Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на развитие страхования автотранспортных средств




 

Все факторы, влияющие на развитие страхования автотранспортных средств можно разделить на две группы:

- макроэкономические;

- отраслевые, присущие данному виду страхования.

К макроэкономическим факторам относятся условия развития экономики нашей страны в целом, а также необходимо учитывать мировой финансовый кризис. С макроэкономической точки зрения ситуацию предопределяет, с одной стороны, рост доходов населения и платежеспособного спроса, а с другой - нарастающие темпы инфляции, способствующие на данном этапе увеличению спроса на имущество (в том числе автомобили), в которое можно вложить деньги. А уж если человек вложил деньги в автомобиль – он его обязательно застрахует. Так что в ближайшее время снижение темпов роста портфелей автокаско ожидать не приходится. Ну а перестрахование напрямую зависит от рынка прямого страхования, соответственно, и для перестраховщиков этот вид будет играть ключевую роль.

До сих пор много говорится об отсутствии страховой культуры в нашей стране. Если вспомнить историю, до революции Россия была одной из ведущих держав по уровню развития страховой отрасли, при Советской власти государство активно продвигало развитие страхования, на селе был застрахован буквально каждый сарай и каждая буренка, почему эта страховая культура так быстро куда-то испарилась?

Причины две. Первая, наверное, не самая важная – это то, что для людей страхование олицетворял собой Госстрах, который, к сожалению, ушел с рынка, не расплатившись с людьми. Люди – а в этой системе было задействовано много миллионов человек – потеряли свои деньги, их обманули. Идея страхования была дискредитирована в глазах миллионов людей, их близких и знакомых. А дальше пошло хаотичное и плохо регулируемое развитие рынка периода дикого капитализма в России, когда на свет родилось почти четыре тысячи страховых компаний. Сегодня работает меньше семисот. А три с лишним тысячи страховщиков ушли не просто тихо по-английски, они тоже кого-то обманули и кому-то не заплатили. Это тоже внесло свой вклад в дискредитацию идеи страхования.

Еще один фактор – это слабая позиция рубля. В валюте, которая может в один день обесцениться в 6 раз, людям страховаться не хочется.

Вот это основные причины, которые, дискредитировали страхование в глазах россиян. А в остальном, Россия несильно отличается от других стран. В принципе, нигде в мире люди не хотят покупать обязательное страхование, но покупают, поскольку если с ними что-то случится, своих денег на возмещение ущерба у них не хватит. На Западе люди боятся не того, что у них проверят этот полис. Они боятся, что если что-то произойдет, они просто не смогут рассчитаться по предъявленным к ним искам. А вот этой культуры у нас нет. Принципиальный эффект несет только страх перед тем, что придется отвечать за свои ошибочные действия, приведшие к ущербу для других людей.

Рассмотрим более подробно экономические факторы, влияющие на развитие автострахования в нашей стране, такие как: парк автомобилей, способы приобретения автомобилей, доходы населения, имеющего автомобили и др.

По результатам исследования, российский легковой автопарк характеризуется высокой долей отечественных автомобилей и автомобилей старше 5 лет [30]. Доля иномарок до 5 лет составляет всего 8%, иномарок старше 5 лет - 10%, отечественных автомобилей до 5 лет – 35%, отечественных автомобилей старше 5 лет – 47%, при этом автомобили до 5 лет составляют 43%, а старше 5 лет – 57% автомобилей россиян (Рисунок 1.).

В целом более половины автопарка сосредоточено в средних городах (от 500 тысяч до 1 млн. человек – 28%, от 100 тысяч до 500 тысяч человек – 25%).


Рисунок 1. Структура российского автопарка

 

На Москву и Санкт-Петербург приходится 15% автопарка, на города с населением более 1 млн. человек – 25%. Малые города и села вносят незначительный вклад в формирование автопарка. Иномарки до 5 лет равномерно распределены между городами с населением более 100 тысяч человек, а на города с населением от 50 тысяч до 100 тысяч человек приходится лишь небольшая доля новых иномарок. Можно отметить также большую долю новых иномарок в Москве и Санкт-Петербурге, а также рост доли отечественных автомобилей, особенно старше 5 лет, при снижении численности населения этого пункта. Среди автовладельцев наибольшая доля приходится на мужчин – 82%, женщины составляют сегмент в 18%. Несмотря на небольшие размеры «женского» сегмента, его характеризуют выраженные особенности - более высокая доля владения иномарками (25% против 17%) и новыми автомобилями (53% против 42%). С увеличением возраста респондентов доля иномарок снижается, а владение отечественными автомобилями, особенно старше 5 лет, увеличивается. С точки зрения основных занятий респондентов, наиболее выражено владение иномарками в группе людей, занимающихся частным бизнесом, менеджеров высшего звена, а также домохозяек (Приложение 1,2).

Несмотря на бум автокредитования, большинство автовладельцев приобретает новый автомобиль за собственные деньги (54%) или продают старый автомобиль, чтобы купить новый (13%). Заемное поведение при покупке автомобиля реализуется разными способами. Во-первых, автовладельцы берут деньги взаймы у родных, друзей, родственников (10%). Во-вторых, оформляют кредит в банке или автосалоне (12%). В-третьих, некоторые автовладельцы получили автомобиль в подарок.

В модели приобретения «за собственные деньги» или «продал старый автомобиль» преобладает доля владельцев отечественных автомобилей, причем доля владельцев автомобилей старше 5 лет превышает 51%. Аналогичная картина наблюдается при модели «получил автомобиль в подарок» и «взял деньги у друзей, знакомых, родственников». Чаще других получают автомобиль в подарок или покупают на деньги, взятые у знакомых, друзей, родственников учащиеся и домохозяйки. Покупка в кредит через автосалон ярче выражена у держателей иномарок и отечественных автомобилей до 5 лет, а канал «приобрел за собственные деньги» характерен для иномарок и отечественных автомобилей старше 5 лет. Доля приобретающих автомобиль за собственные деньги повышена в крупных городах (от 500 тыс. человек и более 1 млн. человек), а также в малых городах от 50 до 100 тыс. человек. Количество респондентов, воспользовавшихся автокредитом в банке повышено в средних и крупных городах (от 100 тыс. человек до 1 млн. человек), автокредит, взятый в автосалоне, пользуется меньшей популярностью в крупных городах от 500 тыс. до 1 млн. человек. Женщины-автовладельцы чаще мужчин приобретают автомобиль в кредит в автосалоне (9% против 5%) и получают в подарок (16% против 7%), но реже покупают его за счет собственных средств (43% против 56%). С возрастом увеличивается доля автовладельцев, купивших автомобиль за собственные деньги и продавших старый автомобиль, чтобы купить новый. Молодые респонденты чаще других приобретают автомобиль на деньги, взятые у родных, друзей, родственников, или получают его в подарок. В средней возрастной группе (от 25 до 44 лет) в большей степени, по сравнению с другими, выражены каналы «взял в кредит в автосалоне» и «взял в кредит в банке». С ростом уровня объективного и субъективного дохода снижается доля автовладельцев, купивших автомобиль полностью за собственные деньги или на деньги, взятые у друзей, знакомых, родственников, а также получившие автомобиль в подарок. Соответственно увеличивается доля людей, взявших кредит в автосалоне или банке.

Рассмотрим такой показатель, как пользование услугами автострахования (КАСКО):

В 2006 году только 10% автовладельцев в России имели полис автострахования КАСКО, из них почти две трети страхователей проживает в Москве и Санкт-Петербурге (26%) и городах-миллионниках (36%) [30]. На города с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. человек приходится 20% автострахователей, на города с населением от 100 тыс. человек до 500 тыс. человек – 13%, в малых городах и селах – по 2% страхователей. Соответственно, наибольший уровень пользования КАСКО отмечается в Москве и Санкт-Петербурге (18% автовладельцев имеют полис КАСКО) и городах-миллионниках (15%). Высокий уровень выявлен в селах -12%, что необычно для данного типа населенных пунктов. В городах с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек доля автовладельцев, имеющих полис КАСКО, находится на уровне 7%, в городах от 100 тыс. до 500 тыс. человек – 5%, от 50 тыс. до 100 тыс. человек – 6%. О наличии КАСКО заявили 31% респондентов-владельцев иномарок до 5 лет, 16% имеющих отечественные автомобили до 5 лет, 7% обладателей иномарок старше 5 лет и 3,5% респондентов, имеющих отечественные автомобили старше 5 лет. КАСКО имеют 41 % респондентов, купивших автомобиль в кредит, взятый в автосалоне, и 21 % использовавших автокредит, взятый непосредственно в банке. Из приобретающих машину другими способами автовладельцев КАСКО страхуют не более 7-8 %. Среди женщин-автовладельцев доля пользователей КАСКО больше, чем среди мужчин (соответственно 14% и 10%), в то же время, в абсолютном исчислении подавляющее большинство автострахователей по-прежнему составляют мужчины (77%).

Состав пользователей добровольного автострахования (КАСКО) распределяется следующим образом:

В структуре страхователей наибольшая доля приходится на людей в возрасте 25-34 года – 36%, далее следует группа в возрасте 35-44 года – 27%, 45-59 лет – 23%, 18-24 года – 13% и, наконец, 60 лет и старше – 1%. С ростом доходов, особенно по субъективной оценке, отмечается увеличение числа пользователей КАСКО. В то же время сегмент страхующихся автовладельцев с высоким уровнем дохода мал - всего 9% обладателей полиса КАСКО. Основная масса страхователей приходится на средний класс: с уровнем дохода ближе к высокому (56%) и с уровнем дохода ниже среднего (32,5%). Бедные слои населения составляют 2,5% автострахователей.

Интересны ответы респондентов о факторах, повлиявших на принятие решения о покупке страхового полиса. Примечательно, что в 30% случаев на решение приобрести полис КАСКО повлиял отрицательный опыт – собственный («однажды я потерпел ущерб из-за отсутствия страхового полиса») или знакомых («повлиял пример знакомых, которые потерпели ущерб из-за отсутствия полиса»). Около 18% автовладельцев осуществили рациональную модель поведения («я всегда знал о выгодах страхования»), зато на уговоры страхового агента поддались лишь в 8% страхователей автокаско, а реклама оказывала влияние вообще только в 1% случаев. Среди автовладельцев – женщин более выражен мотив «всегда знала о выгодах страхования (26% против 16%), а также влияние примера знакомых (28% против 16%), в меньшей степени женщины доверяют рекомендациям знакомых (15% против 26%) и заключают договор под влиянием собственного негативного опыта (3% против 14%) (Приложение 3).

Женщины в большей мере, чем мужчины выбирают компанию по рекомендации знакомых и из собственного опыта, а также пользуясь информации на сайте компании. Автовладельцы старшего возраста при выборе компании ориентируются в большей степени на информацию о результатах работы компании. Примечательно, что во всех возрастных группах автовладельцев наиболее значимым фактором являются рекомендации знакомых, на втором месте – собственный опыт и уже затем – реклама, информация СМИ и работа агентов.

В большинстве случаев выбор страховой компании осуществлялся респондентами по рекомендациям знакомых (46%) или собственному опыту (18%), несколько реже – под влиянием рекламы (16%) или страхового агента (14%).

Страхование автотранспорта пользовался до 2008 года устойчивым спросом у российских клиентов. По оценкам экспертов, в страховании автокаско среднегодовой темп роста сборов составлял около 30%. Можно сказать, что в России до 2008 года наблюдался бум страхования автокаско. Притом, что лица, застраховавшие машину, в особенности, если они имели позитивный личный опыт получения страховой выплаты, впоследствии более склонны страховать также недвижимость и домашнее имущество. Дешевую отечественную машину стимула страховать не было, но как только бывший владелец «Жигулей» меняет ее на иномарку стоимостью от 15 тыс.долл., он попадает в число активных пользователей автокаско. Поэтому глубинным фактором успеха страховщиков в автотранспортном секторе было повышение уровня жизни россиян, следствием которого становится и качественный, и количественный рост автопарка, и усиление склонности к страхованию.

Еще один важный момент, образующий рыночные тенденции – это статистика угонов. Их рост, как ни странно, влияет положительно на рынок. Количество угонов заставляет страховые компании, их менеджеров все более жестко смотреть на ситуацию. Почти классический пример - дорогие машины, стоимостью от 70 тыс. долл. до 200 тыс. долл., к которым страховые компании еще 3 года назад предъявляли достаточно жесткие требования (платная парковка, специальная сигнализация, ограниченное количество водителей, допускаемых к управлению и т.д.). В 2004-05 гг. от этих требований стали отказываться, и количество угонов дорогих машин резко возросло. Или более свежая статистика - самый яркий пример 2007 года: угнан каждый пятый Porsche Cayenne.

Отметим факторы, которые могут влиять на рост рынка КАСКО:

- это увеличение численности населения среднего возраста, в котором человек является наиболее платежеспособным;

- развитие автокредитования с обязательной защитой банковского кредита – КАСКО;

- одним из немаловажных факторов может выступить повышение финансовой грамотности самого населения, осознание необходимости страхования в целом.

К факторам, влияющим на снижение рынка КАСКО можно отнести:

- снижение объема продаж автомобилей в кредит из-за финансового кризиса;

- падение доли платежеспособного спроса населения;

- девальвация рубля;

- рост стоимости иномарок;

- высокие ставки по автокредитованию.

Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие рынка автокредитования, как показывает опыт развивающихся стран, являются рост доходов населения, который в нашей стране в последние 4-5 лет ежегодно составлял 10-15%, и формирование прозрачных юридических норм, способствующих снижению затрат банков на обслуживание кредитов и, таким образом, понижающих процентные ставки по кредитам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...