Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.




Конструирование из крупных модулей. Воспитатель вместе с детьми может построить из крупных блоков несложные конструкции (витри­ны и прилавки магазинов, транспорт, «дом для друзей Чебурашки и


Крокодила Гены» и др.) и использовать их в играх. Педагог может по­мочь детям построить машину, показывая зависимость строения ку­зова машины от ее назначения. При этом будут взаимообогащаться два вида детской деятельности: конструирование и игра. Использу­ются крупногабаритные мягкие модули, напольный и мелкий строи­тельный материал, крупные и мелкие игрушки, детские стулья.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«М агазины»

Задачи. Познакомить с разными видами магазинов, обобщить и систематизировать детские представления о торговле. Познакомить с весами и принципами взвешивания. Учить видеть соответствие оборудования машины ее назначению. Показать различные виды ма­шин, перевозящих грузы.

Предварительная работа. Наблюдение за тем, как привозят в де­тский сад продукты, как их загружают и выгружают, беседа с детьми о том, откуда их привозят и что из них готовят.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных товаров (молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты, пирожные и торты, конфеты и т. д.); разных видов грузового транспорта (грузовик, рефрижератор, фургон, молоковоз, машина для перевозки хлеба и др.)

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать отрывок из стихотворения «Старушка с покупка­ми. По мотивам Хаи Шенхав» (автор — Вадим Левин):

Старушка удачно сходила на рынок, сложила покупки в десяток корзинок, в кулечки, мешочки, пакеты, рюкзак и с этим в автобус вошла кое-как.

По счастью, маршрут девяносто шестой в тот раз уходил совершенно пустой.

Старушка бросает на заднем сиденье кошелку с капустой и пачку печенья. Идет не спеша по проходу вперед и слева, и справа покупки кладет:

здесь яйца в коробке, там зелень в корзинке и в банках консервных хамса' и сардинки. Поближе к прикрытому шторой окошку она оставляет морковь и картошку.

Хамса — маленькие рыбки, «родственники» сельди.


 




А дальше — две дыни, арбуз, артишок и жареных семечек полный мешок, миндаль и орехи, корица и мак, бутылки, коробки, пакеты, рюкзак.

На разных сиденьях удобно лежат оливки, бананы, хурма, виноград, и даже мука для слоеного теста... И только старушка осталась без места.

Но добрый водитель старушек любил И место свое у руля уступил1.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие покупки разложила в ав­тобусе старушка, где она сделала все эти покупки. Спрашивает детей, а где еще (кроме рынка) мы можем купить продукты. Называет и по­казывает картинки с изображениями разных видов товаров и спра­шивает, в каком магазине они продаются.

Затем воспитатель обсуждает с детьми, как покупают товары в ма­газине (выбирают то, что хотят купить, платят деньги в кассу и др.), что делает продавец, кассир.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, кто такой Чебураш­ка. Предлагает им послушать, как он попал в магазин из тропического леса, в котором он жил раньше. Читает отрывок из сказки Э. Успен­ского «Крокодил Гена и его друзья»2 от слов «Однажды он проснулся утром рано...» до слов «Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка».

Педагог рассказывает детям, какой путь проходят товары от про­изводителя до продавца, например, молоко, мороженое, сок.

Педагог показывает изображения с разными видами грузового транспорта, а дети строят догадки о том, какие грузы они перевозят, откуда, куда, для кого. Дети разглядывают изображения, описывают и объясняют соответствие оборудования и внешнего вида автомоби­ля его назначению.

Далее воспитатель объясняет детям, что можно купить уже рас­фасованные продукты — пакет молока, пачку масла, бутылку воды, банку огурцов, или решить самому, какое количество (в граммах и килограммах) нужно купить. Для этого товар необходимо взвесить. Педагог спрашивает у детей, как это можно сделать, подводит их к выводу о том, что для этого используются весы. Рассказывает об уст­ройстве и разных видах весов — механические, электронные, безме­ны. Предлагает взвесить разные предметы.

Дети рассматривают и взвешивают предметы, разные по весу. Воспитатель обращает их внимание на то, что бывают вещи тяжелые


и легкие, причем их объем может не совпадать с весом: маленький предмет может оказаться тяжелым, а большой — легким. Например, большой воздушный шарик легче, чем маленький металлический. Подводит к мысли о единице измерения веса, например: книга весит два яблока, карандаш весит пол-яблока, блюдо весит пять яблок.

ЛЕПКА «Вот какой у нас арбуз!»

Задачи. Учить детей лепить ломтики арбуза, моделируя части (кор­ка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления — вкраплять настоящие арбузные семечки или лепить их из пластилина. Формировать понятие о целом и его частях.

Предварительная работа. Формирование понятия о целом и его частях (в различных вариантах — половинки, четвертинки и более мелкое деление на примере фруктов: яблока, апельсина, мандарина).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, арбуз­ные семечки, салфетки, поворотный диск, арбуз.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Вадима Левина «Чудеса в авоське»:

— Тетя Варя!
Тетя Варя!
Где вы были?

— На базаре.

— Варя-тетя,
Варя-тетя!
Что купили?
Что несете?

— Я несу
Два чуда-юда.

В каждом чуде —

По два пуда.

Нет у них

Ни ног,

Ни рук,

Ни рубашек нет,

Ни брюк,

Только два огромных

Пуза...

— Знаем, знаем!
Два...1


 


Левин В. Рыбка-с-Двумя-Хвостами. — М.: Мосты культуры, Гешарим, 2007. С. 44. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. М.: Ангстрем, 1992.


Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литератруному чте-иию. В двух частях. Часть 1. Смоленск: Ассоциация XXI век. С.23.


Педагог показывает изображения целого арбуза и его частей. За­тем читает стихотворение Г. Лагздынь «Арбуз»:

На весы попал арбуз! Не хватило гирь. Ну и арбуз! Вот это груз! Что поперек! Что вширь! Арбуз на дольки поделю И всем ребятам раздарю!'

Воспитатель предлагает детям слепить ломтики вкусного, слад­кого, сочного арбуза. Дети высказывают свои догадки о том, как это можно сделать.

Воспитатель показывает способ лепки: кусочек пластилина зеле­ного цвета раскатывает в цилиндр (валик) и сплющивает, чтобы по­лучилась арбузная корочка; большой комок пластилина красного, розового или алого цвета раскатывает в шар, сдавливает и сплющи­вает, стараясь, чтобы вверху край был более тонким, — это мякоть арбуза; сверяет корку и мякоть по размеру, моделирует, чтобы части совпали (вытягивает, сплющивает, отщипывает лишнее и т. д.); заги­бает ломоть в виде мостика, чтобы он был похож на кусочек арбуза, и, наконец, завершает оформление, прикрепляя по обеим сторонам настоящие арбузные семечки — прикладывает и слегка вдавливает, чтобы держались.

Предлагает детям самим слепить ароматные сочные ломтики ар­буза. Дети лепят, воспитатель помогает им советом и практически.

1 Лагздынь Г. Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для ро­дителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С. 189.

В конце занятия ломтики арбуза выкладываются на общую форму (декоративную тарелку, блюдо, поднос).


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №1

Задачи. Учить детей определять количественные отношения двух групп предметов без пересчета и называния числа, используя приемы наложения и приложения; развивать воображение детей, находить сходство реального предмета с представляемым; определять время суток и называть его; формировать произвольное внимание детей при соблюдении правил игры.

Оборудование, инструменты, материал. Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, магнитная доска или фланелеграф; круж­ки (диаметром 6—8 см) двух цветов, например красного и синего, по 5 штук каждого; картинки с изображением действий людей в дневное и ночное время (35x40 см).

Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, кружки (диаметром 3—4 см) двух цветов по 5 каждого цвета. Цвет кружков иной, чем демонстрационный, например, зеленый и желтый.

Содержание образовательной деятельности. Дети сидят за столами. Пе­ред каждым из них карточка с двумя полосками и подносы с кружками двух цветов по пять штук каждого цвета. Воспитатель ставит на наборное полотно (или на фланелеграф или магнитную доску) пять кружков крас­ного цвета на одинаковом расстоянии друг от друга. Обращается к детям:

— Что вы видите на доске?

— Какого цвета эти кружки?

Затем воспитатель берет синие кружки, держит их веером. Их столько же, сколько и красных, но дети об этом не знают.

— Как вы думаете, синих кружков больше, чем красных, или их
поровну?

Выслушивает ответы детей.

Так, чтобы детям было хорошо видно, воспитатель берет по одно­му синему кружку и ставит на доску в нижний ряд, точно соблюдая интервалы, синий под красным. Дети видят, что в руках у воспитателя не осталось ни одного кружка.

— А что можно сравнить с кружками? На что кружки похожи? (На
мячи.)

— Мячи считать веселее, чем кружки?
—.Значит у нас красные и синие... (мячи).

— Так каких же мячей больше, каких меньше? (Поровну.)
Воспитатель просит детей закрыть глаза. Затем убирает один крас­
ный кружок и просит детей открыть глаза.

А теперь мячей поровну? (Красных мячей меньше, синих больше.)

Воспитатель снова просит детей закрыть глаза, возвращает на место красный кружок и убирает синий:


 




—А теперь каких мячей больше или их поровну? (Синих меньше,
красных больше.)

—А как сделать, чтобы их было поровну? Вы знаете? (Надо поло­
жить синий мячик на место и не убирать красный.)

Воспитатель возвращает синий кружок на место. И, поочередно дотрагиваясь до каждого из пары красных и синих кружков, демонс­трирует, что их поровну.

Затем воспитатель предлагает детям положить зеленые кружки на верхнюю полоску их карточки. После чего просит их брать с подноса по одному желтые кружки и класть их на зеленые. Дети выполняют задание. Зеленых кружков теперь не видно. Воспитатель обращается к детям: «Так каких кружков на ваших карточках больше, каких мень­ше: зеленых или желтых? А может быть их поровну?» Дети: «Поровну. Зеленых совсем не видно. Их закрыли желтые». Воспитатель: «А те­перь снимайте по одному желтому кружку и кладите его на нижнюю полоску под зеленым, чтобы у вас получилось так, как на доске. Пос­мотрите, как надо это сделать».

Воспитатель подходит к доске и обращает внимание детей на рас­положение кружков, где под каждым красным кружком лежит синий. Показывает порядок работы и направление действия: слева — напра­во, сверху — вниз, по одному, сохраняя интервалы.

Дети раскладывают кружки. Воспитатель проверяет правильность действий. Затем предлагает детям пойти и посмотреть, как получи­лось у других.

Далее воспитатель спрашивает:

— На что похожи зеленые и желтые кружки? Или что похоже на них?
Дети делают разные предположения. Воспитатель подхватывает

или делает вид, что подхватывает чей-то ответ, предлагая:

— Давайте договоримся, что зеленые кружки у нас будут яблочки,
бывают такие мелкие зеленые яблоки, а желтые — сливы. Уберите с
карточки одно зеленое яблоко. (Дети убирают.) Теперь чего меньше,
яблок или слив? (Яблок.) Уберите одну желтую сливу. А теперь чего
больше, яблок или слив? (Их одинаково, поровну.).

Воспитатель уточняет: «Чего поровну»? Дети: «Яблок и слив по­ровну».

Если при определении количественных отношений кто-нибудь из детей вместо слов «мячей», «яблок», «слив» скажет «кружков», воспи­татель его ни в коем случае не поправляет.

Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Замри». Дети вы­ходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример ее хода: «Я буду ходить по комнате, бегать, поднимать руки, качать головой, смеяться, а вы в какой-то момент мне скажите: «Замри!», и я остановлюсь в той позе, в какой ваш приказ меня застал. Позу менять нельзя. А чтобы я снова могла шевелиться, скажите «Отомри!» Только долго меня не держите. Понятно?»


Воспитатель ходит по комнате, изображая что-нибудь смешное:

пыривает уШП^ приставляет руки к носу, смеется и пр. Если детям

' нь нравятся ее чудачества, и они не торопятся сказать «Замри!»,

04 итатель напоминает им об этом. А затем, при необходимости,

подсказывает, что пора сказать «Отомри!»

Далее воспитатель становится ведущим. Дети выполняют разные вижения. Примерно через минуту воспитатель командует «Замри­те!» и наблюдает, не меняют ли дети позы, но замечаний не делает. Через 5-8 секунд она говорит: «Отомрите!»

Воспитатель напоминает, что движения должны быть разными, не повторяться, а позу после сигнала «Замрите!» менять нельзя. Игра проводится еще два-три раза.

После окончания игры, не называя имен детей, воспитатель отме­чает наиболее удачные, смешные моменты. Рассказывает, что у неко­торых детей были такие выражения лиц, что очень хотелось смеяться, кто-то был почти акробат, кто-то балерина...

Затем воспитатель вывешивает на доске две картины большого размера, чтобы детям было удобно разглядывать. На одной — свет­лый день, солнышко, семья за столом обедает. На другой — за ок­ном темно, в комнате полумрак, горит ночник, все спят. Сюжеты на картинах могут быть иными, но на каждой должны быть отчетливо видны действия людей, характерные для определенного времени су­ток — дня или ночи. Воспитатель предлагает детям подойти к карти­нам и встать так, чтобы всем было видно. Дотрагиваясь рукой до той, где изображен день, спрашивает: «Что вы тут видите?» Дети расска­зывают: «Солнышко светит. Все обедают...» Воспитатель: «А когда это бывает?» Если дети затрудняются назвать время суток одним словом, то воспитатель спрашивает: «Днем или ночью?» Теперь дети отвечают правильно. Обсуждение второй картины происходит аналогично.

Затем воспитатель просит детей рассказать, что они сами делают днем или ночью. (Желающие не поднимают руку, как в школе. Вос­питатель сама организует очередность, называя ребенка по имени, дотрагиваясь до него рукой или кивая головой — главное, чтобы это было не формально.)

Воспитатель просит детей показать картину «День». Дети под­бегают и руками указывают на эту картину. То же самое с картиной «Ночь».

РИСОВАНИЕ «Наш арбуз!»

Задачи. Начинать учить детей рисовать с натуры арбуз с отрезанным

ломтем, передавая особенности внешнего вида (большой, круглый, зе-

еный, с темными или светлыми полосками и розовым «окошком», у

°мтика — зеленая кожура и розовая мякоть). Формировать умение


изменять направление движения кисточки, в соответствии с общим силуэтом. Показать способ получения розового цвета путем смешива­ния красного и белого. Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Предварительная работа. Рассматривание арбуза, лепка ломтика арбуза на предыдущем занятии; освоение понятия «часть и целое».

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги машино­писного формата А4 белого цвета воспитатель делит на две части (квадрат и прямоугольник), чтобы у каждого ребенка было по две формы: квадрат — для рисования арбуза, прямоугольник — для ри­сования ломтика арбуза. Гуашь зеленого, желтого, белого, красного, черного цвета; кисти, банки с водой, палитры или розетки для сме­шивания красок; салфетки, арбуз, две тарелки, нож.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь и предлагает отгадать, о чем в нем говорится:

Он зеленый, полосатый, Круглый, гладкий и Хвостатый!

Замечательный на вкус Вырос, вызрел наш... (арбуз)'.

Воспитатель вынимает из корзины или сумки арбуз, выкладывает на большую тарелку и уточняет представления детей о его внешнем виде (большой, по форме как мяч, зеленый, с полосками — светлыми или темными). Затем вырезает сбоку арбузный ломоть, выкладывает на другую тарелку и сообщает детям, что сейчас они будут рисовать вкусный красивый арбуз, а после занятия угостятся его сочной слад­кой мякотью. Обращает внимание на красное «окошко», которое об­разовалось на арбузе. Сопровождающим жестом подчеркивает форму арбуза и «окошка» (сначала «обрисовывает» арбуз — рисует в воздухе большой круг, затем сверху вниз вдоль арбуза — две дуги, чтобы дети уловили длину, направление и общие очертания красного «окошка»).

Воспитатель берет лист бумаги формата А4 и делит его на две час­ти — квадрат и прямоугольник (предварительное знакомство со спо­собом сгибания бумаги по диагонали). См. рисунок. Берет кисть и на прямоугольнике рисует дугу зеленого цвета, поясняет: «Это арбузная корка». Спрашивает, каким цветом нужно раскрасить мякоть арбуза. Дети находят краску красного цвета. Воспитатель просит смешать бе­лую и красную краску (на палитрах, в розетках или просто на листах

1 Лагздынь Г. Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для ро­дителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С. 163.


плотной бумаги). Дети самостоятельно получают розовый цвет и ри­суют ломоть арбуза.

Педагог выставляет лист бумаги квадратной формы и спрашивает детей, как можно нарисовать целый арбуз. Рисует зеленой краской круг и спрашивает, как можно показать, что в арбузе есть «окош­ко» — вырезан ломоть. После ответов детей рисует на арбузе розовое или красное «окошко» в форме листика ивы ли просто проводит ши­рокую дугу розового цвета. Показывает, что остальную часть арбуза нужно раскрашивать, повторяя его очертания — вести кисть не пря­мо, а дугой (от края к центру) — сначала с одной стороны, потом с другой. Дети рисуют свои сочные, сладкие арбузы.

Последующая работа. Дегустация арбуза. Воспитатель читает от­рывок из стихотворения 3. Александровой «Арбуз»:

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки — Все в арбузном соке...1

Рисунки детей, аккуратно вырезанные педагогом по контуру, мо­гут быть использованы в игре «Магазин» как товар или украшение витрины.

ПРИРОДА «Такие разные фрукты и овощи»

Задачи. Учить детей находить различие и сходство между объек­тами, обобщать объекты по определенным признакам, знакомить с понятиями «овощи» и «фрукты», со значением их в жизни животных и человека.

Александрова 3. Смешные человечки / Стихи. — М.: Дрофа, 2003. С. 5.


Материалы, инструменты, оборудование. Различные фрукты (как настоящие, так и их муляжи). Желательно подобрать как фрукты мес­тного происхождения (яблоко, грушу, сливу), так и фрукты, произрас­тающие в южных странах (банан, лимон, мандарин, апельсин); кор­зина для фруктов; лупы, кусочки разных фруктов, блюдца. Различные овощи или их муляжи; консервированный зеленый горошек, кукуруза; кукла в костюме огородника; мешочек для игры «Угадай, что в мешоч­ке», ящик ощущений, лупы; салфетки, измельченная морковь, свекла, лоскут марли, емкость для сока; пакет овощного сока.

Содержание образовательной деятельности. Первую часть занятия воспитатель ведет от лица Чебурашки — знатока апельсинов и всех других фруктов. В этом случае весь предложенный текст говорится от его имени.

Воспитатель ставит перед детьми корзину с разными фруктами, накрытую салфеткой, и говорит, что его знакомый садовник прислал Чебурашке и детям в подарок вот такую большую корзину с вкусны­ми фруктами. Нужно отгадать, какие именно фрукты лежат в корзи­не. И сделать это нужно с закрытыми глазами на ощупь. Дети по оче­реди закрывают глаза или воспитатель завязывает им глаза платком.

Воспитатель говорит, что дети отгадали уже многие фрукты, от­крывает корзину и выкладывает все фрукты на стол. Вместе с вос­питателем дети вспоминают, как они называются. Воспитатель еще раз подчеркивает, что все, что лежит на столе, называется одним сло­вом — «фрукты». Каждый ребенок выбирает один фрукт и исследует его (нюхает, гладит, рассматривает).

Воспитатель рассказывает, что многие фрукты растут на деревь­ях. Одни из них можно выращивать в нашей местности (воспитатель показывает яблоки, груши, сливы — набор фруктов зависит от кли­матических особенностей местности, в которой находится детский сад), другие любят солнышко и растут только в очень теплых краях. (Воспитатель показывает апельсин, лимон, грейпфрут, гранат, ба­нан.) Воспитатель подчеркивает, что бананы не растут на пальмах, как думают многие, показывает рисунок или фотографию этого рас­тения. Спрашивает, какое животное любит есть бананы? (Обезьяны.) Фруктами питаются многие животные.

Воспитатель спрашивает детей, что растет на огороде, выслуши­вает ответы и говорит, что сегодня в гости к детям пришел огородник (показывает куклу) и принес в подарок детям разные овощи со своего огорода — целый мешок овощей! Воспитатель кладет на стол мешо­чек с разными овощами и предлагает отгадать загадки. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь); «Этот овощ мы кладем в борщ и в винегрет, он придает еде красивый цвет» (свекла). Дети должны найти нужный овощ и назвать его.

Воспитатель выкладывает на столе морковь, капусту, свеклу, редь­ку, картофель, помидор, огурец и т. п., вместе с детьми называет их и


говорит, что все они называются овощи. Человек выращивает овощи для того, чтобы готовить разные блюда.

Воспитатель спрашивает детей, есть ли внутри овощей вода, и вместе с ними проводит опыты.

Разрезает огурец (помидор) на кусочки и раздает их детям. Затем спрашивает: что будет, если мы приложим кусочки огурца к салфет­ке? Оставит ли огурец какой-нибудь след? Дети прикладывают ку­сочки огурца к салфетке. Что остается на салфетке? Мокрое пятно. Значит, в огурце (помидоре) есть вода.

А есть ли вода внутри фруктов? Дети проверяют свои предположе­ния, приложив (с помощью воспитателя) кусочки разрезанных фрук­тов к салфетке. Воспитатель предлагает попробовать сжать дольку апельсина или мандарина. Что происходит? Что вытекает из дольки? (Сок.) Затем воспитатель отжимает через кусочек марли заранее на­тертую на терке морковь или свеклу. Что получается? Сок.

Воспитатель показывает разные пакеты с фруктовыми и овощны­ми соками, спрашивает, кто из детей какой сок любит больше всего, подчеркивает, что соки очень полезны для нашего здоровья. Обраща­ет внимание детей на то, что соки из фруктов называются фруктовы­ми, а из овощей — овощными. В заключение дети могут выбрать сок, назвать фрукт или овощ, из которого он сделан, и попробовать его на вкус.

Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми сажает в не­большие емкости косточки апельсина, лимона и других фруктов. Проводятся наблюдения за их развитием, дети ухаживают за расте­ниями. Во время ухода за посадками воспитатель рассказывает, что нужно для того, чтобы растения выросли (вода, солнышко, земля).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Пошла Поля полоть петрушку в поле»

Задачи. Развивать монологическую речь детей. Побуждать стро­ить небольшие тексты-описания, высказываться на темы из личного опыта. Обогащать речь детей прилагательными. Уточнять значение обобщающего слова «овощи». Развивать дикцию, фонематическое восприятие. Уточнять и закреплять правильное произношение свис­тящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование. Большой платок, корзи­на, машина, овощи (салат, свекла, капуста, редиска, чеснок, карто­шка, морковь, лук, петрушка).

Содержание образовательной деятельности. Дети сидят полукру­гом. Воспитатель на глазах у детей расстилает на полу большой пла-


ток (желательно зеленый, коричневый или желтый), раскладывает на нем овощи. Читает стихотворение:

Там морковка, там капуста, Там клубничкой пахнет вкусно. А козла туда, друзья, Ну, никак пускать нельзя1.

«Куда нельзя пускать козла?», — спрашивает воспитатель. «В ого­род», — отгадывают дети или подсказывает воспитатель, обсуждают почему.

Воспитатель показывает на платок с овощами, говорит, что это как будто наш огород. В огороде выросли овощи. Спрашивает детей, какие овощи они знают. Выслушивает ответы детей.

Предлагает рассмотреть овощи, которые выросли на огороде. Желающие по очереди «собирают овощи», называют их и складыва­ют в корзину. Воспитатель побуждает детей вопросами и подсказка­ми описать внешний вид овощей и рассказать об их пользе, а также спрашивает, какие блюда можно из них приготовить. Очередность игровых действий дети устанавливают сами: ребенок, сорвавший плод, передает корзину другому ребенку по своему выбору. Воспи­татель обобщает и расширяет высказывания детей о каждом овоще, составляет небольшой текст-описание, используя точные прилага­тельные.

Далее дети встают в круг. Воспитатель произносит скороговорку «Поля пошла полоть петрушку в поле»2, показывает детям петрушку и поясняет, что Поля — это девочка, полоть — значит выдергивать сорную траву. Дети читают скороговорку стоя, совершая руками ус­ловные действия, как будто они пропалывают сорняки.

После этого воспитатель предлагает отвезти овощи в овощной магазин. (Организует витрину, раскладывает овощи.) Говорит, что се­годня в магазине продают только те овощи, в названии которых есть звук «с». Дети, желающие что-то купить, должны назвать овощ, вы­деляя звук «с». Воспитатель побуждает детей строить ролевой диалог, обращаясь к ним со словами: «Здравствуйте! Что вы хотите купить? Как правильно произнести это название? Получите товар. Не забудь­те заплатить деньги. Вашу покупку доставят вам домой» и т. п. На­званные овощи складываются в машину. Когда все овощи будут сло­жены в машину, воспитатель снова перечисляет их вместе с детьми, интонационно выделяя звук «с».

1 Степанов В. Окружающий мир. — В кн. Первые уроки. — М.: Омега-Пресс, Оме­
га, 2002. С. 162.

2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Г. Науменко. — М.:
Детская литература, 1989. С. 5.


ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе воспита­тель уточняет представления детей о приметах осени, об овощах и фруктах. Дети отгадывают про них загадки, узнают на ощупь и вкус, проводят первые мини-опыты. Воспитатель рассказывает о том, ка­кими овощами питаются животные.

Прочитанные художественные произведения эмоционально обо­гатят впечатления детей. Главным героем недели будет игрушечный заяц. Через общение с ним педагог будет вызывать у детей желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации; подводить детей к составлению текста-повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать. Составляя коллективную композицию «Заюшкин огород», дети бу­дут учиться вырезать морковку (разрезая прямоугольник по диаго­нали и закругляя уголки), создавать изображение капусты способом обрывной и накладной аппликации.

Педагог познакомит детей с русскими народными традициями, произведениями фольклора — поговорками, песенками, играми. За­вершением работы над этой темой станет проведение досуга «Капус­тник».

На занятии по математике дети будут учиться устанавливать равенство и неравенство групп предметов (одинаково, больше, меньше).

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Зина, коза и заяц». 2.Физкультура № 5.1. Контрольно-про­верочное занятие. Оценка уровня разви­тия основных видов движения (ходьба, ползание, прыжки). Тестирование физи­ческой подготовленности детей: сохра­нение равновесия при стойке — носок сзади стоящей ноги вплотную примы­кает к пятке впереди стоящей ноги, при открытых глазах (сек.); бег на Юме хода (сек). Могут быть использованы и до­полнительные методики контроля.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Прятки». Игры по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение «Сказки о кролике Питере» Б. Поттер.
Вечер Конструирование из корнеплодов. Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Грядки с капусткой и морков­кой». 2 Музыка № 5.1. Слушание музыки: рус. нар. песня «Ой, заинька по се-ничкам». Музыкальное движение: уп­ражнения «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен», «Смело идти и прятаться» (И. Беркович «Марш»), танец «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Аи, вы кумушки, до­мой»), игра «Домики» (В. Витлин «Зай­цы», «Птички»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Зайчатки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа В.Зотова «Заяц-беляк» из книги «Лесная мозаика».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Математические представления. Заня­тие № 2. 2. Аппликация. «Заюшкин огород».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Бегите к флажку», «Лягушки», «На­пои лошадку». Игры по инициативе детей.
Перед сном Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
Вечер Игры по инициативе детей. Конструирование из корнеплодов.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Сад и огород».

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    2. Музыка № 5.2. Пение: распевка «За­инька», «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня); «Зайчик» (рус. нар. пес­ня в обр. Г. Лобачева, повтор, мл. гр.); «Чу­до-крыша» (муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. И. Михайловой); «Огородная хоровод­ная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассо-вой). Игра на детских музыкальных инс­трументах: рус. нар. мелодия. «Заинька» (повтор, мл. тр.); В. Кикта «Дятел»; Р. Ле­денев, «Дождь идет».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бегите к флажку». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яб­лок».
Вечер Игры по инициативе детей. Проведение досуга «Капустник».
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. Сказки В. Сутеева. 2. Физкультура № 5.2. Контрольно-про­верочное занятие. Оценка уровня раз­вития основных видов движения (бег, лазание, бросание и ловля). Тестирова­ние физической подготовленности детей: прыжок в длину с места (см). Могут быть использованы и дополнительные методики контроля.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Лягушки», «Напои лошадку». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение норвежской сказки «Пирог» в обр. М.Абрамовой.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на осенние изменения в природе. Вместе с воспитателем дети выяс­няют, изменился ли цвет листьев на березе, клене, тополе и других Деревьях. А что происходит с хвоинками лиственницы, сосны, ели?


 




Дети трогают, рассматривают хвоинки этих деревьев. Воспитатель рассказывает, что лиственница осенью меняет свой наряд. Ее хвоин­ки становятся желтыми, а потом падают на землю. А вот ели, сосны, пихты, кедры (объект исследования зависит от природной зоны, в которой находится детский сад) всегда одеты в наряд из зеленых иго­лок. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев и хво­инки, объясняет, что у некоторых растений есть иголки-хвоинки: у сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты. (Воспитатель показывает детям хвойные растения участка.) Дети трогают хвоинки, выясня­ют, острый ли у них кончик. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев, называет их и раздает ребятам по одному листу. Каждый ребенок с помощью воспитателя ищет дерево, на котором мог расти этот лист (хвоинка). Дети находят, раскладывают на земле листья разного цвета, сравнивают их. Собирают букеты из осенних опавших листьев. Воспитатель может использовать собранные де­тьми листья для составления гербария.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке рас­тения произрастают в разных местах: одни там, где много солныш­ка, другие там, где солнышко бывает редко, в тени. На клумбе растут одни растения, на полянке — другие, на огороде — третьи.

Воспитатель обсуждает с детьми, что ест зайчик (дети вспоминают сказку, которую читали), подчеркивает, что в лесу зайчик не может найти капусту и морковку. Поэтому там он ест травку, а зимой — гры­зет кору, веточки. По аналогии ведется рассказ о том, что ест белочка и другие известные малышам животные. Затем воспитатель пред­лагает детям найти на участке детского сада еду для зайчика, белки (например, шишки). Если в ближайшем парке есть белки, дети могут покормить их. При этом воспитатель подчеркивает, что кормить жи­вотных надо только тем, что они едят в своем лесном доме, например, орешками. А давать белочке печенье, конфеты нельзя. Это пища лю­дей, белки от нее могут заболеть.

В тех районах, где позволяют климатические условия, дети во вре­мя прогулки посещают огород, вспоминают, какие овощи они выра­щивали, что они для этого делали.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате.
Воспитатель вместе с детьми кладет на блюдечки кусочки картофе­
ля, огурца, моркови, свеклы, редьки, редиски. Дети трогают их, вы­
ясняя, какие они — твердые, упругие или мягкие, вялые. В течение
нескольких дней воспитатель предлагает детям рассматривать, тро­
гать кусочки овощей и делать выводы о том, что с ними происходит.
(Они становятся меньше, более мягкими.) Воспитатель обсуждает
с детьми, почему так произошло, и делает вывод: кусочки овощей
засохли, в них была вода, а теперь они высохли, стали мягкими и
уменьшились. ■/

Во время наблюдений в уголке природы воспитатель предлагает детям покормить животных кусочками овощей. При этом ребенок


называет овощ, которым он кормит морскую свинку или хомячка (если он забыл название, ему подсказывают другие дети или воспи­татель). Воспитатель подчеркивает, что овощи очень нужны обитате­лям уголка природы. Если не включать их в состав корма, животные начнут болеть.

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать среди предло­женных овощей один и рассмотреть его внимательно, с помощью лупы. Какого цвета этот овощ? Есть на нем трещинки, ямки? Какой он на ощупь — гладкий или шершавый? (Потрогать пальчиком.) Есть ли у него запах? (Понюхать.) Тяжелый он или легкий?

Воспитатель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...