Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

28. Психологическое консультирование родителей младших школьников. Психологическое консультирование младших школьников.




Важно провести с родителями детей младшего школьного возраста беседу о психологических перестройках у детей, связанных с поступлением в школу, об особенностях физического развития.

Резко изменяется весь уклад жизни, социальное положение, положение в коллективе, семье.

Учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины.

Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте – противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.

Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания – путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.

В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико – синтетическая функция коры головного мозга; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно меняется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.

Необходимо ознакомить родителей со всеми новообразованиями, которые происходят у детей младшего школьного возраста.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Она может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, совместных вечеров вместе с детьми. Главная ее цель – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

Желательно провести с родителями тренинги по общению с детьми, дать необходимо важные рекомендации.

Следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.

Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка могут развиться депрессия и невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легком объятии… В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Это форма общения должна быть естественной, но не демонстративной и чрезмерной.

Пристальное внимание. Ребенок чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Пристальное внимание – жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка.

Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства.

Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание свидетельствует о том, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Консультационная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка, стилей воспитания. Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.

Консультативная практика детей 6-10 лет имеет свою специфику, существенно отличается от работы с дошкольниками и старшими по возрасту клиентами (пациентами, заказчиками психологической помощи). Во-первых, основные причины детских проблем порождаются воздействием неправильного семейного воспитания типа гиперопеки или гипоопикы, при наличии психологических проблем у родителей (зависимые формы поведения, неврозы, предельные состояния, психосоматические болезни), которые переносятся на ребенка. Во-вторых, консультация учеников имеет всегда происходить в присутствии родителей, реже - учителя, классного руководителя, что требует от психолога более объективной диагностики, использования основных и дополнительных методик, нередко письменного заключения. В-третьих, количество посещений кабинета психолога, как правило, заранее не регламентируется, поскольку диагностика и консультирование детей с социально-психологическими проблемами требует времени, обстановки взаимного доверия, соответствующих навыков общения.

Собственно психологическое консультирование начинается после выслушивания жалоб, проведения диагностики. Психолог всегда руководствуется принципом объективности, а для этого нужно подобрать методики таким образом, чтобы получить целостную картину развития ребенка и выявить психотравмирующие ситуации взаимодействия.

В традиционной психодиагностике предлагается дифференцировать результаты информации по типам данных - L-, Q-, Т: 1) L-данные (от Life - жизнь) - это показатели жизнедеятельности личности, которые фиксируются в процессе наблюдения; 2) Q-данные (от question - вопрос) - полученные с помощью проективных опросников и других методов самооценки; 3) Т-данные (от test - исследование) - информация, которую получаем с помощью стандартизированных тестов в четко контролируемых условиях, при этом испытуемые не знают, на оценку которых показателей психики направлена диагностика. Итак, процедура сбора данных трех типов позволяет обобщить информацию в объемный LQT - образ изучаемой переменной. Представленный подход объединения полученных результатов является классическим и одновременно оптимальным, широко внедряется в практику.

Так, при диагностике младших школьников основное внимание психолог-консультант уделяет сбора L- и Q-данных с помощью наблюдения, беседы и проективных методик исследования. При этом сбор Т-данных психического развития учащихся I-IV классов связан с объективными трудностями, обусловленными тем, что школьники в большинстве своем не понимают инструкции и содержания вопросов стандартизированных тестов. Итак, анализ Т-данных будет более эффективной процедурой диагностики учащихся старших классов, правильно понимают поставленные вопросы тестов и способны отвечать на них.

Психологическое консультирование детей младшего школьного возраста базируется на положениях отечественной психологии о ведущей роли учебной деятельности в развитии учащихся. Качественные изменения личности и мировоззрения происходят в условиях обогащения содержания научных представлений об окружающем мире, которые получает ребенок в процессе усвоения школьных предметов. В частности, в научных трудах Г. С. Костюка, О. В. Скрипченко часто отмечается взаимосвязи между успехом учебной деятельности и психологического, личностного развития детей. Подчеркивается мысль о том, что только благодаря влиянию обучения у учащихся возникают новые потребности, интересы, запросы, эмоции и другие мотивы их познавательной и практической деятельности. Интересы младших школьников не только проявляются, они и формируются в учебной деятельности, одновременно приобретаются различные компоненты общих и специальных способностей учащихся (сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические, практические и др. ). Итак, должным образом организованное школьное обучение и является лучшей психологической помощью развития личности школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...