Упражнение «Мой враг — мой друг»
Упражнение «Мой враг — мой друг» Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации одной из ведущих заповедей христианства: «Возлюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в острый конфликт, к другому человеку (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи). Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному. Итак, возьмите лист бумаги, представьте своего обидчика и постарайтесь описать его внешний вид, то есть составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы «соскользнули» на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на другом листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их. Па третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку. А теперь, на основе вашего изменившегося отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего поведения: «Мне надо сделать все по-другому... ». Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики вашего позитивного поведения.
Упражнения на развитие интеллектуального потенциала
Проводятся в игровой групповой форме. В качестве участников могут выступать родные или сослуживцы, с которыми имеются близкие дружеские отношения. Упражнение 1 Участники группы рассаживаются в круг, вооружившись ручками и бумагой. Инструкция. Задание выполняется письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. Надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе — на букву Г, третье — на О, четвертое — на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Задание выполняется в течение 3 минут. Начните работу одновременно. Через 3 минуты все участники по очереди говорят, сколько у них написано предложений, а затем каждый зачитывает одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы исполнители обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Далее предлагается продолжить составление предложений в течение еще 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений, и зачитывает одно из них по своему выбору. Затем каждый пишет рассказ о своей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д., при этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания отводится 5 минут (Можно не задавать тематику написания рассказа. ) Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления. Упражнение 2 Участники группы садятся в круг. Инструкция. Необходимо по очереди выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Первый (тот, кто начнет), предлагает аргумент «за», второй — «против», третий — «за» и т. д. При этом нужно договориться, что следует пользоваться определенной формулировкой: «создавать семью надо, потому что... » и, соответственно, «создавать семью не стоит, потому что... » Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения участники акцентируют внимание группы на моментах, когда происходит переход в новую содержательную область — например, из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности. Упражнение 3 Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника должны быть бумага и карандаш. Инструкция. Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это отводится 3 минуты. Через 3 минуты каждому предлагается сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Затем отводится некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом каждому участнику необходимо запомнить один-два аргумента, которые есть у партнера, а у него отсутствуют, и эти аргументы кажутся особенно неожиданными и оригинальными. Через 5-7 минут, когда все завершат работу, выполняется следующее задание: в течение 3 минут каждый участник самостоятельно должен написать как можно больше аргументов против курения. Затем идет обмен результатами своей работы так же, как это делалось на предыдущем этапе. Продолжение обсуждения происходит в общем круге, где каждый участникобозначает, какие из аргументов «за» и «против» курения из предложенных партнером особенно понравились, показались оригинальными, неожиданными. В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлении о частной, конкретной проблеме (в данном случае о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|