Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эббингауза над памятью с бессмысленным




Эббингауза над памятью с бессмысленным

материалом являются искусственными, поскольку они

не учитывают смысловые связи, которые существенно

влияют на работу памяти.

Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения

определяется не искусственностью условий,

а наличием экспериментального воздействия на изучаемый

процесс;

аналитичность и абстрактность эксперимента

— эксперимент обычно берет изучаемый процесс

изолированно, внутри одной определенной системы

условий, причем системы условий далекой от практической

деятельности. Результаты такого эксперимента

часто механически переносятся из лаборатории на

практику;

осложняющаяся роль воздействия экспериментатора

— поскольку всегда в эксперимент напрямую

•Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М.,

1946. — С. 38.

*Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М.,

1946. — С. 39.

**Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. —

Л., 1925.

или опосредовано включен исследователь, то задача

состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и

правильной организации этого влияния.

«Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты

психологического эксперимента, необходимо

сопоставить условия эксперимента с предэксперимен-

тальной ситуацией и с условиями всего пути развития

данного человека и интерпретировать непосредственные

данные эксперимента применительно к ним»*.

2. Естественный эксперимент. Разновидностью

экспериментального метода является естественный

эксперимент, занимающий промежуточное положение

между экспериментом и простым наблюдением.

Естественный эксперимент, предложенный Лазур-

ским**, сочетает экспериментальность исследования

с естественностью. В ходе естественного эксперимента

воздействию подвергаются условия, в которых протекает

изучаемая деятельность, сама же деятельность

испытуемого наблюдается в ее естественном протекании.

В условиях естественного эксперимента необходимо

применять различные способы маскировки экспериментального

воздействия.

2. 1. 2. Моделирование в эксперименте.

Моделирование само по себе является методом научного

познания мира. Моделирование может определяться

как представление объекта моделью для получения

информации об этом объекте путем проведения

экспериментов с его моделью (Б. Я. Советов, С. А. Яковлев).

Модель есть «образец чего-либо» или «подобие

какого-либо предмета». Модель (по Г. Клаусу) есть

отображение фактов, вещей и отношений определенной

области знаний в более простой, более наглядной

материальной структуре данной или иной области.

Типы моделей*

1. Физический тип — модели, которые имеют физическую,

химическую или биологическую природу,

сходную с природой изучаемого явления, сохраняют

геометрическое подобие оригиналу и отличаются от

него лишь размерами, скоростью течения исследуемых

явлений и иногда материалом. Для исследования психических

явлений данный тип применяется редко.

2. Вещественно-математический тип — модели,

имеющие отличную от прототипов физическую, химическую

или биологическую природу, но допускающие

с оригиналом математическое описание процесса.

3. Логико-математический тип — модели, конструируемые

из знаков. Они различаются по способу

построения и по типу решаемых с их помощью задач.

Для построения логико-математической модели какой-

либо системы необходимо прежде всего выявить все

факторы, имеющие к ней отношение, и описать эту

систему и ее характеристики. Весьма важно выделить

при этом переменные величины, оказывающие основное

влияние и опустить детали, которые несущественно

влияют на результат. В литературе отмечаются три

ступени создания логико-математической модели: 1)

создание логико-математической схемы; 2) сопоставление

теоретических и экспериментальных понятий (схе-

мы-опыт); 3) конкретное применение логико-математической

схемы. Эффективность логико-математической

моделирования зависит от характера задачи исследования,

мастерства исследователя, избранной модели,

регламента времени и средств. Требования к

*Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969.

J 70

*Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969. —

логико-математической модели: а) простота в обращении

и понятность для пользователя; б) представительность

во всем диапазоне приложений; в) достаточность

по критерию сложности (отражение изучаемой системы).

Логико-математические модели относительно

легко воплощаются в вещественно-математических, а

иногда и в физических моделях.

Моделирование биологических систем имеет свою

историю. На первом этапе (V-I в. в. до н. э. ) моделирование

представляло собой воспроизведение внешнего

сходства объекта. На втором (I в. до н. э. — XVI в. ) —

господствовало воспроизведение простейших избирательных

реакций живых систем. На третьем этапе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...