Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Консультирование клиентов с депрессией.




3. 4. Консультирование клиентов с депрессией.

Работая с таким клиентом, прежде всего надо разобраться, с депрессией какого типа столкнулся консультант — это может быть психотическая депрессия (сопряженная с бредовыми идеями самоуничтожения, галлюцинаторными переживаниями, суицидальными тенденциями, самообвинением и т. п. ), требующая психиатрической помощи, и непсихотическая депрессия, при которой сохраняются критическое самоотношение и связи с окружением. Чаще всего консультанты сталкиваются с реактивной депрессией, возникающей в ответ на горестные события (соматическое заболевание, конфликты, возрастные и интимные проблемы, утраты, неудачи).

Основные задачи консультанта — помочь клиенту объяснить причины возникших переживаний, понять, что именно поддерживает его депрессию, помочь изжить подавленное состояние, ставя перед ним небольшие, но достижимые цели и анализируя достигнутое. Не стоит напрямую подбадривать клиента, внушать, что «все будет хорошо», но с целью укрепления веры в себя с ним необходимо обсуждать то, в чем он успешен, компетентен, результативен, был отмечен другими, что приносит ему радость, чем он в себе гордится. Поскольку переживание депрессии часто связано со снижением самооценки, такие клиенты требуют деликатности и даже почтительности, подчеркнутой демонстрации уважения. Здесь консультанту стоит проявлять значительно большую активность, чем обычно, поскольку клиента необходимо «разговорить», «заставить» вновь вспомнить и пережить позитивные моменты жизни. Обычно клиенты неохотно, замедленно начинают это делать, поэтому консультант должен демонстрировать живой интерес и эмоциональность, которые постепенно растопят пассивность клиента. Работа с депрессивным клиентом может потребовать нескольких встреч, на каждой из которых шаг за шагом нужно пробуждать его активность.

3. 5. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями.

По возможности с такими клиентами нужно встречаться чаще, дать им возможность созваниваться с психологом, взять с них обещание не принимать окончательного решения, не поговорив с ним. Разговор о переживаниях, связанных с самоубийством, вербализация клиентом своих мыслей и чувств по этому поводу, ответные аргументы консультанта, нащупывающего любые нити, удерживающие клиента в жизни (консультант всегда выступает «на стороне жизни»), наполнены для клиента содержательными смыслами, способными коренным образом переломить ситуацию. Работая с суицидальными клиентами, консультант должен всеми способами фиксировать их внимание на позитивных аспектах жизни как таковой и их собственной жизни. Хорошо, если к работе удается привлечь значимых для клиента лиц (родственников, друзей).

Всегда относясь к разговорам о самоубийстве серьезно, консультант должен помнить, что в ряде случаев (например, у истероидных клиентов) они выступает средством манипуляции другими, в том числе и консультантом. В беседе с клиентом стоит попытаться оценить риск реализации суицидных намерений. «Замысел самоубийства имеет три составляющих: выбор средства, убийственная мощь средства и его доступность.

В беседе с суицидным клиентом уместны такие приемы, как поправка на вентиляцию чувств (консультант дает возможность высказываться клиенту, не прерывая, принимая его злость и манипуляции); личные гарантии (консультант не может гарантировать то, в чем не уверен, например поддержку семьи, любимого клиентом человека, но он может гарантировать ему, что сам он готов быть полезным и заинтересован в разговоре); альтернативное выражение чувств (консультант предлагает найти те поступки и действия, которые клиент мог бы совершить вместо самоубийства); признание страданий (консультант подтверждает, что угроза или попытка суицида указывает на непереносимость страданий для клиента, но, раз он пришел или позвонил консультанту, значит, нет нужды причинять себе вред, а можно поговорить об этих мучительных переживаниях); обсуждение условий «контракта о несовершении самоубийства» (консультант пытается убедить клиента сделать заявление, что он «никогда не убьет себя, случайно или умышленно, вне зависимости от того, что произойдет», — важно добиться этого контракта или хотя бы договориться, что он ничего не предпримет, не поговорив перед этим с консультантом); исследование летальности (пытаясь определить степень риска, консультант ничего не оценивает и не комментирует, лучше действовать напрямую); поиск источника эмоций (консультант в разговоре с клиентом старается нащупать особо травмирующее переживание, «спусковой крючок»); преодоление исключительности ситуации (консультант тактично подводит клиента к мысли, что его обстоя тельства не уникальны и не непреодолимы, что аналогичные ситуа ции успешно преодолевались людьми, значит, способен преодолен, и он) и др. Консультанту рекомендуется тщательно документировать свои действия на консультации, скрупулезно анализируя все, что на ней происходило.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...