Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т-группы. Тренинг сензитивности. Интеллектуальный тренинг. Регулятивные программы. Тренинг специальных умений. 5.3.2. Описание процедуры тренинга




Т-группы

Программы, направленные на развитие у руководителей навыков эффективной коммуникации (еще одно название Т-группы). К наиболее характерным задачам Т-группы относят:

—осознание причин своего поведения и того, как это поведение влияет на других;

—осознание особенностей и причин поведения других людей;

—обучение участников терпимому отношению к поведению других людей;

—создание условий для апробации новых способов взаимодействия с людьми и получение информацию о том, как эти способы поведения воспринимаются другими;

—и многое другое.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности, направленный на формирование и развитие навыков адекватного понимания личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между людьми. Основные задачи тренинга сензитивности:

—развитие психологической наблюдательности;

—осознание и преодоление интерпретационных ограничений, возникающих вследствие стереотипизации восприятия;

—формирование и развитие способности прогнозировать поведение других людей.

Интеллектуальный тренинг

Программы интеллектуального тренинга, нацеленные на повышение точности, быстроты, оригинальности, структурирования информации в процессе трансформации образов. К интеллектуальным программам относятся тренинги:

—креативности (наиболее распространенный);

—принятия решений;

—гибкости мышления;

—стратегического мышления.

Регулятивные программы

Регулятивные программы, направленные на развитие навыков самоуправления, целеполагания, уверенности в своих возможностях, волевого потенциала. В их число входят тренинги:

—уверенности в себе;

—мотивационный тренинг;

—модификации методов психосаморегуляции;

—тренинг философии и стратегии жизни.

 

Тренинг специальных умений

Тренинг специальных умений, в ходе которого формируются те или иные профессиональные навыки руководителя. К ним относятся тренинг:

—формирования управленческой команды;

—ведения деловых переговоров;

—разрешения производственных и межличностных конфликтов;

—проведения эффективных продаж;

—формирования философии и стратегии организации.

От классификации тренинговых процедур, использующихся при подготовке руководителей, перейдем к описанию процедуры ролевого видеотренинга.

5. 3. 2. Описание процедуры тренинга

Весь ход видеотренинга можно условно разделить на три последовательные части: подготовительная, ситуационно-игровая и аналитическая. Каждая последующая часть основывается на тех результатах, которые были достигнуты на предыдущей стадии. Рассмотрим каждый из перечисленных этапов.

Подготовительная часть

Подготовительная часть видеотренинга включает в себя прежде всего усвоение знаний по специфике управленческого труда, различным подходам к выделению описательных единиц деятельности менеджера, сравнению их между собой. На этой стадии будущие участники тренинга работают с литературой, прослушивают лекции, выступают на практических и семинарских занятиях, посвященных рассмотрению указанной проблематики. Только в достаточной степени овладев понятийным аппаратом, вникнув в суть различных описаний деятельности менеджера, примерив на себя те или иные менеджерские роли, можно добиться создания достаточно серьезных предпосылок для успешного прохождения следующей стадии видеотренинга.

Организаторам тренинговой процедуры необходимо учитывать и такой важнейший фактор, как психолого-педагогические особенности обучения взрослой аудитории (есть даже специальное название для технологий обучения взрослых — андрогогика, в отличие от педагогики — обучения детей). Как указывает Артур Ширс в своей работе, предназначенной для преподавателей курса менеджмента (А. Ширс, 1997, с. 38-40), выделяется восемь существенных особенностей обучения взрослых:

—взрослые люди должны захотеть учиться. Как показывает практика, принуждение кого-либо к посещению занятий обычно оказывается напрасной тратой времени. Обучение взрослых будет эффективным лишь при наличии у них сильной внутренней мотивации для овладения новыми навыками или приобретения определенных знаний;

—взрослые будут изучать только то, что по их мнению, им изучать необходимо. Прежде всего их интересует ответ на вопрос: «Чем это может помочь мне прямо сейчас? ». Поэтому для того, чтобы взрослый человек начал учиться, необходимо предложить ему, не усложняя понапрасну, непосредственно то, что он хочет узнать;

—взрослые люди учатся в процессе работы. Если у них будет возможность сразу после изучения закрепить полученные знания на практике, то они удержатся в памяти достаточно долго. Как гласит старая английская пословица: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял»;

—учеба взрослых людей сконцентрирована на проблемах, и проблемы должны быть реалистичными. Желательно начинать обучение с рассмотрения конкретной проблемы и подходов к ее решению при помощи предстоящих занятий;

—на учебу взрослых людей большое влияние оказывает предшествующий опыт. Предлагаемые знания должны быть соединены и неразрывно связаны с накопленным жизненным опытом. Если же новые знания не согласуются (или даже вступают в противоречие) с тем, что обучающийся наблюдал в жизни, то он подсознательно настраивается на то, чтобы такие знания отвергнуть;

—взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке. Люди будут относиться к учебным занятиям тем лучше, чем меньше они будут напоминать формализованные уроки в школе или лекции в вузе. Желательно создавать на занятиях определенную неформальную обстановку;

—при обучении взрослых людей нужно использовать разнообразные методы обучения. Необходимо учитывать, что процесс обучения протекает быстрее, когда задействованы сразу несколько органов чувств, когда участники активно участвуют в учебном процессе;

— взрослых людей не нужно «оценивать», их нужно направлять.

Непосредственное оценивание часто ведет к снижению учебной мотивации из-за боязни публичного унижения. Необходимо пользоваться недирективными способами обратной связи, например предлагается принять решение с опорой на полученные знания и навыки, демонстрировать практические приложения и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...