подтверждению. В научных исследованиях
подтверждению. В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, то есть определенные предсказания, основывающиеся на теоретических изысканиях, небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Проверка выдвигаемых гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. Моделирование эксперимента возможно на основе понимания сущности самой экспериментальной процедуры. Хотя экспериментальный метод был привнесен в психологию из естественных наук, он сразу стал «психологическим ». Впервые теоретическое обоснование *Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969. — С. 137. **Тамже. С. 160 Представители деятельностного и социально-психологического подходов в экспериментальной психологии под «инструментом»(1) понимают процесс общения (воздействия) исследователя и испытуемого (личностное воздействие, симпатию-антипатию, инструкцию и т. д. ). Это является особенностью психологического эксперимента и в тоже время служит причиной артефактов*. - Поскольку в естественнонаучном психологическом исследовании материалом является поведение человека, то так называемая модель эксперимента описывается особым логическим языком. За исключением работ К. Левина в психологии практически не было попыток создать разработанную логику внешнего описания поведения. В социальной психологии проблематикой логики поведения занимался
Т. Парсонс. Однако его теория не выходила на уровень формализации, что необходимо для строгого сопоставления с другими разработками. Данной проблемой занимались Ч. Филмор, Г. Х. фон Врихт, Г. А. Балл, Ж. Нюттен и др. В отечественной психологической традиции (А. Ф. Лазурский, СЛ. Рубинштейн, Я. А. Понамарев, А. В. Брушлинский и др. ) в качестве глобальных понятийных конструктов используются: среда (мир, окружение, множество объектов и т. д. ); система (агент, субъект и т. д. ); действие (операция, поведение, акт и пр. ); взаимодействие среды и системы. Система рассматривается изначально активной. Базовыми понятиями являются «состояние» и «время». При разработке версии модели для психологического описания наблюдаемого поведения человека в среде необходимо: *Аретфакт — ложная интерпретация психологической информации. Л76 а) руководствоваться принципом действительности, то есть различать наблюдаемые и ненаблюдаемые переменные и их отношения. Строить логику интерпретации исходя из первичности принципа наблюдаемости; б) учитывать как изменение состояний мира, так и изменчивость состояний субъекта (человека, системы и т. д. ). Предусматривать описание взаимодействия системы и среды, а не только воздействия системы на среду; в) выделить две формы взаимодействия среды и системы: поведение направленное на среду (исполнительское действие, преобразование и т. д. ) и характеризующееся только сменой пространственно-временных состояний системы (локомоции, поисковая активность... ); г) предусмотреть возможность двух вариантов
описания поведения, действия: активное целесообразное поведение и реактивное поведение. В соответствии с этим определить два типа объяснения: телеологическое и каузальное. Подчеркивая важность сопоставлений телеологического и каузального объяснений экспериментальной ситуации, следует особо подчеркнуть их взаимодополняемость при сохранении примата телеологического объяснения (Н. А. Бернштейн). Экспериментирование в психологии отличается обилием неопределенностей, которые являются источником ошибок. В результате исследований зачастую чем полновеснее данные, тем больше имеют место неясности и ошибки. Проблема психологического эксперимента состоит не столько в адекватном применении статистических процедур (разработано множество совершенных математических методов анализа и интерпретации данных), сколько в применении статистики в отношении адекватно выбранных переменных, то есть имеет место проблема валидности динамики перемен- ных, умения найти факт изменения переменных вследствие воздействия на них. Эта проблема объяснения динамики переменных в психологическом эксперименте сродни герменевтическому методу (В. Дильтей), то есть «искусству понимания » (Ф. Шлейермахер) сущности личности обследуемого исследователем. Применяя «принцип кругового движения» (Ф. Шлейермахер), заключающийся в формуле «целое постигается, исходя из его частей, а части — только в соотнесенности с целым», актуально заявить о необходимости выявления радикала личности. Существующие бинарные системы противоположных черт в структуре личности* имеют определенный акцент радикал, который складывается из частей (черт, качеств) и представляет собой целое, структуру личности. Задача эксперимента — выявить эту структуру, определить динамические составляющие ее и жесткий,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|