Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями




Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

В первую очередь ребенок начинает правильно различать от-
ношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Го-
ризонтальные положения воспринимаются в целом как положение


«рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется
восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (поза-
ди), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных
отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок
производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы
прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что
облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроиз-
водить пространственное положение предметов по подражанию
действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужно
действовать по образцу, т. е. самостоятельно анализировать об-
разец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения
пространственных отношений предметов и их частей. Сначала
нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже
встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые.
При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как
понимание пространственных взаимоотношений предметов и их
частей для него должно стать не менее значимым, чем знание
формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный
чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это дости-
гается тем, что все результаты действий детей в процессе дидак-
тических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и
самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе вы-
полнения речевой инструкции, обозначающей пространственное
расположение предметов. Однако надо помнить, что " речевая ин-
струкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно
действовать по подражанию и образцу.

Петрушки (клоуны)

Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра-
женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать
интерес к пространственному положению предмета, делать его
значимым.

Оборудование. Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два
клоуна или петрушки, две мелкие игрушки.

Ход игры (проводится в виде кукольного театра, в котором
участвуют два клоуна Ловкий и Неловкий. Они прячут друг от друга
игрушки и ищут их). На столе у воспитателя кукольная мебель.

Ловкий (ставит утенка на игрушечный стол, медленно фик-
сируя движения, и обращается к клоуну).
У меня есть утенок, вот
смотри! (Показывает утенка клоуну и детям. ) Отвернись, я его
спрячу, а ты найдешь.

Неловкий (отворачивается). Хорошо, я его найду! (Пово-
рачивается. )
Сейчас найду! (Пытается заглянуть за шкаф, осмат-
ривает стул и лезет под стол. Вылезает и обращается к детям. )
Нет утенка! Где он?

Дети. На столе!

Неловкий (обращаясь к клоуну). Прячь еще раз. Теперь я
найду. (Отворачивается. )

НИ


Ловкий (медленно кладет утенка на стул, указывая на него детям). Готово!

Неловкий (поворачивается и сразу бросается к столу, ходит вокруг него, лезет под стол. Вылезает). Опять нет! Где утенок?

Дети. На стуле!

Неловкий. Ура! Нашел! На стуле! Спрячь еще раз, я сразу
найду! (Отворачивается. )

Ловкий (берет утенка и быстро кладет под стол, показы-
вает
детям). Все! Ищи!

Неловкий (бросается к стулу). На стуле нет! (Подбегает к
столу. ) На столе нет! Может быть, на шкафу? (Встает на стул,
заглядывает на шкаф. )
На шкафу нет! Где утенок?

Дети. Под столом!

Неловкий (находит утенка, радуется). Нашел!

Ловкий. Правильно, под столом. Давай я еще спрячу?

Неловкий. Нет! Теперь я спрячу, а ты ищи! Я спрячу свой
кубик. (Показывает кубик детям и Ловкому. ) Отвернись! (Ребя-
там. )
Положу на шкаф. (Кладет. )

Ловкий (все вокруг осматривает и громко комментирует). Сначала посмотрю на столе — нет, теперь на стуле — нет, под стулом — нет, под столом — нет. Осталось посмотреть (медленно) на цжафу. (Залезает на стул. ) Вот он! (Достает кубик и протяги- вает Неловкому. ) Спрячь еще! (Отворачивается. )

Неловкий (берет кубик, спрашивает у детей). Куда спря- тать? (Прячет по совету детей. )

Ловкий находит тем же способом. Потом клоуны прощаются с
детьми и уходят.

Дом для матрешки

Цель. Учить воспроизводить пространственное расположе-
ние элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.

Оборудование. Элементы настольного строителя (кубы,
трехгранные призмы — для крыши), кирпичики (по два на ребен-
ка), бруски (по три на ребенка), количество наборов должно
соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мел-
кие игрушки для обыгрывания постройки.

Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруп-
пами). 1-й вариант. Педагог привозит на машине несколько
матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить
домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику,
раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять
те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети
повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит,
как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому
на длинное узкое ребро (дети повторяют). «Посмотрите, — гово-
рит педагог, — какой мы построили дом с забором. Матрешкам
нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а
маленьких раздает детям. ) По подражанию действиям педагога
они обыгрывают постройку.

 


2-й вариант. Постройка дома с воротами и забором по обе
стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания
используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы,
машинки (проезжают под воротами), въезжают во двор и выез-
жают из него.

3-й вариант. Те же постройки выполняются не по подра-
жанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экра-
ном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...