Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы социально-психологического тренинга




Основные принципы социально-психологического тренинга

Итоговый результат проведения тренинговых упражнений во многом определяется тем, как смогут их участники соблюсти ряд основополагающих принципов, сложившихся исходя из практики успешного проведения социально-психологического тренинга. Как указывают А. А. Деркач с соавторами, тренинговые занятия обнаруживают высокую продуктивность при повышении управленческой компетентности менеджеров, поскольку позволяют выработать наиболее эффективные поведенческие навыки руководства (Рабочая книга практического психолога, 1996, с. 328-331). К основным принципам социально-психологического тренинга относятся:

—принцип активности на занятиях;

—принцип открытой обратной связи;

—принцип «здесь и теперь»;

—принцип доверительности в общении.

Принцип активности

В соответствии с принципом активности все участники тренинга должны активно участвовать в разыгрывании ситуаций, если хотят получить информацию от других о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и взаимодействуют в конкретной управленческой ситуации, а также о том, что нужно сделать для оптимизации системы межличностного управленческого взаимодействия.

Принцип обратной связи

Принцип активности тесно связан с принципом обратной связи, под которой понимается открытое, аргументированное и конструктивно-доброжелательное изложение каждым членом тренинговой группы своего мнения об успешности выполнения поставленных задач в итоговых ситуациях. Благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность увидеть, как воспринимаются другими их манера поведения и взаимодействия. Это создает мощные предпосылки для коррекции и развития навыков управленческого поведения.

Принцип «здесь и теперь»

Следующий принцип — «здесь и теперь» — определяет зону оценочных суждений для тренинговых занятий: обсуждению подлежат только те личностные проявления и поведенческие характеристики, которые можно наблюдать, которые проявляются в ходе упражнений. В результате каждый участник нацеливается на предметную совместную работу по обсуждению именно происходящих событий, что позволяет повысить эмоциональную включенность и мотивацию к занятиям.

Принцип доверительности в общении

Последний принцип — принцип доверительности в общении — требует от участников тренинговых занятий создания и поддержания доверительной и доброжелательной межличностной атмосферы в группе. Как следствие, создаются условия для достижения необходимого обучающего эффекта. Тренинговая группа в этих условиях выполняет две очень важные функции: во-первых, группа участников тренинга выступает в качестве коллективного эксперта по результатам тех или иных упражнений; во-вторых, процесс и содержание группового обсуждения выступают в качестве мощного корректирующего средства, направленного на развитие навыков управленческого общения и взаимодействия.

Таким образом, ролевой видеотренинг как методическое средство общеменеджерской подготовки обладает рядом ценных особенностей: во-первых, он реализует активно-деятельностный уровень обучения; во-вторых, проводится с опорой на усвоенные ранее теоретические положения и закономерности; в-третьих, в ходе тренинговых занятий у слушателей формируются важные для будущей управленческой деятельности качества; и, наконец, в-четвертых, активное использование в учебном процессе видеосредств позволяет обеспечить быструю и качественную обратную связь, что повышает эффективность обучения в целом.

Исходя из этого можно рекомендовать включение ролевого видеотренинга при изучении основ менеджмента (общеменеджерской подготовки) для достаточно широкого набора учебных программ, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая длительными двухгодичными программами обучения с выдачей диплома о втором высшем образовании. Также нет ограничений и на степень профессиональной (в том числе и специально управленческой) подготовленности слушателей — ими могут быть как начинающие предприниматели, так и специалисты с большим стажем практической работы.

По результатам ролевого видеотренинга может быть проведено заключительное обсуждение, а соответствующие теоретические вопросы могут быть вынесены на предстоящий экзамен (зачет) или включаются в тест итогового контроля знаний.

5. 3. 1. Основные цели и задачи ролевого тренинга руководителей

Использование тренинговых процедур в ходе профессиональной подготовки руководителей имеет достаточно давнюю историю. Кроме того, могут быть выделены различные тренинговые процедуры, которые направлены на формирование различных личностных качеств руководителей. Одной из наиболее полных классификаций тренинговых программ, используемых в профессиональной подготовке менеджеров, является обзор, представленный Г. С. Никифоровым с соавторами (Психология менеджмента, 1997, с. 89-97). Здесь выделяются следующие тренинговые программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...