Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры




Упражнение 4

Если участников много, то они разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция. Каждый, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: «Представим себе, что все люди на земле спят днем, а ночью занимаются делами». После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложившей ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например: «Представим себе, что все автомобили на земле — желтого цвета. Плюс — легче производить краску для машин, минус — трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент — какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей, и т. д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

Упражнение 5

Для выполнения упражнения требуется небольшой мяч (подойдет мяч для большого тенниса). Участники группы рассаживаются в круг.

Инструкция. Для выполнения задания понадобится знание алфавита. Первый, кто начинает игру, бросив кому-то мяч, назовет существительное, начинающееся на букву «а». Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «б». Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему участнику, называющему свое слово-ассоциацию на букву «в», и т. д. Таким образом должен получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, первый игрок, бросая мяч партнеру, говорит «арбуз». Второму участнику необходимо генерировать ассоциацию, относящуюся к арбузу, например «бахча». Следующий участник, в чьих руках оказывается мяч, говорит «вода» и т. д.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы словесно-логического (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и образного (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) мышления. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

5. 3. Тренинг ролевого поведения руководителей: концепции и процедуры

Подготовка современных менеджеров может быть организована на двух уровнях, отличающихся друг от друга степенью вовлеченности слушателей в учебный процесс.

Это, во-первых, пассивно-созерцательный уровень, когда обучающиеся прослушивают на лекциях соответствующие темы учебного плана и, самое большее, пытаются применить усвоенные схемы к типовым задачам на практических занятиях.

Во-вторых, это активно-деятельностный уровень, обучение на котором построено на создании собственного управленческого опыта путем выработки навыков поведения и принятия решений в неоднозначных, слабоструктурированных ситуациях, когда достижению цели препятствуют объективные обстоятельства и намерения других людей.

Несмотря на то, что первый уровень имеет не очень высокую эффективность обучения и столь непривлекательное название, представляется все же невозможным полностью отказаться от него. Ведь именно здесь закладываются основы знаний по соответствующей учебной дисциплине, формируются логические схемы и концепции для последующего анализа собственной управленческой практики. Вместе с тем решающее значение для успешного формирования управленческих навыков в ходе обучения и последующей управленческой адаптации приобретает активно-деятельностный уровень, позволяющий уже в ходе занятий моделировать будущую деятельность в качестве менеджера. Отсюда возникает необходимость подготовки методического обеспечения для проведения занятий на активно-деятельностном уровне, включающем как саму схему проведения упражнений (собственно управленческие ситуации), так и технические средства обучения, направленные на обеспечение необходимой информации и установление обратной связи.

Исходя из этого, мы решили остановиться на теоретических и методических аспектах организации видеотренинга основных ролей менеджера как основных поведенческих единиц его труда.

В ходе ролевого видеотренинга перед участниками ставятся следующие задачи:

—подробно познакомиться с особенностями управленческой деятельности, спецификой труда руководителя, а также с основными ролями менеджера;

—уяснить специфику управленческих действий, характерных для каждой из ролей менеджера;

—выработать навыки эффективного поведения в различных управленческих ситуациях, требующих отыгрывания соответствующих ролей;

—сформировать навыки анализа и самоанализа успешности управленческого поведения с точки зрения соответствия той или иной роли, качества принятого управленческого решения.

С учетом того что в ходе тренинговых упражнений и их последующего обсуждения будут использоваться понятия и закономерности, связанные с научным анализом проблем управления, желательно, чтобы видеотренингу предшествовала некоторая общетеоретическая подготовка: например, хотя бы в первом приближении был освоен круг вопросов, связанных с такими понятиями, как «менеджмент», «основные разделы менеджмента», «функции управления», «мотивация», «личность менеджера», «деловое общение», «роли менеджера» и др.

Вместе с тем описываемый ниже видеотренинг представляет собой достаточно самостоятельный учебный материал; поэтому занятия с разыгрыванием ролей могут выступать в качестве предворяющих основной лекционный курс. В этом последнем случае обязательным является самостоятельное изучение разделов 5. 1 и 5. 2, во всех остальных вариантах организации учебного процесса первые два раздела играют информационно-справочную роль. Исходя из этого определяется минимальная временная протяженность ролевого видеотренинга, равная двум-трем полным учебным дням.

Весьма важным является то, что упражнения по эффективному отыгрыванию менеджерских ролей проводятся с широким использованием учебного видеооборудования (минимальная конфигурация — это комплекс, состоящий из видеокамеры и телевизора), позволяющего не только резко увеличить скорость и качество обратной связи (использование видеотехники дает возможность участникам посмотреть на себя со стороны, увидеть глазами других и осознать свои сильные и слабые стороны) но и создает предпосылки для формирования навыков анализа собственного управленческого поведения.

Кроме того, разбор отснятых видеосюжетов проводится в условиях группового обсуждения, что также способствует формированию профессионально важных качеств будущего менеджера: умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, влиять на формирование общегруппового мнения или принимать доводы других.

Предлагаемые для видеотренинга задания обладают еще одной важной особенностью. Дело в том, что подавляющее большинство практических ситуаций и проблемных заданий, встречающихся в научно-методической литературе по подготовке менеджеров, рассматривают вопросы высшего звена управления организацией, то есть типичным является задание, когда обучающегося ставят в положение руководителя какой-либо компании (фирмы, банка и т. п. ), определяют ресурсы, дают дополнительную информацию и предлагают принять на основании этого, управленческое решение. Но ведь после прохождения менеджерской подготовки и даже присвоения соответствующей квалификации человек не получает автоматически руководящую должность и тем более не назначается первым руководителем в какой-либо организации! Те, кто получает менеджерскую подготовку, как правило, находятся только в начале своей управленческой карьеры и если и занимают руководящую должность, то, как правило, на низшем уровне управления (в крайнем случае осуществляют руководство малым предприятием). Поэтому в пособии содержатся управленческие ситуации, описывающие проблемы самого многочисленного и разнообразного слоя руководителей — менеджеров первичного (низового) звена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...