Лото-вкладки. Сделай игрушку. Собери целое. Восприятие пространства и ориентировка в нем
Лото-вкладки
Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета,
обратить внимание на пространственное расположение деталей и
на их соотношение с другими частями целого.
Оборудование. Карты лото с изображениями (предмет-
ными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и
вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается
контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и
соответствующие им вкладки могут быть разного размера и раз-
ной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоуголь-
ные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных
друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних
картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.
Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту,
заполненную вкладками, по возможности называет изображенные
предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по
просьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2—3 вкладки, пере-
мешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места.
Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (пере-
путает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальней-
шем карты с простым сюжетным изображением заменяются более
сложными, с большим количеством вырезов.
Сделай игрушку
Цель. Та же.
Оборудование. Части предметов: плоскостные — картон-
ные, обтянутые материей (поезд—несколько вагонов, колеса;
лопата — основание и черенок; дом — два этажа, один с окнами и
дверью, другой только с окнами и крышей; автобус — корпус и
колеса; машина — кузов, кабина и колеса; фигурки мишки, птички,
разделенные на составные части). Все детали могут иметь разные
способы соединения: шнурками, кнопками, пуговицами или крюч-
ками.
Ход игры. Педагог предлагает детям сделать себе игрушки
и поиграть с ними. Например, один будет делать машину, а дру-
гой — поезд и т. д. Каждому ребенку дает несколько элементов
для своей игрушки и оказывает помощь в соединении частей. Иг-
рушки обыгрываются.
Собери целое
Цель. Продолжать уточнять представления о предметах;
учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую
моторику.
Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.
Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-
тей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены
части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог
показывает картинку, дети называют предмет, который будут скла-
дывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом
среди деталей и также называют их. С помощью педагога соеди-
няют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую
игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают
в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЕМ
Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в пер-
вую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу,
справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предме-
тов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей р
пространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое поло
жение в пространстве, уметь жить и действовать в этом простран-
стве. При этом пространство делится для него на ближнее и даль-
нее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у умствен-
но отсталых детей формируется раньше и легче, чем ориентировка
в дальнем пространстве.
Особое и важное место в обучении детей занимает ориенти-
ровка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка
к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемного
пространства на плоскости. Основа всех этих умений закладыва-
ется в дошкольном возрасте.
Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой
в пространстве представляет трудности и для нормально развива-
ющихся дошкольников. Что же касается умственно отсталых детей,
то без специального коррекционного обучения нельзя говорить о
формировании пространственных представлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: