Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25.Учет индивидуальных особенностей клиентов в определении стратегии консультативной работы с ними.




25. Учет индивидуальных особенностей клиентов в определении стратегии консультативной работы с ними.

 

26. Учет психоэмоциональных состояний клиента в психологическом консультировании. 3. 1. Консультирование тревожных клиентов.

Жалуясь на угнетенность, дисфорию, раздражительность, плохое засыпание, хроническую усталость, клиенты часто не могут понять их причин. Пытаясь опредметить тревожность, они воспринимают наличие неприятных соматических симптомов (тошноты, головной боли, спазмов в желудке и т. п. ) как причину неблагополучия, и обращениям к психологу часто предшествуют визиты к врачам. Но соматические симптомы необязательно возникают вследствие тревожности, часто они просто замещают ее, и терапевт не обнаруживает их реальной основы, из-за чего клиент начинает чувствовать себя косвенно обвиненным в симуляции. Пытаясь самостоятельно преодолеть дискомфорт, он прибегает к простейшим мерам (например, «заедает» тревожность чемнибудь вкусненьким, «заливает» спиртным и т. п. ) и использует психологические защиты (вытеснение, рационализацию, отрицание), реально непригодные для уменьшения тревожности.

Многим тревожным клиентам свойственно отрицание серьезности и даже самого факта наличия у них психологических проблем, внутренних конфликтов, неизжитых травм. На консультации они часто проявляют сопротивление, стараются взять под контроль все, что и как они говорят. Иногда такие клиенты стремятся «подружиться» с консультантом, что-то подарить ему, оказать услугу, «уводя» от обсуждения реальных причин своего состояния. Во всех случаях надо дать клиенту выговориться, неторопливо обсуждая его состояние, и помочь вербализовать тревожность, продемонстрировать ее «лики». Будучи фиксированной в словах, она перестает быть безграничной, свободно плавающей, а превращается в объект, с которым может работать не только консультант, но и сам клиент. Вербализация, опредмечивание снижают дезорганизующую силу тревожности, но в этой работе нужно проявить максимум терпения, не стремясь быстро определить ее причину.

3. 2. Консультирование при страхах и фобиях.

Если тревожность следует вербализовать и опредмечивать, то у клиентов, страдающих страхами и фобиями, уже есть конкретный объект, с которым связываются опасения. Чаще консультант сталкивается в работе с переживаемыми каждым человеком конкретными страхами как реакциями на реальную угрозу или неизвестность, неопределенность (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией, перед полетом на самолете и др. ). Избавляться от таких страхов, бороться с ними не стоит, так как страхи умеренной силы помогают человеку мобилизовать необходимые ресурсы и в конечном итоге успешно преодолеть испытания. Консультант помогает клиенту понять смысл того, что именно вызывает опасения; осознать, насколько угроза реальна, а степень страха перед ней адекватна; снизить или рационализировать страх.

Реже консультант имеет дело с патологическими страхами — фобиями. В их основе лежит глубоко скрытая тревожность, сместившаяся от первичной ситуации или объекта, когда-то вызвавших страх, к другим ситуациям и объектам, которые лишь замещают первичные, из-за неразрешенных внутренних конфликтов клиента, травмирующих обстоятельств его прошлой жизни. Фобическое поведение связано с усиленным избеганием тревоги с целью обойти вызвавший ее конфликт. На консультации клиенты могут рассказать о страхе, но отрицают существование любых внутренних конфликтов, связанных с ним, и избегают всяческих обсуждений, касающихся этого. Они обычно осторожны в общении с консультантом, тщательно подбирают слова; избегают подробностей в рассказе о себе, сопротивляясь намерениям консультанта «продвинуться» глубже к причинам тревожности; могут демонстрировать некие психологические или психиатрические знания, поскольку часто занимаются самолечением. Работа с ними включает активное слушание и принятие клиента, предоставление возможности выговориться и разделить с консультантом страх и тревогу, эмоциональную проработку с целью интеллектуально овладеть ситуацией, поиск поведенческих стратегий выхода из нее.

3. 3. Консультирование при переживании вины.

В случаях истинной вины, возникшей в результате совершения неблаговидного поступка, переступания значимых для клиента норм нравственности, ему стоит дать возможность пережить страдания от мук совести и вместе с ним выстроить возможность искупления, раскаяния, прощения, принятия ответственности за совершаемое в жизни. В основе невротической вины обычно лежат страх осуждения со стороны других, боязнь быть уличенным в совершении неблаговидных поступков. Демонстрируемая преувеличенно и неискренне по поводу мелких или воображаемых проступков и нарушений, невротическая вина выполняет функции защитного механизма, позволяя клиенту считать себя моральным, добросовестным, порядочным и т. д., снижая риск каких бы то ни было обвинений и претензий в его адрес со стороны. Такие клиенты готовы демонстрировать, обсуждать вину, но не избавляться или уменьшать ее. В этих случаях клиенту необходимо помочь осознать мнимость такой вины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...