Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Психологическое консультирование родителей дошкольников. Работа с дошкольниками средствами психологического консультирования.




Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) является чрезвычайно важным и ответственным этапом жизни ребенка, поскольку приносит ей качественно новые, прогрессивные достижения психического, физического, социального развития. Именно в этот период интенсивно развиваются познавательные процессы и способности, формируется произвольность поведения, возрастает творческая активность. Потребность дошкольника в общении стимулирует выработку коммуникативных навыков и умений, обогащение социального опыта, усвоения общественных норм и моделей поведения.

На сегодня не существует единой позиции специалистов и о том, кого непосредственно следует консультировать: дошкольников или только их родителей и воспитателей. В частности, В. Ю. Меновщиков отмечает, что самостоятельное психологическое консультирование возможно только с подросткового возраста. Дошкольники, учитывая их личностную и физическую незрелость, способные самостоятельно принимать решения в кризисных проблемных ситуациях, чего собственно и требует классическая процедура психологического консультирования. Психоконсультативна работа, подчеркивает В. Ю. Меновщиков, должна фокусироваться на ближайшем взрослом окружении дошкольника, прежде всего на его родителях.

Разделяя эту позицию, Е. Е. Сапогова отметила, что индивидуальное консультирование детей невозможно, поскольку дошкольник еще не способен полноценно рефлексировать ни собственные психологические проблемы, ни их причины, ни необходимости обращения за помощью к специалисту. Одним из ключевых моментов психоконсультативного процесса является осознанное, собственное решение человека о необходимости обращения к психологу-консультанту. Следует помнить и о том, что многие детские психологические проблемы обусловлены личностными и супружескими проблемами их родителей. Такие случаи требуют анализа психосоциальной ситуации развития ребенка в контексте семейных отношений.

В общем, в научно-методической литературе определены три вида психологического консультирования по проблемам развития детей дошкольного возраста:

1. психоконсультирование собственно дошкольников.

2. психоконсультирование родителей (опекунов или других лиц, несущих ответственность за ребенка).

3. психоконсультирование работников дошкольных учебных заведений, прежде всего воспитателей.

1. Консультирование дошкольников.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста требуют особого подхода к организации психоконсультативнои помощи. По нашему мнению, наиболее оптимальным является личностно ориентированный подход, основанный следующих принципах:

- Безусловное принятие ребенка (такой, какой она есть);

- Формирование у ребенка чувства безопасности, эмоционального комфорта;

- Искренний интерес к ребенку и его внутреннего мира;

- Предоставление ребенку возможности самопознания и свободного проявления своих чувств;

- Недирективный, поступательный характер психологического воздействия, согласно темпу, заданного ребенком.

Особенности обращения к консультанту заключаются в том, что:

1. Дети дошкольного возраста не обращаются самостоятельно до психоконсультанта, поскольку из-за недостатка жизненного опыта не могут осознать наличие у себя психологических проблем.

2. В процессе непосредственной беседы с консультантом дети обычно заявляют об отсутствии психологических проблем или дискомфорта.

3. Инициаторами запроса на психоконсультативну помощь, как правило, взрослые (родители, воспитатели, опекуны) из ближайшего окружения ребенка.

4. Причиной обращения взрослых преимущественно является тревога по поводу проблем, которые они наблюдают в поведении и психоэмоциональном состоянии детей.

Одной из ключевых проблем индивидуального консультирования дошкольников есть трудности налаживания взаимопонимания между консультантом и ребенком.

Особенности налаживание коммуникации с ребенком в условиях индивидуального консультирования состоит в том, что:

1. Речь консультанта должно быть четким, простым, понятным для ребенка; поведение, жесты, мимика - природными, он должен демонстрировать внимание и заботливость.

2. Консультанту нужно помнить о сенситивнисть детей в искренности взрослых: мнимая радушие и " наигранность" поведения взрослого, как правило, вызывают у ребенка реакцию отчуждения.

3. Разговаривая с ребенком, нельзя перекрикивать и прерывать ее рассказ, любые проявления авторитаризма усиливают коммуникативный барьер.

4. При установлении контакта с ребенком вербальные коммуникативные техники преимущественно уступают в эффективности поведенческим, поэтому рекомендуется применение различных игровых приемов.

5. Важно следить и правильно интерпретировать невербальные реакции ребенка (жесты, мимика, движения тела), которые часто являются основными средствами проявления его чувств.

6. Поскольку дети склонны приписывать персонализированное значение невербальным проявлениям собеседника, консультанту необходимо контролировать собственные жесты, мимику и понимать то значение, которое может оказывать им ребенок.

7. Во время разговора с ребенком консультанту желательно сидеть на низком стульчике, чтобы его глаза были на уровне с глазами ребенка. Этот прием способствует формированию партнерских отношений и установлению контакта.

Особенности организации процедуры психоконсультирование дошкольников.

1. Психологу следует ориентироваться на максимально быстрое достижение целей консультирования, поскольку одна проблема в психическом развитии ребенка может провоцировать появление других.

2. Несамостоятельность ребенка требует привлечения к консультативной процедуры кого-то из взрослых (желательно матери).

3. Через личностную незрелость ребенка консультант не может опираться на ее сознательное, самостоятельное решение по выбору средств и путей решения проблемы (как этого требует классическая процедура психоконсультирование) и возлагать на него ответственность за этот выбор. Поэтому существенные решения об изменениях в жизни ребенка зависят от согласия взрослых.

4. Поскольку ребенок менее защищена от внешних воздействий (как положительных, так и отрицательных) и не может влиять на социальную ситуацию, психолог берет на себя ответственность за экологичность консультативной процедуры: соблюдение принципа " Не навреди! ".

5. Личностная незрелость и незащищенность дошкольника требует такого подхода к организации процедуры психоконсультирование, который бы создавал атмосферу психологического комфорта и безопасности, условия для самораскрытия, самопознания, самоактуализации ребенка.

2. психоконсультирование родителей.

По мнению многих ученых, задача детского психоконсультирование преимущественно заключаются в конструктивных изменениях социальной ситуации развития ребенка, которых можно достичь двумя путями:

- Через изменение характера внешнего воздействия на ребенка (отношение окружающих, воспитание, жизненные условия)

- Через изменение отношения самого ребенка к этому воздействию (изменение личностных смыслов, оценок, установок).

Психологическое консультирование родителей ориентировано на помощь в преодолении различных психологических проблем (психолого-педагогических, личностных, межличностных, семейных и т. д. ) детей и их родителей; в решении проблемы, беспокоит ребенка или близкого ей взрослого путем анализа и коррекции прежде всего тех аспектов семейной ситуации, которые непосредственно влияют на детскую психику.

Основной задачей психоконсультирование родителей является обеспечение как можно более глубокого, разностороннего и объективного понимания родителями особенностей развития ребенка, имеющихся у нее положительных и проблемных аспектов развития.

Цели психоконсультативнои работы с родителями дошкольников можно распределить следующим образом:

1. психопросвещении

2. психодиагностические

3. психокоррекционные

4. психопрофилактические

Первая встреча консультанта с родителями может осуществляться по следующей схеме:

1. Знакомство. Предоставление гарантий конфиденциальности процедуры консультирования и информации, будет касаться ребенка, его родителей, семейной ситуации в целом.

2. Выяснение, что послужило поводом обращения в консультацию.

3. Сбор первичной информации о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; посещает ребенок на текущий момент дошкольное учебное заведение и который; находится (находилась) на учете в детском психоневрологическом диспансере).

4. Согласование даты следующей встречи.

5. Обмен контактной информацией, определение - с кем, в случае необходимости, будет осуществляться связь.

Беседа с целью сбора анамнеза и уточнения причины обращения может осуществляться в ходе отдельной встречи или во время первого знакомства, если консультант не считает нужным разграничивать эти две процедуры.

 В ходе сбора анамнеза необходимо выяснить следующее (по ГЛ. Колесниковым):

- Всегда у ребенка была такая проблема;

- В чем именно она проявлялась;

- С какого момента возникла;

- Которые перед этим произошли изменения в семье (рождение другого ребенка, конфликты и т. д. );

• что перед возникновением проблемы изменилось в условиях проживания семьи (ремонт, переезд)

- Кто первый обратил внимание на проблему;

- Как сам ребенок воспринимает проблему;

- Уже делали для решения проблемы;

- В чем сами родители видят ее причину (каждый конкретно)

- На действия настроены родители для решения проблемы;

- Возможные препятствия видят на своем пути.

Следующий этап психоконсультирование имеет целью обследования ребенка, при необходимости - диагностику характера внутренне семейных отношений, стиля воспитания и тому подобное.

Согласно общей схемы возрастного психологического анализа В. Бурменська предлагает группировать полученную информацию в четыре раздела:

1) информация об истории развития ребенка и состояние его здоровья;

2) характеристика особенностей социальной ситуации развития (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе творчества и т. д. );

3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе диагностического обследования, дома, в детском саду, других ситуациях)

4) дифференциальная характеристика развития познавательной и эмоционально-особистисноисфер ребенка.

Беседа по результатам обследования ребенка включает несколько этапов, каждый из которых характеризуется конкретными задачами и специфическими особенностями их решения. На первом этапе беседы важно:

1) обеспечить комфортную психологическую атмосферу, которая способствовала ослаблению психологического напряжения родителей вызванного целой гаммой негативных переживаний.

2) выявить, какие аспекты жизни и развития ребенка больше интересуют родителей; что прежде всего беспокоит их по поводу проблемы озвученной как причины обращения к консультанту;

3) попросить родителей высказать свои предположения относительно характера проблемы ребенка, причин ее возникновения и путей их решения;

4) расспросить родителей, цели они считают нужным ставить перед ребенком, на какое будущее ее ориентировать.

Второй этап беседы предполагает сообщение родителям результатов психологического обследования. Реализация указанного этапа требует от консультанта соблюдении следующих условий:

1. Информацию о результатах обследования ребенка следует подавать в доступной, понятной, корректной форме. Если есть необходимость использования профессиональной терминологии, необходимо объяснить родителям ее содержание.

2. Каждый диагностирован феномен нужно не только объяснить, но и показать дальнейший прогноз его развития, проявлений, последствий.

3. Изложение информации должен быть адекватным, объективным, аргументированным.

4. Желательно подавать информацию дозировано. Переходить от обсуждения одного аспекта проблемы к другому следует только убедившись, что родители правильно поняли позицию консультанта.

5. Формировать у родителей реалистичные представления о проблеме ребенка: не следует излишне драматизировать ситуацию (это может спровоцировать депрессивное реакцию, чувство беспомощности и отчаяния), или же, наоборот, - производить необоснованно оптимистичные ожидания.

6. Раскрывая проблемные моменты развития ребенка, необходимо акцентировать внимание родителей на тех сильных сторонах его психики и поведения, которые будут служить основой для преодоления трудностей.

7. Чтобы помочь родителям избавиться от чувства вины, которое может возникнуть на этом этапе беседы как реакция на услышанное, следует акцентировать их внимание на рациональном, детализированном обсуждении проблемы ребенка, лишенном эмоционально насыщенных оценок и шаблонов.

На третьем этапе беседы осуществляется совместная разработка и обсуждения дальнейшей программы действий. В ходе беседы важно привлекать родителей к поиску способов преодоления трудностей ребенка, стимулировать их свободно высказывать свои предложения и предположения: " Как вы думаете, какая из предложенных альтернатив является наиболее приемлемой для вас? ", " Какая помощь прежде всего нужна вашему ребенку? ", " как отреагирует ваш ребенок на подобные действия? ", " Что еще можно сделать в этой ситуации? ». Ни ответ родителей нельзя игнорировать, каждую из них необходимо обсудить, аргументированно проанализировать ее положительные и отрицательные аспекты.

Заключительный, четвертый этап беседы, наименее развернутый во времени. Он включает рефлексию (обсуждение) результатов всей консультативной встречи, определение графика следующих встреч, а также оценку психологом эффективности проведенной беседы. Американский психолог С. Сарасон критерием эффективности психоконсультативнои беседы определяет уровень возможностей родителей уверенно действовать на основе информации и рекомендаций, полученных от консультанта.

Незнание родителями возрастных норм развития ребенка, что приводит неадекватные воспитательные представления и установки. Консультант должен уметь выявлять подобные установки, обоснованно их опровергать и формировать у родителей объективные представления об особенностях и закономерностях психофизического развития дошкольника. Например, жалобы на низкий уровень произвольности поведения ребенка (неусидчивость, невнимательность, импульсивность и т. д. ) часто обусловлены завышенными требованиями родителей, незнанием или сознательным игнорированием возрастных возможностей самоконтроля и самоорганизации поведения дошкольника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...