Формирование репрезентативной выборки по количественному
Формирование репрезентативной выборки по количественному признаку осуществляется при помощи теоремы П. Чебышева о вероятности ошибки р е п р е зентативности, которая гласит: «С вероятностью сколь угодно близкой к единице, можно утверждать, что при достаточно большом числе независимых наблюдений выборочная средняя будет сколь угодно мало отличаться от генеральной средней». Размер минимальной репрезентативной выборки рассчитывается по формуле*: n = t2 W (1 — W) N / d2 N + t2 W (1 — W) где: n — численность выборки; t — коэффициент кратности ошибки, связанный с вероятностью (Pt), с которой требуется гарантировать результаты выборочного наблюдения (t-критерий); d — размер допустимой ошибки выборки (0, 05); W — доля (частность) данного признака (0. 8); 1 — W — доля противоположного признака (0. 2); N — численность генеральной совокупности. В ходе формирования выборки используются следующие стратегии: *Витиньш В. Ф. Научное управление профориентацией: Автореф. канд. дисс. — М., 1970. — С. 19-20. 1. Рандомизация — распределение испытуемых по группам случайным образом. Впервые предложил Р. Фишер. 2. Попарный отбор — составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем. 3. Попарный отбор с последующей рандомизацией — составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента (по Кэмпбеллу — это наиболее предпочтительный способ).
4. Стратометрический отбор — при помощи рандомизации из различных социальных страт формируются группы. 5. Приближенное моделирование — приблизительная представленность в выборке характеристик популяции. 6. Репрезентативное моделирование — структура выборки соответствует структуре популяции. 7. Привлечение реальных групп — использование в качестве экспериментальной и контрольной групп реальных групп. 8. Привлечение добровольцев и принудительное участие — имеет место смещение выборки. 6. Экспериментальные переменные являются индикаторами достоверности гипотезы. Сущность психологической гипотезы заключается в определении причинно-следственной связи переменных, то есть А есть причина В. Проблема «причинности» — ключевая и наиболее сложная проблема в психологии. Эмпирическими признаками причинно-следственной связи между двумя явлениями являются: а) Разделенность причины и следствия во времени. Предшествие причины следствию; б) Наличие статистической связи между причиной и следствием; в) Регистрация связи А и В при исключении иных правдоподобных гипотез связи А и В. Причина «А» является независимой Исследователь моделирует причину «А» и при помощи психологического инструмента регистрирует следствие «В». переменной (НЗП). Следствие «В» является зависимой переменной — (ЗП). Параллельно с НЗП существуют внешние переменные (ВшП), которые тоже могут являться причиной экспериментального эффекта, причиной артефактов. Исследователь манипулирует НЗП и контролирует
ВшП. К ВшП относятся: побочные переменные (систематическое смещение результатов); дополнительные переменные (переменные, оказывающие существенное влияние на связь между «А» и «В»). В качестве НЗП могут выступать: а) характеристика заданий: варьирование характеристиками стимулов; изменение типов ответов (вербальные-невербальные ответы); изменение шкалы оценки; изменение целей путем изменения инструкции; варьирование средствами решения задачи; постановка препятствий для решения задач; изменение системы «поощрения-наказания». б) особенности экспериментальной ситуации: особенности «физических параметров» ситуации: температура, шум, вибрация, обстановка, условия (удобство-неудобство); особенности социально-психологических параметров (удаление лидера, удаление аутсайдера, изменение структуры группы... ); особенности общения испытуемого и исследователя. в) особенности испытуемого, его состояний (акцентуации характера); г) константные переменные испытуемого (пол, возраст, интеллект... ). В качестве ЗП выбираются параметры вербального и невербального поведения. Формально-динамические параметры: а) точность-ошибочность (задачи на достижение); б) латентность (время от момента предъявления стимула до выбора решения); в) длительность или скорость выполнения — характеристика исполнительного действия (время между выбором действия и окончанием его выполнения); г) темп или частота действий; д) продуктивность — отношение числа ошибок или качества выполнения действий ко времени выполнения. Содержательные параметры: распознавание различных форм поведения, которым занимаются специально обученные эксперты. Одномерные Многомерные Фундаменталь- Пример F(a) — уровень агрессии, который определяется как функция отдельных ее проявлений: мимики, жестов, брани, рукоприкладства и т. д.
Требования к ЗП:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|