Дидактические игры и упражнения,
Поезд
Цель. Обратить внимание на звуковой состав слова; учить
выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные
мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.
Ход игры (проводится индивидуально, а затем подгруп-
пами). 1-й вариант. Педагог показывает детям поезд и говорит,
что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка).
Поезд отправится только тогда, когда во все вагоны положат груз.
Только машинист просил, чтобы все названия грузов начинались
со звука «а» (например, апельсин, автобус, абажур). Называя
предметы, педагог выкладывает их перед детьми, потом предлага-
ет повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук
в слове.
При последующем проведении игры педагог берет предметы,
названия которых начинаются с других звуков (на «м» — мак,
молоток, марка и др. ).
2-й вариант. Педагог предлагает детям самим «грузить»
вагоны. Для этого нужно правильно выбратыте игрушки, названия
которых начинаются со звука «а». Перед детьми раскладывают
разные предметы (например: апельсин, абрикос, автобус, матрешка,
ложка, самолет). Педагог просит детей вместе с ним назвать эти
предметы и выбрать те, названия которых начинаются на «а». При
этом взрослый произносит слова, слегка выделяя первые звуки.
Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны,
мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места.
По тому же принципу проводится игра со словами, начинающи-
мися с других звуков.
3-й вариант. Игра проводится так же, но детям нужно уметь
выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В
каждый следующий вагон следует погрузить предмет, название
его должно начинаться на тот звук, которым кончалось предыду-
щее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во
второй — слово, которое начинается на «н» — носок; поскольку
слово «носок» оканчивается звуком «к», в следующий вагон гру-
зят предмет, название которого начинается на «к» — корова и т. д. ).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошколь-
ного возраста связана с его практической деятельностью и с ориен-
тировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и раз-
витие мышления в этом возрасте связано с практическими дейст-
виями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов
окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет дву-
мя путями — от наглядно-действенного мышления к наглядно-об-
разному и к логическому. Другой путь — от восприятия к наглядно-
образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой.
Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на опре-
деленном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют
свою особую роль в познавательной деятельности человека.
Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают,
не заменяются более поздними этапами развития мышления, а вы-
полняют свою роль на протяжении всей последующей жизни
человека. Поэтому несформированность процессов мышления, иду-
щих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприя-
тия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
Вместе с тем у умственно отсталого ребенка, как мы знаем,
именно развитие познавательной деятельности претерпевает суще-
ственные нарушения, так как непосредственно связано с первич-
ным дефектом. Без специально организованной, специфически по-
строенной коррекционной работы у умственно отсталого ребенка
фактически не происходит развития мышления ни по первому, ни
по второму пути.
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К МЫШЛЕНИЮ
Формируя у детей целостное восприятие предметов, восприятие
их свойств и отношений, мы одновременно постепенно формируем
и представления о них, представления, которые могут быть вызваны
в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствие самого пред-
мета. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в
представлении, действовать на основе этих образов, опираться на
них в своей деятельности. А это и есть одна из важнейших задач
наглядно-образного мышления. Таким образом, сенсорное воспи-
тание ребенка непосредственно смыкается с формированием его
мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.
С другой стороны, развитие восприятия, в частности выбора
по образцу, оказывается основой первых форм обобщения, под-
водит детей к классификации, основанной на выделении существен-
ного признака.
Кроме того, в процессе развития восприятия происходит упо-
рядочивание и систематизация свойств и отношений предметов,
которые ложатся в основу так называемой сериации.
Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей
не формируются стихийно, они требуют обучающего воздействия
взрослого. Тем более для умственно отсталых детей становление
их мыслительных процессов требует повседневной, хорошо проду-
манной коррекционной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: