неизменный «каркас» — радикал.
неизменный «каркас» — радикал. Таким образом, модель процедуры экспериментального исследования представляет собой систему взаимодействия исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации. Основными элементами процедуры эксперимента являются: а) объект воздействия (агент, субъект, человек, группа и т. д. ) с его контролируемыми и неконтролируемыми параметрами — предметом воздействия (возраст, пол, уровень знаний, умений, навыков, определенные психические переменные, мотивация... ) — ОВi; б) формальное взаимодействие испытуемого и *Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. — Кишинев: Штиница, 1983. —С. 46. 2. 1. 3. Особенности планирования эксперимента. Выбор схемы эксперимента. Планирование эксперимента начинается после отработки гипотезы, которая формируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности. Исследователь при формировании гипотезы ориенти- руется на экспериментально-теоретических подходах к структуре личности, группы, объекта исследования в целом. На основе гипотезы формируется экспериментальная задача (цель исследования в определенных экспериментальных условиях). Структура задачи: выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных
групп); определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных); выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность методики); определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического, физического или иного воздействия); организация процедуры эксперимента (выбор схемы, модели, «плана эксперимента» — алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности); подбор методов обработки, накопления и хранения данных «ключи», методы стандартизации данных, база данных... ); определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы). Задачей моделирования экспериментальных воздействий является оптимальное приближение эксперимента, с одной стороны, к реальности и к гипотезе — с другой (теория — реальность). Если рассматривать результаты эксперимента, то возникает проблема их интерпретации (эксперимент — интерпретация). Таким образом, схема* отношений между основными характеристиками экспериментального исследования *Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с. *Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — С. 274-275. выглядит так, как показано на рис. 2. 1. Анализируя данную схему, необходимо определ и т ь следующие понятия (элементы): 1. Теория «Теории — это нити, которые связывают имеющиеся факты, а поскольку все биологические элементы определены не строго и к тому же взаимопересекаются
(... ), то разработать однозначные и неизменные связи между фактами, такие связи, которые никогда не нуждались бы в пересмотре, в медицине невозможно.... хорошая теория должна объединять наибольшее число фактов простейшим (кратчайшим) из возможных способом »" * В сущности все теории можно сгруппировать в три категории: 1) теории образования элементов; 2) теории классификации и 3) теории причинности. Теории образования элементов — выявление и объединение неких факторов, объектов воздействия или свойств в определенную целостность (комплекс). Клетки есть элементы печени; печень — элемент организма; организм — элемент вида, социума и т. д. Элементы дают возможность оперировать сходными объектами как какой-то целостностью. Не перечисляя элементы, достаточно обозначить саму целостность, которую удобно передавать другим в процессе обучения либо хранить в памяти. Теории классификации — основаны на древнейших методах классификации, которые служат для формирования причинно-следственных связей и отношений объектов. Наилучшая теория та, которая объединяет наибольшее число фактов самым простым из возможных способов. При классификации из хаотически расположенных объектов формируется совокупность, позволяющая прогнозировать развитие их структуры или свойств. Подтверждением гипотезы, на основании которой была получена классификация, служат: а) итоговая упорядоченность рассматриваемых элементов; б) способность к прогнозированию; в) плодотворная гипотеза, являющаяся следствием имеющейся упорядоченности. Теории причинности — формирование верной причинно-следственной связи между явлениями или объектами. (Отличие от временной последовательности событий: «после этого — не значит вследствие этого... »). (Шуточный пример с исследованиями «ученых- марсиан», которые ставят перед собой вопрос:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|