Лото (определи слово). Угадай, кто пришел. Кто тебя позвал. День рождения куклы. Кто в домике живет
Лото (определи слово)
Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; раз-
вивать слуховое внимание.
Оборудование. Листы лото с изображением трех пред-
метов, названия которых близки по фонетическому составу (на-
пример: на одной карте — ком, сом, дом; на другой — кошка, мош-
ка, ложка; на третьей — ворота, ворона, корова и т. п. ), маленькие
карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все
предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому
в первой части игры дети выбирают картинки по образцу — педагог
показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот на-
ходит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает
ребенок.
Вторая часть игры проводится так же, как и игра «Какая у
меня картинка» (см. с. 136—137). При этом педагог утрирует про-
изнесение каждого звука.
Угадай, кто пришел
Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса,
различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в ко-
ридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает
его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, вни-
мательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую ком-
нату. Входит один ребенок и говорит: «Здравствуй, Коля (Таня,
Миша и др. )». Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать
того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отга-
дывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.
Кто тебя позвал
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу.
В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за-
крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет.
Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если
ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном
случае он продолжает «водить».
День рождения куклы
Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонети-
ческим составом; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы
(игрушки или картинки с их изображением).
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ре-
бенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислуши-
вается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит
куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная,
красивая. «У куклы день рождения, — говорит педагог, — обра-
щаясь к ребенку. — Ей друзья прислали подарки, но она не знает,
какие. Помоги узнать их». Сначала педагог предлагает ребенку уга-
дать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками),
а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или
ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в
конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, полу-
чает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться
3—5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом,
без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, не-
смотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово
слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребен-
ком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию
следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово
не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет
слово. ч
Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог
переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет
в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки,
и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из ме-
шочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После
того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрос-
лый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае
затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит
к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежа-
щий на столе.
Кто в домике живет
Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым соста-
вом; продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный
из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки
(мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за сто-
лом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в
нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике
кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике, — говорит педагог, —
а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала». Педагог
закрывает лицо экраном и говорит: «Мишка и мышка». Ребенок
повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: «Мар-
тышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не
может повторить слова парами, педагог произносит их по одному,
не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и
переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию.
После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с
ними. Педагог помогает организовать игру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: