ориентирует его только на нынешние переживания; 2) консультанты в основном избегают объяснений и оставляют клиента самого со своими переживаниями; 3) ориентация гештальт-терапии к использованию различных техник из других научных подходов; 24. Учет особенностей поведения клиента в психологическом консультировании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|