Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование репрезентативной выборки по количественному




Формирование репрезентативной выборки по количественному

признаку осуществляется при помощи

теоремы П. Чебышева о вероятности ошибки р е п р е зентативности,

которая гласит: «С вероятностью сколь

угодно близкой к единице, можно утверждать, что при

достаточно большом числе независимых наблюдений

выборочная средняя будет сколь угодно мало отличаться

от генеральной средней». Размер минимальной репрезентативной

выборки рассчитывается по формуле*:

n = t2 W (1 — W) N / d2 N + t2 W (1 — W)

где: n — численность выборки; t — коэффициент

кратности ошибки, связанный с вероятностью (Pt), с

которой требуется гарантировать результаты выборочного

наблюдения (t-критерий); d — размер допустимой

ошибки выборки (0, 05); W — доля (частность) данного

признака (0. 8); 1 — W — доля противоположного

признака (0. 2); N — численность генеральной совокупности.

В ходе формирования выборки используются следующие

стратегии:

*Витиньш В. Ф. Научное управление профориентацией:

Автореф. канд. дисс. — М., 1970. — С. 19-20.

1. Рандомизация — распределение испытуемых по

группам случайным образом. Впервые предложил Р.

Фишер.

2. Попарный отбор — составление эквивалентных

пар и распределение их по разным группам исследователем.

3. Попарный отбор с последующей рандомизацией

— составление эквивалентных пар и распределение

их случайным образом по группам и режимам

эксперимента (по Кэмпбеллу — это наиболее предпочтительный

способ).

4. Стратометрический отбор — при помощи

рандомизации из различных социальных страт формируются

группы.

5. Приближенное моделирование — приблизительная

представленность в выборке характеристик популяции.

6. Репрезентативное моделирование — структура

выборки соответствует структуре популяции.

7. Привлечение реальных групп — использование в

качестве экспериментальной и контрольной групп реальных

групп.

8. Привлечение добровольцев и принудительное

участие — имеет место смещение выборки.

6. Экспериментальные переменные являются

индикаторами достоверности гипотезы. Сущность психологической

гипотезы заключается в определении

причинно-следственной связи переменных, то есть А

есть причина В. Проблема «причинности» — ключевая

и наиболее сложная проблема в психологии. Эмпирическими

признаками причинно-следственной связи между

двумя явлениями являются:

а) Разделенность причины и следствия во времени.

Предшествие причины следствию;

б) Наличие статистической связи между

причиной и следствием;

в) Регистрация связи А и В при исключении

иных правдоподобных гипотез связи А и В.

Причина «А» является независимой

Исследователь моделирует причину «А» и при

помощи психологического инструмента регистрирует

следствие «В».

переменной (НЗП).

Следствие «В» является зависимой переменной —

(ЗП).

Параллельно с НЗП существуют внешние переменные

(ВшП), которые тоже могут являться причиной

экспериментального эффекта, причиной артефактов.

Исследователь манипулирует НЗП и контролирует

ВшП. К ВшП относятся: побочные переменные (систематическое

смещение результатов); дополнительные

переменные (переменные, оказывающие существенное

влияние на связь между «А» и «В»).

В качестве НЗП могут выступать:

а) характеристика заданий:

варьирование характеристиками стимулов;

изменение типов ответов (вербальные-невербальные

ответы);

изменение шкалы оценки;

изменение целей путем изменения инструкции;

варьирование средствами решения задачи;

постановка препятствий для решения задач;

изменение системы «поощрения-наказания».

б) особенности экспериментальной ситуации:

особенности «физических параметров» ситуации:

температура, шум, вибрация, обстановка, условия

(удобство-неудобство);

особенности социально-психологических параметров

(удаление лидера, удаление аутсайдера, изменение

структуры группы... );

особенности общения испытуемого и исследователя.

в) особенности испытуемого, его состояний (акцентуации

характера);

г) константные переменные испытуемого (пол,

возраст, интеллект... ).

В качестве ЗП выбираются параметры вербального

и невербального поведения.

Формально-динамические параметры:

а) точность-ошибочность (задачи на достижение);

б) латентность (время от момента предъявления

стимула до выбора решения);

в) длительность или скорость выполнения — характеристика

исполнительного действия (время между

выбором действия и окончанием его выполнения);

г) темп или частота действий;

д) продуктивность — отношение числа ошибок

или качества выполнения действий ко времени выполнения.

Содержательные параметры: распознавание различных

форм поведения, которым занимаются специально

обученные эксперты.

Одномерные Многомерные Фундаменталь-

Пример F(a) — уровень агрессии, который определяется

как функция отдельных ее проявлений: мимики,

жестов, брани, рукоприкладства и т. д.

Требования к ЗП:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...