Эббингауза над памятью с бессмысленным
Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, а наличием экспериментального воздействия на изучаемый процесс; аналитичность и абстрактность эксперимента — эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий, причем системы условий далекой от практической деятельности. Результаты такого эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику; осложняющаяся роль воздействия экспериментатора — поскольку всегда в эксперимент напрямую •Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 38. *Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 39. **Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925. или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и правильной организации этого влияния. «Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэксперимен- тальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним»*. 2. Естественный эксперимент. Разновидностью
экспериментального метода является естественный эксперимент, занимающий промежуточное положение между экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный Лазур- ским**, сочетает экспериментальность исследования с естественностью. В ходе естественного эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. В условиях естественного эксперимента необходимо применять различные способы маскировки экспериментального воздействия. 2. 1. 2. Моделирование в эксперименте. Моделирование само по себе является методом научного познания мира. Моделирование может определяться как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью (Б. Я. Советов, С. А. Яковлев). Модель есть «образец чего-либо» или «подобие какого-либо предмета». Модель (по Г. Клаусу) есть отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в более простой, более наглядной материальной структуре данной или иной области. Типы моделей* 1. Физический тип — модели, которые имеют физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, сохраняют геометрическое подобие оригиналу и отличаются от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений и иногда материалом. Для исследования психических явлений данный тип применяется редко. 2. Вещественно-математический тип — модели,
имеющие отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие с оригиналом математическое описание процесса. 3. Логико-математический тип — модели, конструируемые из знаков. Они различаются по способу построения и по типу решаемых с их помощью задач. Для построения логико-математической модели какой- либо системы необходимо прежде всего выявить все факторы, имеющие к ней отношение, и описать эту систему и ее характеристики. Весьма важно выделить при этом переменные величины, оказывающие основное влияние и опустить детали, которые несущественно влияют на результат. В литературе отмечаются три ступени создания логико-математической модели: 1) создание логико-математической схемы; 2) сопоставление теоретических и экспериментальных понятий (схе- мы-опыт); 3) конкретное применение логико-математической схемы. Эффективность логико-математической моделирования зависит от характера задачи исследования, мастерства исследователя, избранной модели, регламента времени и средств. Требования к *Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969. J 70 *Братко А. А. Моделирование психики. — М., 1969. — логико-математической модели: а) простота в обращении и понятность для пользователя; б) представительность во всем диапазоне приложений; в) достаточность по критерию сложности (отражение изучаемой системы). Логико-математические модели относительно легко воплощаются в вещественно-математических, а иногда и в физических моделях. Моделирование биологических систем имеет свою историю. На первом этапе (V-I в. в. до н. э. ) моделирование представляло собой воспроизведение внешнего сходства объекта. На втором (I в. до н. э. — XVI в. ) — господствовало воспроизведение простейших избирательных реакций живых систем. На третьем этапе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|