Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.




Конструирование из природного материала. Педагог вместе с де­тьми готовится к сбору природного материала (заранее подбираются пакеты и коробочки разной величины), напоминает им, что собирать природный материал нужно с соблюдением правил бережного отно­шения к природе (не ломать ветки, собирать сухие). Учит детей рас­сматривать собранный природный материал, анализировать его как основу будущей поделки. Помогает им осваивать основные приемы построения образа способом «опредмечивания» (достраивание, из­менение пространственного расположения). Развивает у детей вооб­ражение и желание использовать природный материал для изготов­ления интересных поделок.

Организуя рассматривание природного материала, воспитатель обращает внимание детей на его особенности. Задает вопросы: «На что это похоже? А если посмотреть сверху? А если перевернуть ко­рень? А теперь?» Воспитатель побуждает детей к высказываниям и желанию обсуждать возможные варианты «достраивания» образа. Воспитатель поощряет детей, когда они объединяют свои поделки единым сюжетом.

 

Воспитатель организует рассматривание природного материала по подгруппам. Используются приготовленные заранее корни, вет­ки, сучки разной формы, очень похожие на что-то конкретное. Он учит «видеть» в каждом элементе природного материала всевозмож­ные образы.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Хлеб да каша»

Задачи. Познакомить детей со значением хлеба в жизни человека, с названиями и использованием различных зерен, воспитывать бе­режное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Предварительная работа. Составление «коллекции» из разных круп — гречневой, рисовой, перловой, ячневой, овсяной, пшенной, кукурузной, манной и др.

Материалы, инструменты, оборудование. Образцы разных круп (гречневой, продельной, рисовой, перловой, ячневой, овсяной, пшенной, кукурузной, манной), мука. Несколько колосков пшени­цы, ржи и овса или их изображения на картинках. Картинки (фото­графии) разных хлебобулочных изделий, о которых говорится в сти­хотворении Ю. Кушака.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спра­шивает у детей, какие каши они знают, какие пробовали сами. Спрашивает детей, из чего делают каши, видел ли кто-нибудь из них, как мама или бабушка варят кашу (наливают в кастрюлю не­много воды или молока, высыпают крупу, добавляют соль, сахар и варят, пока крупа не станет мягкой).

Предлагает детям внимательно рассмотреть составленную ими «коллекцию» разных круп и вместе с детьми называет их. Рассказы­вает, что крупы состоят из зернышек. Некоторые зернышки люди используют целиком — из них варят каши: гречневую, перловую, ри­совую и пшенную. Ячневая, продельная и кукурузная каши готовятся из зернышек, размолотых на кусочки. И почти все зернышки — пше­ницы, ржи, гречихи, кукурузы и риса — размалывают очень мелко и делают из них муку. Самая известная мука — пшеничная. Из нее пе­кут белый хлеб, пироги, блины и торты, делают макароны, а из ржа­ной муки — черный хлеб.

Педагог рассказывает детям о том, как из зернышек на мельни­це делают муку. При возможности показывает детям, как в электри­ческой кофемолке можно сделать муку (например, из гречневой или перловой крупы).

Воспитатель спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них, как из муки пекут пироги, говорит детям, что они скоро отправятся на кухню детского сада и смогут увидеть, как повар печет пироги или ватрушки.

Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение «На ба­заре спозаранок» (автор — Юрий Кушак). Во время чтения стихотво­рения педагог показывает детям соответствующие изображения.


На базаре спозаранок Накупил баран баранок: Для барашков, для овечек ДЕСЯТЬ маковых колечек, ДЕВЯТЬ сушек, ВОСЕМЬ плюшек, СЕМЬ лепешек, ШЕСТЬ ватрушек, ПЯТЬ коржей, ЧЕТЫРЕ пышки, ТРИ пирожных, ДВЕ коврижки и ОДИН калач купил — Про себя не позабыл! А для женушки — Подсолнушки1.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей, за­помнили ли они, что купил баран на базаре, что еще вкусное можно приготовить из муки (блинчики, печенье, пирожки и т. д.).

Педагог показывает детям колоски пшеницы, ржи и овса или их изображения, называет их. Вместе с детьми находит в колосках зер­нышки. Просит детей показать, из каких зернышек делают белый хлеб, черный хлеб, варят овсяную кашу.

Затем воспитатель предлагает детям послушать литовскую народ­ную сказку, которая называется «Как волк вздумал хлеб печь».

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк облизнулсявкусный был хлеб. Говорит волк че­ловеку:

Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

Ладно,согласился человек и начал учить волка. Сперва надо
вспахать землю...

А когда вспашешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо рожь посеять.

А когда посеешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо подождать пока она вырастет.

А когда вырастет, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее убрать.

А когда уберешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо ее смолотить.

А когда смолотишь, можно уж есть?

Еще нет. Надо испечь хлеб.

~ А когда испечешь, можно уж есть?

Можно.

Кушак Ю. Покупал баран баранки. Стихи. — М.: Детская литература, 1992. С. 3.


 




Подумал волк, подумал и говорит:

Лучше уж не будуя печь хлеб, коли так долго ждать. Какдосихпор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь1.

Воспитатель вспоминает с детьми, как много нужно потрудиться прежде, чем получится хлеб. Рассказывает, что к хлебу у нас всегда относились очень уважительно, хлеб был главным на столе, поэтому раньше говорили так: «хлеб всему голова». Педагог напоминает детям, что хлеб нельзя выбрасывать, остатки хлеба можно отдать птицам.

Последующая работа. В течение нескольких дней во время завтра­ка воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами угадать, какую именно кашу они пробуют. В вечернее время вместе с детьми педагог может выкладывать узоры из зернышек разных круп. Педагог может прочитать детям стихотворение О. Дриза «Как все радовались, когда меня впервые послали за хлебом»2.

Проводится экскурсия на кухню детского сада — дети наблюдают за тем, как повар делает пирожки или ватрушки.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Оладушки с печи горячи»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать высказы­ваться на темы из личного опыта. Участвовать в инсценировке. Обо­гащать словарь прилагательными. Сопровождать слова выразитель­ными условными движениями. Развивать речевое дыхание, дикцию.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображени­ем колоса. Корзина, в ней на салфетке разнообразные хлебобулоч­ные изделия (батон, бублик, буханка, сушка, рогалик, булка, пряник, коржик и т. п.). Поднос. Изделия из соленого теста: ватрушка, плюш­ка, коржик, торт. Прозрачный сосуд.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Сначала он в поле большом колосится, Потом он в амбаре крестьянском хранится. Затем он в пекарне печется И мягким, душистым на стол подается.

(Хлеб)3

1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­
гогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория,
2007. С. 410.

2 ДризО. Как сделать утро волшебным. — М.: Малыш, 1984. СП.

3 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С.46.


Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением, ибо настоящий хлебный колос. Поясняет, что колосья тоже называ­ют хлебом. Из них делают муку и выпекают хлеб.

Воспитатель достает корзину с хлебобулочными изделиями, кото-пые лежат на салфетке и перекладывает их на поднос. Дети рассмат­ривают и называют их. (Батон, бублик, коржик, сушка, рогалик, бул­ка, пряник и т. п.)

Педагог спрашивает детей, любят ли они хлеб? Что любят больше всего? Выслушивает высказывания детей из личного опыта. Интересу­ется какие слова можно сказать про хлеб? Какой он? (Хороший, све­жий, теплый, душистый, ароматный, мягкий, вкусный.) Воспитатель проходит около детей, дает понюхать печенье («ароматное», «душис­тое»), потрогать батон («мягкий»). Обобщает и дополняет ответы детей.

Далее детям читают выборочно отрывки из сказки «Живот-живо-ток». По ходу чтения кладут в прозрачный сосуд изделия из соленого теста (ватрушку, плюшку, коржик, торт).

Вот — Живот-животок, Он не низок, не высок, Он не узок, не широк — Расчудесный такой Живот Средних размеров.

Пробегала мимо Пышка-Ватрушка, Увидела Живот и спрашивает: Это чей тут Животик-живот? Кто-кто в невысоком живет?

Никто ей не отвечает.

Обрадовалась Пышка и стала в Животе жить.

Пришла Плюшка-Пампушка, Увидела Живот и спрашивает: Это чей тут Животик-живот? Кто-кто в невысоком живет?

А из Живота отвечают:

—Я, Пышка-Ватрушка,
А ты кто?

—Ая — Плюшка-Пампушка.

— Иди ко мне жить.

И стали они жить вместе.

Тут прибежал коржик:

— Это чей тут Животик-живот?
Кто-кто в невысоком живет?

— Я, Пышка-Ватрушка.

— Я, Плюшка-Пампушка,
А ты кто?

— Ая Коржик-Без-Рук-Без-Ножек!


— Иди к нам жить!

И стали они жить втроем...

Тут появился здоровенный Торт и спрашивает:

—Это чей тут Животик-живот?
Кто-кто в невысоком живет?

—Я, Пышка-Ватрушка.

—Я, Плюшка-Пампушка,

—Я, Коржик-Без-Рук-Без-Ножек.
А ты кто?

—А я — Торт-Торчище-Слоеный-Бочище!
Свободного местечка не найдется?

—Нету! Нету! — закричали все.

Но Торт-Тортище упрямо полез в Живот: Лез, лез, лез, лез...

—ОЙ, БАБУШКА! — закричал испуганный Живот. —
Я СЕЙЧАС ЛОПНУ..

—КУШАЙ, КУШАЙ, ДЕТОЧКА! СКОРО
И БЛИНЧИКИ ПОДОСПЕЮТ!'

После чтения воспитатель спрашивает детей:

— Понравилась ли вам сказка?

— О чем бы вы хотели услышать еще раз: о ватрушке, о торте, о
плюшке? (Зачитывает отрывки.)

— Кто хочет поиграть в эту сказку?

Дети по желанию выходят к столу. Берут заинтересовавший их предмет и самостоятельно импровизируют. Воспитатель дает детям возможность проявить творчество. Если ребенок действует молча, вос­питатель подсказывает начало фраз. Выслушивают троих желающих.

Далее дети встают в круг. Медленно идут по кругу и читают слова считалки. На слова «Хруст—хруст...» останавливаются, хлопают в ла­доши, грозят пальцем.

Раз — два — три — четыре — пять

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают —

В прятки с пряником играют:

— Хруст—хруст...

Ай-яй-яй!

По столу растекся чай!2

Читают считалку три раза. Садятся на места.

1 Усачев А. Мы играли в паповоз. — М.: РИО «Самовар», 2000. С. 72.

2 Ясное М. Когда я стану школьником. — Ярославль: Академия развития, Академия
Холдинг, 2001. С. 11.


Организуется игра с символическими условными действиями. Воспитатель говорит:

— Сейчас мы как будто будем печь оладушки. Сначала помоем тщательно руки. Положим в миску ложкой муку, сахар, соль. (Выра­зительные движения.) Нальем в муку кефир. Замесим ложкой тесто. Ставим на плиту сковородку. Ждем, чтобы она нагрелась. Наливаем масло. Выкладываем в горячее масло тесто ложечкой. Переворачи­ваем оладушки. Хороши оладушки! Горячи! Подуем на них: ф-у-у-у. (Игра повторяется 3 раза.)

Рассказ и действия воспитателя сопровождаются выразительны­ми движениями детей. Дети угощают друг друга оладушками (услов­ные действия).

В завершение воспитатель читает стихотворение «Оладушки»:

Если утром бабушка Напекла оладушков,

Не спеши, как бегемот, Запихнуть оладьи в рот:

Ведь оладушки с печи Го-ря-чи...1

В обеденное время воспитатель угощает детей изделиями из хлеба.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №3

Задачи. Учить детей определять величину предметов: длинный — короткий, длиннее — короче. Показать относительность величины предметов. Учить конструировать различные предметы из имеющих­ся геометрических фигур.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, или фланелеграф, или магнитная доска. Три полоски картона или плотной бумаги разного цвета: ширина каждой полоски — 6 см, длина — 35 см, 32 см, 29 см. Изображение домика на квадратном листе бумаги или картона (см. второе занятие).

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: квадрат со сто­роной 6 см, треугольник равнобедренный с основанием 6 см и сторо­нами по 5 см, круг диаметром 4 см.

Содержание образовательной деятельности. Дети сидят за столами. Воспитатель ставит в наборное полотно или лучше на проведенную

Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 37.


горизонтально линию на магнитной доске две полоски картона, зеле­ную и желтую, вертикально вплотную друг к другу (см. рисунок).

Воспитатель приглашает детей на воображаемую прогулку в парк или сад. Она просит их посмотреть на доску и представить, что перед ними в саду две дорожки — показывает на полоски картона. Спраши­вает, почему одна дорожка зеленая, а другая желтая. (На одной растет травка, другая посыпана песком.) Затем предлагает детям выбрать для прогулки длинную дорожку. Выслушивает ответы детей. Выбира­ют зеленую дорожку с травкой.

Воспитатель подходит к зеленой дорожке, ставит указательный и средний пальцы на горизонтальную линию. Предлагает детям встать. Воспитатель «идет» пальцами по зеленой дорожке медленно, чтобы у детей создалось впечатление длинного пути. Дети идут на месте в таком же темпе, высоко поднимая ноги.

Теперь воспитатель приглашает детей пройтись по короткой до­рожке, уточняя, какая она по цвету. (Желтая, с песочком.)

Дети встают и идут на месте, высоко поднимая ноги, а воспита­тель, перебирая пальцами, движется вверх по дорожке немного быс­трее, чем в первый раз.

Затем дети садятся на стульчики. Воспитатель еще раз спрашивает детей, какая дорожка оказалась длиннее, а какая — короче. Выслу­шав ответы, заключает, что желтая дорожка короткая.

Дальше воспитатель рассказывает, что прошло лето и осень, на­ступила зима, и начал падать снежок, исчезла зеленая, длинная до­рожка. (Убирает ее).

Появилась белая дорожка. (Ставит на доску рядом с желтой белую полоску).

Воспитатель просит посмотреть на дорожки и сказать, какая из них теперь короче. (Белая.)

А что стало с желтой песочной дорожкой? Рядом с белой снежной дорожкой, желтая оказалась длиннее. Воспитатель делает удивленное лицо и предлагает «пробежаться» по снежной дорожке.

Дети поднимаются с места, и, пока воспитатель быстро «пробега­ет» пальцами по белой «дорожке», дети также быстро бегут на месте.

Воспитатель убирает с доски полоски картона и просит детей сесть за столы. На столах у каждого ребенка три геометрических фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель вывешивает на доску лист с домиком, который был на предыдущем занятии. Предлагает двоим детям выйти к доске и просит их показать поочередно круг, квадрат и треугольник. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не просто пока­зали рукой на фигуру, а обвели бы ее: многоугольники по сторонам, круг по окружности.

Затем воспитатель просит детей сделать такой же домик из квад­рата, треугольника, круга, которые лежат у них на столах.

Дети приступают к работе. На доске по-прежнему находится кар­тон с домиком и дети могут скопировать изображение.


После того как все дети сделали домики, воспитатель предлагает сравнить свои работы с работами других детей и придумать для

иого эти домики (для гномиков или для птичек, которые останутся

зимовать, и мы будем их подкармливать и т.п.)

РИСОВАНИЕ

«Храбрый петушок»

Задачи. Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, кра­сиво сочетая разные формы и цвета. Совершенствовать технику вла­дения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство цве­та и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Предварительная работа. Лепка петушка по мотивам филимоновс-кой игрушки из глины, соленого теста, пластилина (по выбору).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги большого формата A3 белого, светло-желтого, светло-зеленого или голубого цвета; гуашевые краски, кисти круглые, банки с водой, салфетки бу­мажные и матерчатые, подставки под кисти, игрушка-петушок.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»:

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом крас­ная бородка. Носу Пети долотцом, хвосту Пети колесцом; на хвосте узо­ры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Черненькие-бе­ленькие! Собирайтесь с цыплятами, с малыми ребятами: я вам зернышко припас!» Курочки с цыплятками собрались, раскудахтались; зернышком не поделилисьпередралися. Петя-петушок беспорядков не любитсейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!» '

Педагог показывает несколько разных изображений петушка (от реалистичного до сказочного) и вспоминает с детьми внешний вид и «характер» петушка.

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать петушка — краси­вого, нарядного, задиристого и, вместе с тем, заботливого. Советует выбрать бумагу по своему желанию:

' Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д.Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 549.


— голубую, если петушок будет сидеть на заборе или плетне;

— светло-желтую или светло-зеленую, если петушок собирается
ходить по двору в поисках зернышек и червяков;

— темную, если петушок будет спать или проснется на рассвете и
будет петь свою утреннюю песню.

Педагог показывает и поясняет обобщенный способ создания об­раза петушка:

— рисуем посередине листа бумаги «огурчик» (или овал) — это ту­
ловище петушка;

— стараемся разместить «огурчик» (овал) наклонно;

— сверху рисуем небольшой круг (или овал) — это голова петушка;

— изображаем красивый разноцветный хвост петушка, проводим
дуги разного цвета хвост похож на радугу;

— берем кисть с более узким ворсом (№ 2 или 3) — рисуем гребень
и бородку приемом «примакивание»; гребень похож на корону;

— у петушка тонкие длинные ноги — рисуем их цветным каранда­
шом или фломастером.

Педагог может усложнить задачу создания выразительного образа петушка: обращает на многоцветный, пышный, роскошный хвост и показывает отдельные приемы его изображения:

— из отдельных дуг (полос, лент) разного цвета (реалистичная
трактовка);

— цельный, но разделенный на части внутри общего силуэта; в
форме круга, полукруга, цветка или солнца (в декоративной трактов­
ке образа).

Дети выбирают материалы и начинают рисовать. Педагог напо­минает, что петушок храбрый, спрашивает, как можно передать его характер, и поддерживает поиски средств выразительности (пышный хвост, высокий гребень, высоко поднятая голова).

В конце занятия проводится общая выставка «Храбрый петушок».


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Петушок и бобовое зернышко»

Русская народная сказка

Задачи. Поддерживать интерес и эмоциональное восприятие рус­ских народных сказок. Приучать внимательно слушать, понимать главную мысль сказки, оценивать характеры героев, отвечать на про­стые вопросы по сюжету сказки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям удобно расположиться вокруг нее и послушать русскую народ­ную сказку «Петушок и бобовое зернышко» о торопливом петушке. Интересуется, знают ли дети, что означает слово «торопливый» — это какой? (Тот, кто все время спешит, торопится сделать все побыстрее.)

Педагог читает сказку выразительно, не торопясь, демонстрируя детям иллюстрации по ходу чтения. После чтения беседует с детьми по содержанию сказки. Дети высказываются свободно, по желанию, в этом возрасте их ответы часто короткие. Примерные вопросы для беседы:

—Про кого рассказывалось в сказке?

—Какая беда приключилась однажды с петушком?

—Кто выручал Петушка из беды?

—К кому обратилась курочка за помощью? (воспитатель вместе с
детьми последовательно вспоминает всех героев).

Воспитатель поясняет детям, что кузнец — это человек, который делает разные инструменты из металла. Он может сделать косу, ко­торой косят траву. (Можно показать картинку с изображением косы или косарей «Заюшкина избушка», на которой изображен петушок, несущий косу на плече.)

—Зачем хозяину понадобилась коса?

—Почему хозяйка велела курочке принести травы?

—Для чего понадобилось молоко?

—Как курочка помогла петушку?

—Какими словами мы можем сказать о ней, какая она? (Добрая,
заботливая, внимательная и пр.) А можно ли сказать, что курочка то­
ропливая? Почему?

Далее воспитатель предлагает детям не только послушать сказку еще раз, но и поиграть в нее. Вносятся фигурки плоскостного театра или куклы и игрушки, наряженные в героев сказки. Педагог может предложить детям помочь ей двигать фигурки в процессе рассказыва­ния сказки (или делает это сама). Таким образом, дети слушают сказ­ку повторно. Воспитатель, озвучивая реплики героев, приглашает к этому и детей, стимулируя их таким образом к произнесению фраг­ментов текста с разной интонацией, выразительно.

В конце занятия игрушки остаются в игровом уголке, где воспи­татель заранее готовит некоторые декорации, например, зеленый лу-


 




жок, домик, плетень. Эта наглядная ситуация будет стимулировать детей использовать эти игрушки в свободной игре, самостоятельно повторяя эпизоды сказки. Также эту игровую ситуацию педагог мо­жет использовать для индивидуальной работы с отдельными детьми по развитию связной речи.

ЛЕПКА «Петушок и курочка»

Задачи. Учить детей создавать выразительные образы петушка и курочки пластическим способом (из единого куска). Развивать мел­кую моторику рук, способности к формообразованию, композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа. Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имею­щим свою специфику и образную выразительность (рассматривание, обследование, сравнение).

Материалы, инструменты и оборудование. Филимоновские игруш­ки (курочка и петушок), поворотный диск для демонстрации игру­шек. Пластилин (соленое тесто), подставки, стеки, салфетки бумаж­ные и матерчатые.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показыва­ет детям филимоновские игрушки — петушка и курочку. Обращает внимание детей на то, какие красивые игрушки делают филимонов­ские мастера, какими яркими красками их расписывают. Предлагает детям слепить петушка и его курочек — кто кого захочет.

Показывает и объясняет способ лепки: «Лепить будем из одного куска пластилина (или теста). Раскатаем толстый столбик (цилиндр, колбаску) и согнем дугой — вот здесь будет голова, а вот здесь — хвос­тик. Вытянем двумя пальчиками на голове острый клюв, сверху при­щепим гребешок, другой конец сплющим, чтобы получился большой хвост. Острым концом стеки сделаем петушку глазки. Потом из куска пластилина поменьше слепим подставку и прикрепим нашего пе­тушка к ней».

Затем спрашивает детей, можно ли таким же образом слепить ку­рочку? Обсуждают все вместе, чем курочка будет отличаться от пе­тушка (у нее совсем небольшой хвост и гребешок). Воспитатель за­крепляет с детьми порядок действий и после этого еще раз демонс­трирует способ лепки: «Что сначала сделаем с кусочком пластилина? Как нам получить голову и хвост? Что надо делать, чтобы появился клюв и гребешок? Какой у курочки будет гребешок — большой и ма­ленький?».


Воспитатель спрашивает детей, кого они будут лепить — петушка или курочку. В процессе лепки помогает детям советом и практичес­ки. Показывает, как можно слегка в наклон прикрепить курочку к подставке, чтобы было похоже, что она клюет зернышки.

В конце занятия дети приносят своих петушков и курочек на об­щую подставку (лист картона зеленого цвета). Из детских поделок воспитатель составляет композицию и еще раз читает стихотворение, с которого началось занятие.



ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети про­должат знакомство с жизнью людей в деревне, ее отличием от жизни в городе. Они узнают, чем домашние животные отличаются от диких, поговорят об особенностях некоторых из них. Дети сконструируют «домики» для домашних животных, отрабатывая знакомый способ складывания квадратного листа бумаги по диагонали; будут лепить поросенка, передавая пластическими средствами характерные осо­бенности его внешнего вида, делать для него «лужу» способом аппли-кативной мозаики, отрабатывая.при этом навык резания и разрывания бумаги, способы создания выразительного образа с помощью цвета.

Сказки, героями которых являются домашние животные, будут поддерживать интерес детей к теме, обогащая имеющиеся у них пред­ставления о реальных животных. Используя произведения с анало­гичными сюжетами (М. Пляцковский «Как щенок Тявка учился кука­рекать» и Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»), педагог будет учить детей сравнивать животных, замечать сходства и отличия. Воспитатель будет вовлекать детей в игровое и речевое взаимодейс­твие, в игры-инсценировки по мотивам прочитанных произведений.

Также продолжится знакомство детей с деревьями, растущими на участке детского сада, будет учить узнавать их по наиболее харак­терным признакам, исследовать кору, рассматривать и сравнивать листья.

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1 Познание окружающего мира. «Дерев­ня». 2. Физкультура № 7.1. Закрепление уме­ния строиться в колонны по подгруппам (самостоятельно); ползать по прямой на четвереньках, изменяя темп движения (расстояние 10 м). Развитие быстроты: подвижные игры «Найди свой домик», «Не опоздай» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Г. А. Балл «Новичок на прогулке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Природа. «Домашние животные». 2. Музыка № 7.1. Пение: «Чудо-крыша» (муз. Т. Назарова-Метнер, ел. И. Ми­хайловой), игра с пением «Огородная хороводная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассовой). Игра на детских музыкаль­ных инструментах: Р. Леденев «Дождь идет», В. Кикта «Дятел». Музыкальное движение: танец «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Аи, вы кумушки, до­мой»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «У медведя во бору». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Т. И. Александровой «Хрюш­ка и Чушка».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как поросенок гово­рить научился». 2. Лепка. «Веселые поросята».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «У медведя во бору». Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Как щенок Тявка учился кукарекать».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Лужи для веселых поро­сят». 2. Музыка № 7.2. Пение: «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня), «Зайчик» (рус.нар.песня в обработке Г. Лобачева). Игра на детских музыкальных инструмен­тах: Р. Леденев «Дождь идет», В. Кикта

 




 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    «Дятел». Музыкальное движение: игры с пением «Огородная хороводная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассовой), «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Воробушки и кот». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из бумаги. «Деревен­ская улица». 2. Физкультура № 7.2. Разучивание тех­ники ходьбы в разных направлениях. За­крепление умения выполнять несколько прыжков подряд (расстояние 2 м). Разви­тие выносливости: медленный бег в под­готовительной и заключительной частях занятия до 50 сек.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Птички в гнездыш­ках». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (продолжение).
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Дети с воспитателем продолжают наблю­дать за растениями, отмечать изменения в их внешнем виде. Воспи­татель спрашивает, какого цвета стали листья на деревьях. Дети под­ходят к дереву, воспитатель рассказывает о частях дерева и показыва­ет их, например:

— Давайте обнимем ствол этого дерева. Какой ствол — толстый или тонкий? Для чего он нужен дереву? Он держит ветки с листьями. Это старое дерево или молодое? Давайте послушаем, как оно шумит листочками, может, оно нам рассказывает, сколько ему лет. Слышите? Дерево сказало, что оно живет уже много-много лет, поэтому у него старый толстый ствол. Погладьте ствол. Что вы чувствуете? Какой он — гладкий или шершавый? А что именно мы с вами гладим? Пом-


ните, мы говорили, что у дерева есть особая «одежда» — кора, которая защищает его ствол? Какого цвета кора этого дерева? Поднимите го­лову и послушайте, как шуршат листья, как стучат друг о друга ветки. (Наблюдения за листьями проводятся в южных районах.) На чем рас­тут листья? На веточках. Поищите упавшие веточки под ногами. Как вы думаете, почему они оказались на земле? (Например, был силь­ный ветер.) Давайте рассмотрим эти веточки. Какие они — твердые или мягкие? Чем они пахнут? Есть ли на них листья? Кто хочет, мо­жет взять веточку, сухие листики в группу. А теперь обнимите дерево и попробуйте вытащить его из земли. Почему мы не можем это сделать? Что же так крепко держит дерево в земле? Давайте посмотрим под ноги. Под землей у дерева находятся корни. Они очень крепко держат дерево в земле, не дают сильному ветру сломать его. В конце прогулки воспитатель обобщает: у дерева есть разные части: ствол, ветви, лис­тья, корни. (Дети показывают части, которые называет воспитатель). Воспитатель подводит детей к дереву, на котором есть смола, и предлагает осторожно дотронуться до нее. Какая смола — клейкая или нет? Дети с помощью смолы могут попробовать приклеить упавшие хвоинки, маленькие листочки. Воспитатель объясняет, что смола для дерева — это лекарство, как для нас «зеленка». Когда на дереве появ­ляется порез, смола «лечит» его. Воспитатель подчеркивает, что кора — это «одежда» дерева. Дети гладят кору, нюхают, рассматривают с помо­щью лупы. Кора согревает дерево, защищает его. Поэтому к коре нуж­но относиться бережно. Нельзя ее разрезать, чтобы не поранить ствол.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.

К 4-м годам дети уже способны принимать на себя роли, предлагать их партнерам по игре, понимая, что и они могут быть в игре кем-то другим. Задача педагога — расширять диапазон ролей, продолжать формировать у детей ролевое поведение.

Персонажем этой недели станет поросенок. Он «расскажет» детям о том, как он живет на бабушкином дворе, как общается с другими домашними животными. Личный опыт детей и впечатления, полу­ченные на занятиях и из литературных произведений, помогут детям при желании перевоплотиться в этих персонажей. Воспитатель может вместе с детьми построить на столе или в большой коробке «скотный двор», возвести забор, разные строения, кормушки и пр., используя умения детей, полученные на занятиях по конструированию. Вылеп­ленные на занятии по лепке поросята также могут «поселиться» на этом дворе. Постройки дети могут использовать для самостоятель­ных игр разной тематики. Воспитатель подключается к играм детей, взяв на себя с их согласия, например, роль бабушки или хозяйки, и может показать, как животных выгуливают, кормят, доят, как они спят в своих загонах и пр. Дети в роли «внуков», если захотят, могут помогать бабушке «пасти» коров и выполнять другие обязанности по Уходу за домашними животными.


Дети также могут взять на себя и роли животных. Тогда воспита­тель в совместной игре обратит их внимание на характер персонажей (корова — ласковая, медлительная, поросята — шаловливые, весе­лые) и отношения между «родителями и детьми» в «семье» коров, ло­шадей и других животных.

Исследования показывают, что центральным содержанием игр де­тей этого возраста является реализация действий, связанных с ролью. Далее развитие игры связано с выделением действий, передающих характер отношений к другим участникам игры. Роли дети называют до начала игры. Они направляют и определяют поведение ребенка.

Воспитатель старается учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при привлечении их к игре и распределении ро­лей. Детям активным, хорошо играющим доступны более сложные роли, требующие инициативности в игровых действиях и построе­нии сюжетных событий. Плохо играющим детям, которые не умеют поддерживать игровой диалог и затрудняются в понимании сюжета, предлагаются роли, позволяющие «брать пример» с хорошо играю­щих детей: помощник фермера или хозяйки скотного двора, вторая сторожевая собака и т. д. Или можно выделить для них нетрудную, но необходимую по сюжету роль: кто-то готовит пищу для животных, кто-то подвозит продукты в грузовике. При этом от ребенка не требу­ется интенсивного общения с партнерами, но он чувствует себя пол­ноправным участником игры.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Д е р е в н я»

Задачи. Познакомить детей с разными типами домов (многоэтаж­ными и одноэтажными), с особенностями жизни людей за городом, с деревенским бытом. Знакомить детей с профессиями взрослых. Учить уважать труд крестьян, фермеров.

Материалы, инструменты, оборудование. Плакаты с видами города и деревни, картинки с изображениями домашних животных (корова, лошадь, овечка, коза, поросенок). Мягкая игрушка — корова.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение и догадаться, о каком домике в нем говор<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...