Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

подтверждению. В научных исследованиях




подтверждению. В научных исследованиях

большую роль играют гипотезы, то есть определенные

предсказания, основывающиеся на теоретических изысканиях,

небольшом количестве опытных данных, наблюдений,

догадок. Проверка выдвигаемых гипотез

может быть проведена в ходе специально поставленного

эксперимента.

Моделирование эксперимента возможно на основе

понимания сущности самой экспериментальной процедуры.

Хотя экспериментальный метод был привнесен в

психологию из естественных наук, он сразу стал «психологическим

». Впервые теоретическое обоснование

*Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969. —

С. 137.

**Тамже. С. 160

Представители деятельностного и социально-психологического

подходов в экспериментальной психологии

под «инструментом»(1) понимают процесс общения

(воздействия) исследователя и испытуемого (личностное

воздействие, симпатию-антипатию, инструкцию

и т. д. ). Это является особенностью психологического

эксперимента и в тоже время служит причиной артефактов*.

-

Поскольку в естественнонаучном психологическом

исследовании материалом является поведение человека,

то так называемая модель эксперимента описывается

особым логическим языком.

За исключением работ К. Левина в психологии

практически не было попыток создать разработанную

логику внешнего описания поведения. В социальной

психологии проблематикой логики поведения занимался

Т. Парсонс. Однако его теория не выходила на уровень

формализации, что необходимо для строгого сопоставления

с другими разработками. Данной проблемой

занимались Ч. Филмор, Г. Х. фон Врихт, Г. А. Балл,

Ж. Нюттен и др.

В отечественной психологической традиции (А. Ф.

Лазурский, СЛ. Рубинштейн, Я. А. Понамарев, А. В.

Брушлинский и др. ) в качестве глобальных понятийных

конструктов используются: среда (мир, окружение,

множество объектов и т. д. ); система (агент, субъект

и т. д. ); действие (операция, поведение, акт и пр. );

взаимодействие среды и системы.

Система рассматривается изначально активной.

Базовыми понятиями являются «состояние» и «время».

При разработке версии модели для психологического

описания наблюдаемого поведения человека в

среде необходимо:

*Аретфакт — ложная интерпретация психологической

информации.

Л76

а) руководствоваться принципом действительности,

то есть различать наблюдаемые и ненаблюдаемые

переменные и их отношения. Строить логику интерпретации

исходя из первичности принципа наблюдаемости;

б) учитывать как изменение состояний мира, так

и изменчивость состояний субъекта (человека, системы

и т. д. ). Предусматривать описание взаимодействия

системы и среды, а не только воздействия системы на

среду;

в) выделить две формы взаимодействия среды и

системы: поведение направленное на среду (исполнительское

действие, преобразование и т. д. ) и характеризующееся

только сменой пространственно-временных

состояний системы (локомоции, поисковая активность... );

г) предусмотреть возможность двух вариантов

описания поведения, действия: активное целесообразное

поведение и реактивное поведение. В соответствии

с этим определить два типа объяснения: телеологическое

и каузальное. Подчеркивая важность сопоставлений

телеологического и каузального объяснений экспериментальной

ситуации, следует особо подчеркнуть их

взаимодополняемость при сохранении примата телеологического

объяснения (Н. А. Бернштейн).

Экспериментирование в психологии отличается

обилием неопределенностей, которые являются источником

ошибок. В результате исследований зачастую

чем полновеснее данные, тем больше имеют место неясности

и ошибки. Проблема психологического эксперимента

состоит не столько в адекватном применении

статистических процедур (разработано множество совершенных

математических методов анализа и интерпретации

данных), сколько в применении статистики в

отношении адекватно выбранных переменных, то есть

имеет место проблема валидности динамики перемен-

ных, умения найти факт изменения переменных вследствие

воздействия на них.

Эта проблема объяснения динамики переменных в

психологическом эксперименте сродни герменевтическому

методу (В. Дильтей), то есть «искусству понимания

» (Ф. Шлейермахер) сущности личности обследуемого

исследователем. Применяя «принцип кругового

движения» (Ф. Шлейермахер), заключающийся в

формуле «целое постигается, исходя из его частей, а

части — только в соотнесенности с целым», актуально

заявить о необходимости выявления радикала личности.

Существующие бинарные системы противоположных

черт в структуре личности* имеют определенный

акцент радикал, который складывается из частей (черт,

качеств) и представляет собой целое, структуру личности.

Задача эксперимента — выявить эту структуру, определить

динамические составляющие ее и жесткий,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...