Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие неречевого слуха. Тук-тук-тук. Что гудит. Кто там. На чем играл зайка. Веселый петрушка




РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке чело-
века в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает
воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении
или удалении отдельных предметов или живых существ. Пра-
вильное определение направления, откуда идет звук, помогает
ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местона-
хождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о
приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо
опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять
характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься
только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что зна-
чительно легче и должно предшествовать изолированному слухо-
вому восприятию.

Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие
эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспри-
нимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятель-
ности. Они испытывают большие трудности не только в дифферен-
циации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правиль-
ной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям.
Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них доста-
точно хорошо, если правильно организовать коррекционное
обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых
детей на специальных музыкальных занятиях.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной
реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их раз-
личению и восприятию, а затем к использованию в качестве сиг-
нала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены
предлагаемые ниже игры.


Тук-тук-тук

Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать
внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук)
могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Оборудование. Кукла, мишка.

Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).
1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раз-
дается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает
палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повто-
ряется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее.
Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это
она стучала», — говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми
поплясать.

2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь.
За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где
сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он
был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он — на улице
холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему
не бывает холодно — у него теплый мех. Педагог предлагает де-
тям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит
всех детей.

Что гудит

Цель. Та же.

Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон
или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.

Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предла-
гают повозить машину и покатать в ней кукол.

После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что
\ за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сиг-
налы машины.

Кто там

Цель. Та же.

Оборудование. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается
звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они
что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог
быть? — спрашивает педагог — Давайте спросим: «Кто там? »
Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы».
! Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй
взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.

На чем играл зайка

Цель. Учить различать звучание двух резко различных инстру-
ментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое
внимание.

Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц
(мишка, кукла), барабан, детская гармошка.

5*                                                                                                                                         131


Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и
гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их зву-
чание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на бараба-
не и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит,
что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он
спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Пе-
дагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инстру-
менты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем
играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в при-
сутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гар-
мошке.

Веселый петрушка

Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как зна-
чимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.

Оборудование. Разные музыкальные инструменты (ба-
рабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).

Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит,
что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять
в бубен (играть на гармошке, дудочке и др. ). Как только прозвучат
звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя.
Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы
они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бу-
бен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется
и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...