Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(XVI — XX в.в.) получило распространение широкое




(XVI — XX в. в. ) получило распространение широкое

воспроизведение принципа саморегуляции и простейших

функций мозговой деятельности — счет, арифметические

действия. С 50-х годов XX в. осуществлен переход

к моделированию всевозможных (в т. ч. сложных)

процессов живой природы. «С одной стороны, модель

биологического явления (или системы) должна быть

достаточно упрощенной, чтобы допускать физическую

или математическую трактовку, с другой — она должна

отражать наиболее важные и существенные черты

явления, т. е. быть достаточно сложной, чтобы не потерять

адекватность прототипу». *

Логико-математическое моделирование в психологии

сталкивается с рядом трудностей, связанных с некоторой

«сдержанностью» исследователей. Это обуславливается

тем, что логико-математическое

моделирование — непривычный для психологии метод,

связанный со сложными математическими расчетами

и определенным редукционизмом.

Образные модели — образы, содержащиеся в

С. 30.

индивидуальном сознании человека, исчезающие вместе

со смертью носителя.

Концептуальные модели — вербальное описание

психической деятельности на определенном языке

(характеристика). Требования к языку: точность, одинаковая

значимость языка для всех пользователей.

Недостатки: описательный характер и неспособность

к самостоятельному функционированию, связанные

с неполной формализацией. Максимальное развитие

Классификация моделей

Класс знаковых

моделей

знакоОбра

зные модели

вых Концептуальные модели

Матеметические модели

Класс программных

моделей

проЖесткоалгоритмические

модели

граммных Эвристические модели

Блок-схемные модели

Класс вещественных

моделей

вещестГипотетические

модели

венных Бионические модели

Биологические модели

концептуальной модели приводит к математической

(формальной) модели.

Математическая модель — анализ системы точными

средствами. Недостатки: искажение естественных

условий с целью использования уже готовых

(стандартных) моделей; стремление к линейности, основанной

на ложном убеждении, что в реальном мире

преобладают линейные зависимости.

Жесткоалгоритмические модели (модели программного

типа) — использование алгоритма — предписания

содержания и последовательности операций,

переводящих исходные данные в искомый результат.

Эвристические модели — наиболее разработанные

модели, которые все же имеют ряд недостатков:

1) односторонность программы, относительная

обедненность модели по сравнению с прототипом

(психическим процессом), оторванность информационной

стороны психического процесса от других его

характеристик;

2) отличие компьютера от мозга условиями функционирования,

местом, назначением и ролью в эволюционном

развитии материи;

3) относительная неполнота знаний, добытых путем

аналогии.

Блок-схемные модели — отражение в модели

взаимосвязи информационного процесса решения задач

и проблемных ситуаций с эмоциональными и мне-

мическими процессами психической деятельности.

Основной недостаток моделей заключается в недостаточной

глубине аналогии модели и прототипа,

так как моделирование есть имитация функций, а не

субстрата, который осуществляет эти функции.

Гипотетическая модель — анализ данных психологических

исследований, создание конструктивной

гипотезы о материальных, структурных механизмах

протекания процессов психической деятельности, построение

в соответствии с гипотезой действующей технической

модели, по функционированию которой проверяется

адекватность гипотезы.

Бионические модели — примером бионической

модели является «Модель Калбертсона», в основе которой

положена гипотеза о структуре субстрата, способного

порождать субъективные явления.

Исходные положения:

1) Все субъективные переживания (ощущения, образы

памяти и т. д. ) образуются из материальных

элементов — нервных импульсов, вызванных внешними

(физическими) воздействиями.

2) В искусственно созданных машинах взаимодействующие

импульсы, так же как и в живом организме,

образуют искусственные субъективные явления. Таким

образом, информационно-логические автоматы (компьютеры)

должны иметь своеобразные «ощущения,

образы, но в очень нечеткой форме». *

Биологические модели — высший этап моделирования

психики.

Требования (принципы) моделирования

1. В модели необходимо воспроизводить структурность

психического процесса.

2. Модель должна учитывать данные нейрофизиологии.

3. Модель должна учитывать логическую структуру

психики.

4. При переносе данных необходимо учитывать

специфику системы, используемой в качестве модели**.

В широком смысле основной целью моделирования

является формирование экспериментальной гипотезы

и выполнение мероприятий по ее экспериментальному

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...