(XVI — XX в.в.) получило распространение широкое
(XVI — XX в. в. ) получило распространение широкое воспроизведение принципа саморегуляции и простейших функций мозговой деятельности — счет, арифметические действия. С 50-х годов XX в. осуществлен переход к моделированию всевозможных (в т. ч. сложных) процессов живой природы. «С одной стороны, модель биологического явления (или системы) должна быть достаточно упрощенной, чтобы допускать физическую или математическую трактовку, с другой — она должна отражать наиболее важные и существенные черты явления, т. е. быть достаточно сложной, чтобы не потерять адекватность прототипу». * Логико-математическое моделирование в психологии сталкивается с рядом трудностей, связанных с некоторой «сдержанностью» исследователей. Это обуславливается тем, что логико-математическое моделирование — непривычный для психологии метод, связанный со сложными математическими расчетами и определенным редукционизмом. Образные модели — образы, содержащиеся в С. 30. индивидуальном сознании человека, исчезающие вместе со смертью носителя. Концептуальные модели — вербальное описание психической деятельности на определенном языке (характеристика). Требования к языку: точность, одинаковая значимость языка для всех пользователей. Недостатки: описательный характер и неспособность к самостоятельному функционированию, связанные с неполной формализацией. Максимальное развитие
Классификация моделей Класс знаковых моделей знакоОбра зные модели вых Концептуальные модели Матеметические модели Класс программных моделей проЖесткоалгоритмические модели граммных Эвристические модели Блок-схемные модели Класс вещественных моделей вещестГипотетические модели венных Бионические модели Биологические модели концептуальной модели приводит к математической (формальной) модели. Математическая модель — анализ системы точными средствами. Недостатки: искажение естественных условий с целью использования уже готовых (стандартных) моделей; стремление к линейности, основанной на ложном убеждении, что в реальном мире преобладают линейные зависимости. Жесткоалгоритмические модели (модели программного типа) — использование алгоритма — предписания содержания и последовательности операций, переводящих исходные данные в искомый результат. Эвристические модели — наиболее разработанные модели, которые все же имеют ряд недостатков: 1) односторонность программы, относительная обедненность модели по сравнению с прототипом (психическим процессом), оторванность информационной стороны психического процесса от других его характеристик; 2) отличие компьютера от мозга условиями функционирования, местом, назначением и ролью в эволюционном развитии материи; 3) относительная неполнота знаний, добытых путем аналогии. Блок-схемные модели — отражение в модели взаимосвязи информационного процесса решения задач
и проблемных ситуаций с эмоциональными и мне- мическими процессами психической деятельности. Основной недостаток моделей заключается в недостаточной глубине аналогии модели и прототипа, так как моделирование есть имитация функций, а не субстрата, который осуществляет эти функции. Гипотетическая модель — анализ данных психологических исследований, создание конструктивной гипотезы о материальных, структурных механизмах протекания процессов психической деятельности, построение в соответствии с гипотезой действующей технической модели, по функционированию которой проверяется адекватность гипотезы. Бионические модели — примером бионической модели является «Модель Калбертсона», в основе которой положена гипотеза о структуре субстрата, способного порождать субъективные явления. Исходные положения: 1) Все субъективные переживания (ощущения, образы памяти и т. д. ) образуются из материальных элементов — нервных импульсов, вызванных внешними (физическими) воздействиями. 2) В искусственно созданных машинах взаимодействующие импульсы, так же как и в живом организме, образуют искусственные субъективные явления. Таким образом, информационно-логические автоматы (компьютеры) должны иметь своеобразные «ощущения, образы, но в очень нечеткой форме». * Биологические модели — высший этап моделирования психики. Требования (принципы) моделирования 1. В модели необходимо воспроизводить структурность психического процесса. 2. Модель должна учитывать данные нейрофизиологии. 3. Модель должна учитывать логическую структуру психики. 4. При переносе данных необходимо учитывать специфику системы, используемой в качестве модели**. В широком смысле основной целью моделирования является формирование экспериментальной гипотезы и выполнение мероприятий по ее экспериментальному
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|