Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕПКА «Разноцветные трамвайчики»




РАЗВИВАЮЩИЕ

занятия

с детьми

лет

Издание 2-е, исправленное

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Москва

ОЛМА Медиа Групп 2014


УДК 372.8(072) ББК 74.10 Р17

Под редакцией доктора педагогических наук, академика РАЕН,

президента Российского Национального Комитета Всемирной организации

по дошкольному образованию (ОМЕР)

Л. А. Парамоновой

Авторы: Парамонова Л.А. (руководитель авторского коллектива), Арушанова А.Г.,

Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Кондратьева Н. Л.,

Лыкова И. А., Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Рубан Т. Г., Рыжова Н. А.,

Рычагова Е. С, Тарунтаева Т. В., Урадовских Г. В.

Соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования

Художник Людмила Двинина

Р 17 Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ред. Л. А. Пара-

моновой. - Изд. 2-е, испр. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 592 с.:ил. — (Программа развития и обучения дошкольника). ISBN 978-5-373-06076-9

Данное пособие адресовано педагогам, работающим в образовательных учреждениях: детских садах разных видов, школах, центрах образования, до­мах творчества, группах кратковременного пребывания и др.

Материал книги относится к третьему (среднему) звену базисного содер­жания дошкольного образования и представляет собой систему интегрирован­ной образовательной деятельности, построенную с учетом возрастных особен­ностей детей. Основу этой системы составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка и их реализация с применением деятельностного под­хода и интегративных принципов.

Содержание базисного образования представлено по ведущим направле­ниям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны меж­ду собой и позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школе вне зависимости от ее специфики.

УДК 372.8(072) ББК 74.10

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2014 © Парамонова Л. А., Арушанова А. Г., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Кондратьева Н. Л., Лыкова И. А., Протасова Е. Ю., Родина Н. М., Рубан Т. Г., Рыжова Н. А., Рычагова Е. С, Тарунтаева Т. В., Урадовских Г. В., 2010

ISBN 978-5-373-06076-9


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие — третий блок общеразвивающей педагогичес­кой системы реализации базисного содержания дошкольного об­разования. Это пособие является, с одной стороны, продолжением работы с детьми 4-го года жизни, а с другой — основой, органично обеспечивающей переход к освоению следующего блока системы, отражающего работу с детьми 6-го года жизни.

Как и вся система, это пособие, являясь ее частью, может быть использовано педагогами, работающими как по программе «Ис­токи», так и по другим вариативным примерным образователь­ным программам, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об­разования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 ок­тября 2013 года №1155.

Пособие адресовано воспитателям детских садов (средняя груп­па), методистам, педагогам дополнительного образования, работаю­щим с детьми пятого года жизни. Оно представляет собой, прежде всего, систему интегрированных занятий, построенную с учетом воз­растных особенностей детей.

У детей пятого года жизни продолжается интенсивный рост и раз­витие всех физиологических систем и функций организма. Сущест­венно увеличиваются росто-весовые показатели, жизненная емкость легких, общая выносливость.

Возраст 4—5 лет является наиболее благоприятным для развития у детей ловкости и гибкости, что позволяет им овладевать прыжками, ходьбой и бегом. Именно в этом возрасте у детей появляется «полет­ность» в беге, растет дальность броска при метании. В этом возрас­те дети уже достаточно хорошо ориентируются в пространстве, что позволяет им самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения (в колонну, круг, шеренгу и т. д.); они начинают инте­ресоваться ходьбой на лыжах, с интересом съезжают с гор на санках, ледянках и др.

На занятиях, связанных с двигательной деятельностью, исполь­зуются более сложные физические упражнения и подвижные игры, что значительно обогащает двигательный опыт детей и способствует формированию у них новых умений и навыков.

На пятом году жизни продолжается гигиеническое воспитание детей: их учат самостоятельно выполнять водные и простейшие за­каливающие процедуры (мытье рук до локтя, умывание водопро­водной водой, влажное обтирание тела до пояса с постепенным снижением температуры воды и др.); приучают внимательно сле­дить за своим внешним видом и самостоятельно устранять неакку­ратности в одежде.


Особенно важным для этого возраста является воспитание осоз­нанного отношения ребенка к выполнению различных гигиеничес­ких процедур, для чего используются разнообразные наглядные ма­териалы, дидактически игры и игровые ситуации.

Познавательное развитие у детей 4-5 лет продолжается по следу­ющим направлениям: расширяются и качественно изменяются спо­собы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, обогащаются его представления о мире.

У детей этого возраста формируется символическая функция мышления, внутренний план действий, при активном взаимодейс­твии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойс­тва различных объектов и отдельных природных явлений, что позво­ляет им каждый день делать «удивительные» открытия. Неслучайно детей этого возраста называют «почемучками».

В 4-5 лет ребенок при помощи взрослого начинает понимать, что относится к живой и неживой природе, что сделано руками человека; как устроена жизнь людей. Детей знакомят с тем, где и какую работу выполняют взрослые, где находятся те или иные учреждения, мага­зины, парки, остановки автобусов и т. п., что могут делать дети сами.

В этом возрасте дети начинают усваивать правила безопасного по­ведения в детском саду, на участке, на улице, в лесу.

Они замечают, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы и сделаны из разных материалов (например, чашки, кружки и стаканы могут быть стеклянными, пластмассовыми, бу­мажными, глиняными, металлическими, эмалированными, деревян­ными). Дети могут ощутить, что предметы имеют разный вес, объем, внешние и внутренние характеристики (тяжелый, легкий, пустой, полный, мягкий, твердый, гладкий, неровный, жидкий и т. п.) и обоз­начить каждую характеристику словами.

Они узнают, что живут в России, в городе или селе (название), какие существуют праздники в разное время года и как люди к ним готовятся.

Дошкольники 4—5 лет проявляют большой интерес к объектам и явлениям природы. Главная задача воспитателя — поддержать этот интерес и создать условия для наблюдений в группе и на прогулке. Так, в групповом помещении организуются уголки природы, мини-лаборатории для проведения несложных опытов, что способствует возникновению у детей первых причинно-следственных связей.

Темы занятий, наблюдений тесно связаны с повседневной жиз­нью ребенка. Работа с дошкольниками этого возраста строится, прежде всего, на деятельностной основе. Большое значение имеет формирование у дошкольников эмоционального отношения к при­роде (восприятие ее красоты, художественные, музыкальные образы природы). Воспитатель организует путешествия по «экологической «тропе», в конце которых детей ждут сюрпризы, формирует бережное отношение к природе.


Развитию речи придается большое значение на всех видах заня­тий, наблюдений. Взрослый вовлекает детей в речевой диалог, рече­вое взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Организует игры-драматизации, в которых дети передают ролевой диалог персонажей. Побуждает к высказываниям из личного опыта, рассуждению, пос­троению связных текстов. В процессе речевых игр подводит к эле­ментарному осознанию языковой действительности. Активизирует словарь обобщающих наименований, антонимов, прилагательных, глаголов. Большое внимание уделяет воспитанию правильного про­изношения и фонетического восприятия.

К среднему дошкольному возрасту у детей все более расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяют­ся и возможности детей в восприятии художественной литературы. Дети теперь не только способны эмоционально и целостно воспри­нимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей. Тем не менее, воспри­ятие художественного текста все еще опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности. У детей этого возраста ярко выражена реакция на слово, интерес к нему, желание повторить, обыграть, осмыслить.

В системе развивающих занятий тексты художественных произ­ведений находятся в едином смысловом поле с содержанием других занятий, в первую очередь с познанием окружающего мира. Такой прием обеспечивает обогащение представлений детей о том или ином явлении, событии, облегчает детям понимание сущностного содержания произведения.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой постро­ены таким образом, что восприятие, исполнительство и собственное творчество детей находятся в единстве. Дети несколько раз «сопри­касаются» с текстом, сначала слушают его целиком, потом повторя­ют отдельные эпизоды и наиболее характерные фрагменты текста от лица героев, разыгрывая некоторые диалоги, внося в них элементы своего понимания. Однако от детей не требуется пересказа текста.

В средней группе вводится дополнительное чтение вне занятий, куда часто входят большие по объему произведения, так называемое «чтение с продолжением». Это обеспечивает обогащение познава­тельных интересов детей, расширяет литературный опыт, выраба­тывает у ребенка особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.

Изменяется характер продуктивных видов деятельности (рисова­ние, лепка, аппликация, конструирование). Поскольку у детей воз­никает произвольность поведения, они могут создавать поделки из разных материалов не только по образцу, но и в соответствии с заранее оговоренными условиями, а также исходя из собственных замыслов. Тематика рисунков, конструкций, поделок (которые, в одних случа-


ях, выступают как инициирующее начало, а в других — как эмоцио­нальное обобщение, способствующее целостному восприятию окру­жающего мира) с использованием разных материалов задается общей направленностью работы, запланированной на неделю, связанной с праздниками, наблюдениями, чтением художественной литературы.

Дети 4—5 лет, в отличие от предыдущей возрастной группы, не требуют постоянного индивидуального обращения, а воспринимают обращение к группе как к себе лично тоже.

На пятом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Становление сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельнос­ти происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжет-но-отобразительной игры. Сначала игровые действия объединяются простейшим сюжетом, знакомым ребенку по его опыту. Возникают игровые цепочки (множественные игровые задачи), вначале краткие (мама накрывает на стол и кормит дочку-куклу); затем — разверну­тые, которые в дальнейшем могут соединяться с сюжетами игр других детей.

Постепенно ребенок переходит от отображения в игре последо­вательности взаимосвязанных действий (что свойственно сюжетно-отобразительной игре) к отображению человеческих взаимоотноше­ний, начинает принимать на себя роль, овладевает ролевым поведе­нием. И игра становится подлинно сюжетно-ролевой.

К пяти годам совместные сюжетно-ролевые игры становятся до­ступными и предпочтительными для большинства детей.

В разделе «Планирование работы» отражены не только разные виды занятий, организованные на интегративной основе, но и указа­ны временные отрезки дня для игр по инициативе детей (утро, про­гулка, вечер).

В плане каждой неделе даны методические рекомендации по под­держке самодеятельных сюжетных игр детей. В частности, сохраня­ется связь содержания обучающих занятий с опытом детей, получен­ным в разных видах самостоятельной деятельности.

Сохраняя специфику самодеятельной игры, оберегая право детей играть «во что хочется», быть в игре «кем хочется», право выбирать партнера, педагог стремится обеспечить условия для осуществления разнообразных игровых интересов и создать определенную эмоцио­нальную атмосферу.

Особое внимание педагог обращает на взаимодействие детей, свя­занное с ролями и партнерскими взаимоотношениями. Педагогичес­кая поддержка направлена на расширение диапазона ролей, развитие умения детей 4—5 лет строить свое поведение в соответствии с раз­ными ролевыми позициями партнеров по игре. Это необходимо для сохранения совместной самодеятельной игры.

Реализация предлагаемого системного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей будет способствовать сохранению са­моценности дошкольного детства и формированию таких основных


физиологических и психических функций, которые обеспечат ус­пешность перехода детей на дальнейшую ступень развития.

Авторы выражают благодарность коллективам дошкольных уч­реждений №№ 176, 1365, 2709 «Совенок», 2339 города Москвы за внесенные предложения, возникшие в процессе апробации данного пособия.

Книга написана коллективом авторов — сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, среди которых доктора и кандидаты педагогических и психологических наук.

Предисловие — Парамонова Л.А.

Планирование — Васюкова Н.Е., Кондратьева Н.Л., Рубан Т.Г.

Развитие речи — Арушанова А.Г., Рычагова Е.С.

Познание окружающего мира — Протасова Е.Ю., Родина Н.М.

Природа — Рыжова Н.А.

Развитие математических представлений — Тарунтаева Т.В.

Конструирование — Парамонова Л.А., Урадовских Г.В.

Художественная литература — Васюкова Н.Е.

Изобразительная деятельность — Лыкова И.А.

Игра — Волкова Е.М., Иванкова РА.

Авторский коллектив желает вам творческих успехов в работе!


I КВАРТАЛ

СЕНТЯБРЬ. 1 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Начало нового учебного года. Дети возвращаются в группу после летнего отдыха. Воспитатель будет постепенно вводить их в режим детского сада, познакомит с новыми детьми, научит вежливо здороваться и прощаться. Образо­вательная работа будет строиться на впечатлениях детей от летнего отдыха. Педагог будет побуждать детей высказываться на темы из личного опыта, вовлекать их в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Детям прочитают сказку В. Сутеева «Капризная кош­ка», сюжет которой станет основой для дальнейшей работы на за­нятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Дети построят для капризной кошки дорожки, забор и ворота разными способами, создадут красивую клумбу с цветами и жуками. При этом воспитатель начнет обучать детей владению ножницами при надре­зании края круга бахромой, вновь покажет способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Представления детей о разных цве­тах и насекомых будут обогащаться при рассматривании их на учас­тке детского сада. Детей будут привлекать к уходу за обитателями уголка природы.

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Вот и лето прошло». 2. Физкультура № 1.1. Восстановление уме­ния строиться в колонну по одному, пол­зать на четвереньках по прямой. Развитие быстроты: подвижные игры «Ловишки», «Кто быстрее до флажка» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Ловишки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Сутеева «Капризная кош­ка».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  1осле завтрака .. Конструирование из строительного ма­териала. «На даче у Капризной кошки». 2. Музыка № 1.1. Слушание музыки: Р. Ле­денев «Лес шумит», «Лесная тропинка», го­лоса кукушки, лесных птиц в аудиозаписи; «Кукушечка» (рус. нар. песня в обр. И. Ар-сеева). Музыкальное движение: «Игра с погремушками» (А. Жилин, «Экоссез»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Ловиш­ки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа В. Зотова «Дятел».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр. Упражнение в надрезании бумаги ножни­цами «Птенчики проголодались».
После завтрака 1. Аппликация. «Цветы на даче». 2. Природа. «Наши цветы».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Пройди — не задень», «Подбрось — пой­май», «Найди свое место». Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Н. Абрамцевой «Как кошка на дачу собиралась».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей. Рассматривание иллюстраций с изображе­ниями разных жуков (предварительная ра­бота к занятию по лепке).
После завтрака 1. Лепка. «Жуки на клумбе». 2. Музыка № 1.2. Слушание музыки: Р. Леденев «Лес шумит», «Лесная тро­пинка», В. Кикта «Дятел», «Кукушечка» (рус. нар. песня в обр. И. Арсеева). Пение распевка «зов кукушки» от разных звуков «Кукушечка» (рус. нар. песня в обр. И. Ар­сеева). Игра на детских музыкальных инс­трументах: В. Кикта «Дятел». Музыкальное движение: «Игра с погремушками» (А. Жи­лин «Экоссез»).

 

День недели
Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

Прогулка

Наблюдения в природе.

Подвижные игры: «Подбрось — поймай».

Игры по инициативе детей.

После сна

Чтение «Сказки о невоспитанном мышон­ке» С. Прокофьевой из цикла «Машины сказки».

Вечер
5 день

Игры по инициативе детей.

Утро

Игры по инициативе детей.

После завтрака

1. Познание окружающего мира. «Здоро­
ваться — прощаться».

2. Физкультура №1.2. Восстановление уме­
ния ходить в колонне по одному по кругу,
сохраняя равнение; прыгать на месте на
двух ногах с продвижением вперед. Разви­
тие выносливости: медленный бег в под­
готовительной и заключительной частях
занятия до 30 сек.

Прогулка

Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кто быстрее до флаж­ка», «Пройди и не задень». Игры по инициативе детей.

После сна

Чтение по выбору педагога или желанию детей.

Вечер

Игры по инициативе детей. Знакомство с работой помощника воспи­тателя в группе.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель спрашивает, кто из детей помнит, что растет на участке детского сада. Затем предлагает детям пройтись по территории и посмотреть, как она выглядит сегодня. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на птиц, на первые желтые листья, на яркие плоды деревьев и кустарников. Дети подходят к клумбе или альпийской горке. Воспитатель пред­лагает найти самые красивые растения и рассмотреть их, присесть, потрогать руками лепестки, листья, стебли, найти самый шершавый и самый гладкий лист, самый большой и самый маленький, назвать, какого цвета цветки у растений, понюхать их, сказать, какой цветок нравится. Дети выясняют, есть ли на клумбе насекомые (пчелы, ба­бочки, муравьи). Если в северных районах их уже нет, воспитатель рассказывает, что на клумбе остались уже последние растения, ко-


торые могут цвести даже тогда, когда очень холодно, но скоро и они увянут. В южных районах воспитатель подчеркивает, что еще пока тепло, многие растения цветут, приятно пахнут. К ним прилетают пчелы, бабочки, шмели.

Воспитатель спрашивает детей, какие грибы они уже знают, в чьих семьях собирают грибы. Затем ведет детей к дереву, на котором есть грибы-трутовики, показывает их, рассказывает, что эти необычные несъедобные грибы растут на старых деревьях, пнях. Дети могут их потрогать, погладить сверху и снизу, чтобы понять, чем отличается поверхность в этих местах. Из таких грибов можно делать различные поделки.

Если на участке детского сада или в близлежащем парке, лесопар­ке есть другие разновидности грибов (например, на полянке, на пне), воспитатель знакомит с ними детей. При этом необходимо помнить о правилах безопасности, не следует трогать грибы, срывать их. Вос­питатель рассказывает, что не случайно некоторые грибы селятся на пнях. Они его разрушают, и со временем пень превращается в труху, а его мелкие кусочки становятся частью земли — почвы.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель предлагает детям поздороваться с обитателями уголка природы (подойти к морской свинке, осторожно ее погладить по же­ланию, что-нибудь сказать), самостоятельно понаблюдать за ними, при необходимости покормить (например, рыбок).

Формирование игровых умений и поддержка самодеятельной сюжет-но-ролевой игры. Если в младшей возрастной группе у детей форми­ровались игровые умения, позволяющие выполнять ряд взаимосвя­занных игровых действий и относить их к какому-либо лицу (мама, врач, водитель и пр.), то в средней группе дети продолжают овладе­вать способами ролевого взаимодействия. Задача педагога состоит в том, чтобы организовать игру (особое внимание обращая на ролевое поведение, ориентированное сначала на партнера-взрослого, а затем и на партнера-сверстника), сформировать у детей умение изменять ролевое поведение в рамках одного сюжета в соответствии с разными ролями партнеров.

Особенность построения образовательной работы с детьми в этом году — наличие определенного игрового персонажа. Общение с ним как с партнером на протяжении нескольких дней может задавать ос­нову игровой деятельности. Привлекательный персонаж вызывает у детей желание общаться, вступать во взаимодействие, помогает уви­деть в самом герое партнера по игре. Он позволяет обобщить опыт, полученный в разных видах деятельности, и использовать его в об­щем сюжете.

Персонаж этой недели — капризная кошка из сказки В. Сутеева (мягкая игрушка). Она всю неделю находится в группе, принимает участие в занятиях и играх, от ее имени педагог может задавать де-


тям вопросы или просить что-то объяснить. Ее участие в занятии по конструированию — уже образец игрового сюжета. Вне занятий кош­ка может быть участником-партнером в любом сюжете, персонажем в игре-драматизации с целью усложнения сюжетной линии игры.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Вот и лето прошло»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Побуждать высказываться на темы из лично­го опыта. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Обогащать словарь детей точными глаголами. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Веревочки, лента, тазики с водой, бумажные лодочки (по 1 на каждую пару детей).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Вот и кончилось лето. Оно принесло много радости. Поделитесь с нами, расскажите, где вы были, что де­лали летом». Выслушивает всех желающих.

Затем педагог продолжает: «Дети летом много гуляли, резвились, купались в речке. Вот у нас тут как будто речка. (Раскладывает на полу веревочки — «берега».) Речка льется, песенку поет: «с-с-с». А рядом ручеек по камешкам бежит: «сь-сь-сь». (Выкладывает лентой «ручеек».) Давайте потянем песенку речки: «с-с-с». А теперь споем песенку ручейка: «сь-сь-сь». (Произносят хором все вместе).

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали в реке, на берегу реки. Выслушивает желающих. Спрашивает, что еще можно делать на реке.

Воспитатель обобщает и расширяет ответы детей, интонацией не­завершенности побуждает их вступить в диалог: «В реке можно пла­вать, нырять, плескаться, играть с мячом, брызгаться, кататься на... (лодке), пускать в воду...(кораблики). На берегу реки можно ловить... (рыбу, раков), варить...(уху), собирать...(ракушки, камешки) и бро­сать их в...(воду), загорать, играть в...(волейбол, футбол), строить из песка... (замки, кораблики и пр.)».

Воспитатель предлагает детям загадать друг другу загадки о том, что можно делать в реке или на берегу, не называя действие, а по­казывая его выразительными движениями. (Для примера изображает игру в мяч.) Действия загадывают все желающие дети. Педагог под­сказывает на ушко какое-либо действие, если дети не смогут приду­мать его сами.

Далее воспитатель просит детей вспомнить, в какие игры они любят играть в детском саду. Выслушивает свободные высказывания детей.


«А еще, — говорит педагог, — можно играть в слова и со словами. Послушайте веселый стишок — игру слов:

Кот на дырочке летел, Заяц крылышками пел, Стрекоза варила мех, А на крыше падал смех!1

Воспитатель спрашивает детей о том, что в этом стихотворении им показалось смешным и почему. Выслушивает свободные высказыва­ния детей. И предлагает детям поиграть словами, смешно рассказать о том, чего не бывает. Например, «кот варил компот». (Выслушивает желающих детей.)

В заключение педагог предлагает детям еще одну веселую игру. На столах выставляют 3 тазика с водой. В воду пускают бумажные лодочки. «Это как будто речка, — говорит воспитатель, — и по ней плывут лодочки. Ветер их подгоняет. А ветром будете вы. Надо раз­биться на пары и по очереди гнать лодочки навстречу друг другу, дуя на них». (Воспитатель помогает детям разбиться на пары и соб­людать очередность. Следит, чтобы дети дули губами, не надувая щеки.)

Занятие переходит в свободную игровую деятельность.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«На даче у Капризной кошки»

Задачи. Закреплять названия деталей строительного материала (кирпичик, кубик, пластина) и представления об их устойчивости; умение изменять дорожки, ворота и заборчики в длину и ширину двумя способами — пристраивая дополнительные детали той же ве­личины или заменяя их такими же, но большими по величине (более крупными). Формировать пространственные представления: корот­кий - длинный, низкий - высокий, узкий - широкий.

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала — кирпичики, кубики и пластины разного цвета; домик (из кубика и призмы) на дачном участке — большом листе зелено­го картона или плотной бумаги прямоугольной формы; игрушечная кошка.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель пригла­шает детей расположиться на ковре, рядом с деталями строительного материала, и демонстрирует им зависимость устойчивости кирпи-

1 Липатова Е. «Выворот - нашиворот» // Самые веселые: Сборник стихотворе­ний. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С. 7.


чиков от их расположения. Она ставит кирпичики вертикально друг за другом на узкую короткую сторону и подталкивает первый кир­пичик — все кирпичики медленно падают друг на друга. Предлагает детям взять несколько кирпичиков и сделать то же самое.

Воспитатель показывает детям мягкую игрушку — кошку и напо­минает им о том, что вчера они читали историю о Капризной кошке. Показывает домик, построенный заранее из строительного материа­ла, и говорит: «Это — дачный домик Капризной кошки. Она хочет гу­лять рядом с дачей по ровной дорожке. Давайте все вместе построим для нее дорожку». Воспитатель начинает конструирование дорожки рядом с домиком. Он предлагает детям не только подавать кирпичи­ки, но и самим укладывать их, плотно соединяя короткой стороной.

Далее дети прогуливают кошку по дорожке. Сначала кошке нра­вится гулять по дорожке, затем она начинает «капризничать», гово­рит, что дети построили ей короткую дорожку, а она хочет гулять по длинной дорожке. Воспитатель предлагает подумать, как сделать из короткой дорожки длинную. Она выслушивает ответы детей, делает вывод, что удлинить дорожку можно двумя способами: во-первых, можно к короткой дорожке добавить много таких же кирпичиков (деталей той же величины), а во-вторых, использовать большие по величине детали — пластины, и строить дорожку из них. Дети удли­няют дорожку, используя пластины, и предлагают Капризной кошке пройти по ней. Но она опять недовольна и просит построить ей дру­гую дорожку — широкую. Конструирование широкой дороги органи­зуется точно так же, как и конструирование длинной дорожки: снача­ла кирпичики располагаются поперек дорожки, затем используются пластины, которые делают дорожку шире (см. рис.).

Далее воспитатель предлагает детям построить забор с воротами вок­руг дачи. Обсудив место расположения ворот, высоту забора и детали, из которых будут построены данные конструкции, дети приступают к

 

 


работе, ориентируясь на форму дачного участка — обстраивают кирпи­чиками лист плотной зеленой бумаги, обозначающий дачный участок. Построив забор и ворота, дети приглашают Капризную кошку полюбо­ваться ими. Но она, как всегда, капризничает и просит построить дру­гие ворота, не узкие, а широкие. Дети обсуждают, как узкие ворота пре­вратить в широкие (а низкие и широкие — в высокие и широкие). Для придания воротам устойчивости воспитатель советует детям укрепить опоры внизу с внешней стороны кирпичиками или призмами (см. рис.). В процессе работы воспитатель предлагает детям использовать оба способа изменения конструкции в высоту и ширину: пристра­ивание дополнительных таких же деталей или замена их большими по величине (крупными) деталями. В конце занятия дети любуются замечательным забором и воротами, а Капризная кошка благодарит детей.

АППЛИКАЦИЯ «Цветы на даче»

Задачи. Учить детей создавать цветок из 2—3 бумажных форм, кра­сиво сочетая их по цвету (оттенкам), форме и величине. Показать приемы оформления цветка: край надрезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеить меньшую форму на большую, нано­ся клей на середину цветка-основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны.

Предварительная работа. Рассматривание цветов на прогулке. Подготовка круглой или овальной «клумбы» из картона или плот­ной бумаги зеленого цвета (воспитатель вырезает клумбу, дети по краю «выкладывают» бордюр из «камешков» — комочков из рваной фактурной бумаги). Упражнение в надрезании бумаги ножницами «Птенчики проголодались».

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, готовые бу­мажные формы — круги разной величины и расцветки, зеленые листи­ки; ножницы, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки. Для фона — круглая или овальная «клумба», вырезанная воспитателем из картона или плотной бумаги зеленого цве­та и по краю оформленная детьми (бордюр из бумажных «камешков»).

Содержание образовательной деятельности. В начале занятия вос­питатель напоминает детям фрагмент из рассказа Владимира Сутеева «Капризная кошка» о том, как девочка нарисовала для кошки клумбу с цветами. Затем предлагает всем вместе сделать красивую цветочную клумбу, чтобы порадовать кошку. Показывает, как получается пыш­ный полихромный (многоцветный) цветок — 2-3 вырезанные формы


наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький — наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы полу­чилась объемная форма. Цветы станут еще более пышными, если по краю сделать бахрому — небольшие надрезы, будто это много-много лепестков.

Педагог берет бумажный круг, одной рукой держит его и плав­но поворачивает, в другой руке держит ножницы и делает неглубо­кие надрезы по всей окружности — от края к середине, словно лучи солнышка. Убедившись, что дети поняли пояснение, предлагает им выбрать по два-три бумажных круга разного размера, сделать на них лепестки (надрезы) и склеить серединками, чтобы получился краси­вый яркий цветок. Педагог напоминает, что для каждого цветка нуж­но подобрать красивое сочетание цветов (например: синий и белый; малиновый и розовый; красный, оранжевый и желтый).

Дети выбирают бумажные заготовки и оформляют цветы. Педа­гог оказывает индивидуальную помощь, напоминает, как нужно де­ржать ножницы, поддерживает попытки детей и поощряет их. Дети делают надрезы на бумажных кругах, склеивают их серединками и расправляют (распушают) лепестки. Воспитатель предлагает детям перенести цветы на большую клумбу, разместить и наклеить так, чтобы было красиво. Эту часть занятия можно перенести на вторую половину дня в самостоятельную художественную деятельность. На усмотрение педагога можно создать из цветов орнаментальную ком­позицию (например, в центре крупные цветы, а по краю мелкие или цветовыми кольцами: в центре красные цветы, затем кольцо из жел­тых цветов, за ним кольцо из оранжевых цветов и т. д.).

 

Последующая работа. Завершение оформления цветочных клумб в самостоятельной художественной деятельности. Рассматривание цветочной клумбы вместе с «Капризной кошкой».


ПРИРОДА «Наши цветы»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клум­бе. Дать представление о строении цветка (стебель, листья, середин­ка, лепестки). Развивать внимание при рассматривании цветов, учить находить сходство и различия.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, квадратики бумаги разного цвета (желтого, синего, розового, зеленого и т. д.), фотогра­фии весенней клумбы и весенних цветов.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выводит детей на территорию детского сада и говорит, что сегодня они от­правятся в гости к цветам, и спрашивает, кто из них знает место, где можно найти много-много разных цветов, и как это место называ­ется. Дети подходят к клумбе. Воспитатель предлагает вспомнить,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...