Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.
Конструирование из крупных модулей. Воспитатель вместе с детьми может построить из крупных блоков несложные конструкции (витрины и прилавки магазинов, транспорт, «дом для друзей Чебурашки и Крокодила Гены» и др.) и использовать их в играх. Педагог может помочь детям построить машину, показывая зависимость строения кузова машины от ее назначения. При этом будут взаимообогащаться два вида детской деятельности: конструирование и игра. Используются крупногабаритные мягкие модули, напольный и мелкий строительный материал, крупные и мелкие игрушки, детские стулья. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «М агазины» Задачи. Познакомить с разными видами магазинов, обобщить и систематизировать детские представления о торговле. Познакомить с весами и принципами взвешивания. Учить видеть соответствие оборудования машины ее назначению. Показать различные виды машин, перевозящих грузы. Предварительная работа. Наблюдение за тем, как привозят в детский сад продукты, как их загружают и выгружают, беседа с детьми о том, откуда их привозят и что из них готовят. Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных товаров (молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты, пирожные и торты, конфеты и т. д.); разных видов грузового транспорта (грузовик, рефрижератор, фургон, молоковоз, машина для перевозки хлеба и др.) Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из стихотворения «Старушка с покупками. По мотивам Хаи Шенхав» (автор — Вадим Левин): Старушка удачно сходила на рынок, сложила покупки в десяток корзинок, в кулечки, мешочки, пакеты, рюкзак и с этим в автобус вошла кое-как.
По счастью, маршрут девяносто шестой в тот раз уходил совершенно пустой. Старушка бросает на заднем сиденье кошелку с капустой и пачку печенья. Идет не спеша по проходу вперед и слева, и справа покупки кладет: здесь яйца в коробке, там зелень в корзинке и в банках консервных хамса' и сардинки. Поближе к прикрытому шторой окошку она оставляет морковь и картошку. Хамса — маленькие рыбки, «родственники» сельди.
А дальше — две дыни, арбуз, артишок и жареных семечек полный мешок, миндаль и орехи, корица и мак, бутылки, коробки, пакеты, рюкзак. На разных сиденьях удобно лежат оливки, бананы, хурма, виноград, и даже мука для слоеного теста... И только старушка осталась без места. Но добрый водитель старушек любил И место свое у руля уступил1. Воспитатель вспоминает с детьми, какие покупки разложила в автобусе старушка, где она сделала все эти покупки. Спрашивает детей, а где еще (кроме рынка) мы можем купить продукты. Называет и показывает картинки с изображениями разных видов товаров и спрашивает, в каком магазине они продаются. Затем воспитатель обсуждает с детьми, как покупают товары в магазине (выбирают то, что хотят купить, платят деньги в кассу и др.), что делает продавец, кассир. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, кто такой Чебурашка. Предлагает им послушать, как он попал в магазин из тропического леса, в котором он жил раньше. Читает отрывок из сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»2 от слов «Однажды он проснулся утром рано...» до слов «Когда их открыли, в одном апельсинов почти не было, а был только толстый-претолстый Чебурашка». Педагог рассказывает детям, какой путь проходят товары от производителя до продавца, например, молоко, мороженое, сок. Педагог показывает изображения с разными видами грузового транспорта, а дети строят догадки о том, какие грузы они перевозят, откуда, куда, для кого. Дети разглядывают изображения, описывают и объясняют соответствие оборудования и внешнего вида автомобиля его назначению.
Далее воспитатель объясняет детям, что можно купить уже расфасованные продукты — пакет молока, пачку масла, бутылку воды, банку огурцов, или решить самому, какое количество (в граммах и килограммах) нужно купить. Для этого товар необходимо взвесить. Педагог спрашивает у детей, как это можно сделать, подводит их к выводу о том, что для этого используются весы. Рассказывает об устройстве и разных видах весов — механические, электронные, безмены. Предлагает взвесить разные предметы. Дети рассматривают и взвешивают предметы, разные по весу. Воспитатель обращает их внимание на то, что бывают вещи тяжелые и легкие, причем их объем может не совпадать с весом: маленький предмет может оказаться тяжелым, а большой — легким. Например, большой воздушный шарик легче, чем маленький металлический. Подводит к мысли о единице измерения веса, например: книга весит два яблока, карандаш весит пол-яблока, блюдо весит пять яблок. ЛЕПКА «Вот какой у нас арбуз!» Задачи. Учить детей лепить ломтики арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления — вкраплять настоящие арбузные семечки или лепить их из пластилина. Формировать понятие о целом и его частях. Предварительная работа. Формирование понятия о целом и его частях (в различных вариантах — половинки, четвертинки и более мелкое деление на примере фруктов: яблока, апельсина, мандарина). Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, арбузные семечки, салфетки, поворотный диск, арбуз. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Вадима Левина «Чудеса в авоське»: — Тетя Варя! — На базаре. — Варя-тетя, — Я несу В каждом чуде — По два пуда. Нет у них Ни ног, Ни рук, Ни рубашек нет, Ни брюк, Только два огромных Пуза... — Знаем, знаем!
Левин В. Рыбка-с-Двумя-Хвостами. — М.: Мосты культуры, Гешарим, 2007. С. 44. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. — М.: Ангстрем, 1992. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литератруному чте-иию. В двух частях. Часть 1. Смоленск: Ассоциация XXI век. С.23.
Педагог показывает изображения целого арбуза и его частей. Затем читает стихотворение Г. Лагздынь «Арбуз»: На весы попал арбуз! Не хватило гирь. Ну и арбуз! Вот это груз! Что поперек! Что вширь! Арбуз на дольки поделю И всем ребятам раздарю!' Воспитатель предлагает детям слепить ломтики вкусного, сладкого, сочного арбуза. Дети высказывают свои догадки о том, как это можно сделать. Воспитатель показывает способ лепки: кусочек пластилина зеленого цвета раскатывает в цилиндр (валик) и сплющивает, чтобы получилась арбузная корочка; большой комок пластилина красного, розового или алого цвета раскатывает в шар, сдавливает и сплющивает, стараясь, чтобы вверху край был более тонким, — это мякоть арбуза; сверяет корку и мякоть по размеру, моделирует, чтобы части совпали (вытягивает, сплющивает, отщипывает лишнее и т. д.); загибает ломоть в виде мостика, чтобы он был похож на кусочек арбуза, и, наконец, завершает оформление, прикрепляя по обеим сторонам настоящие арбузные семечки — прикладывает и слегка вдавливает, чтобы держались. Предлагает детям самим слепить ароматные сочные ломтики арбуза. Дети лепят, воспитатель помогает им советом и практически.
В конце занятия ломтики арбуза выкладываются на общую форму (декоративную тарелку, блюдо, поднос). МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №1 Задачи. Учить детей определять количественные отношения двух групп предметов без пересчета и называния числа, используя приемы наложения и приложения; развивать воображение детей, находить сходство реального предмета с представляемым; определять время суток и называть его; формировать произвольное внимание детей при соблюдении правил игры. Оборудование, инструменты, материал. Демонстрационный материал: наборное полотно, магнитная доска или фланелеграф; кружки (диаметром 6—8 см) двух цветов, например красного и синего, по 5 штук каждого; картинки с изображением действий людей в дневное и ночное время (35x40 см).
Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, кружки (диаметром 3—4 см) двух цветов по 5 каждого цвета. Цвет кружков иной, чем демонстрационный, например, зеленый и желтый. Содержание образовательной деятельности. Дети сидят за столами. Перед каждым из них карточка с двумя полосками и подносы с кружками двух цветов по пять штук каждого цвета. Воспитатель ставит на наборное полотно (или на фланелеграф или магнитную доску) пять кружков красного цвета на одинаковом расстоянии друг от друга. Обращается к детям: — Что вы видите на доске? — Какого цвета эти кружки? Затем воспитатель берет синие кружки, держит их веером. Их столько же, сколько и красных, но дети об этом не знают. — Как вы думаете, синих кружков больше, чем красных, или их Выслушивает ответы детей. Так, чтобы детям было хорошо видно, воспитатель берет по одному синему кружку и ставит на доску в нижний ряд, точно соблюдая интервалы, синий под красным. Дети видят, что в руках у воспитателя не осталось ни одного кружка. — А что можно сравнить с кружками? На что кружки похожи? (На — Мячи считать веселее, чем кружки? — Так каких же мячей больше, каких меньше? (Поровну.) А теперь мячей поровну? (Красных мячей меньше, синих больше.) Воспитатель снова просит детей закрыть глаза, возвращает на место красный кружок и убирает синий:
—А теперь каких мячей больше или их поровну? (Синих меньше, —А как сделать, чтобы их было поровну? Вы знаете? (Надо поло Воспитатель возвращает синий кружок на место. И, поочередно дотрагиваясь до каждого из пары красных и синих кружков, демонстрирует, что их поровну. Затем воспитатель предлагает детям положить зеленые кружки на верхнюю полоску их карточки. После чего просит их брать с подноса по одному желтые кружки и класть их на зеленые. Дети выполняют задание. Зеленых кружков теперь не видно. Воспитатель обращается к детям: «Так каких кружков на ваших карточках больше, каких меньше: зеленых или желтых? А может быть их поровну?» Дети: «Поровну. Зеленых совсем не видно. Их закрыли желтые». Воспитатель: «А теперь снимайте по одному желтому кружку и кладите его на нижнюю полоску под зеленым, чтобы у вас получилось так, как на доске. Посмотрите, как надо это сделать».
Воспитатель подходит к доске и обращает внимание детей на расположение кружков, где под каждым красным кружком лежит синий. Показывает порядок работы и направление действия: слева — направо, сверху — вниз, по одному, сохраняя интервалы. Дети раскладывают кружки. Воспитатель проверяет правильность действий. Затем предлагает детям пойти и посмотреть, как получилось у других. Далее воспитатель спрашивает: — На что похожи зеленые и желтые кружки? Или что похоже на них? или делает вид, что подхватывает чей-то ответ, предлагая: — Давайте договоримся, что зеленые кружки у нас будут яблочки, Воспитатель уточняет: «Чего поровну»? Дети: «Яблок и слив поровну». Если при определении количественных отношений кто-нибудь из детей вместо слов «мячей», «яблок», «слив» скажет «кружков», воспитатель его ни в коем случае не поправляет. Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Замри». Дети выходят из-за столов на свободную территорию комнаты. Воспитатель уточняет правила игры и показывает пример ее хода: «Я буду ходить по комнате, бегать, поднимать руки, качать головой, смеяться, а вы в какой-то момент мне скажите: «Замри!», и я остановлюсь в той позе, в какой ваш приказ меня застал. Позу менять нельзя. А чтобы я снова могла шевелиться, скажите «Отомри!» Только долго меня не держите. Понятно?» Воспитатель ходит по комнате, изображая что-нибудь смешное: пыривает уШП^ приставляет руки к носу, смеется и пр. Если детям ' нь нравятся ее чудачества, и они не торопятся сказать «Замри!», 04 итатель напоминает им об этом. А затем, при необходимости, подсказывает, что пора сказать «Отомри!» Далее воспитатель становится ведущим. Дети выполняют разные вижения. Примерно через минуту воспитатель командует «Замрите!» и наблюдает, не меняют ли дети позы, но замечаний не делает. Через 5-8 секунд она говорит: «Отомрите!» Воспитатель напоминает, что движения должны быть разными, не повторяться, а позу после сигнала «Замрите!» менять нельзя. Игра проводится еще два-три раза. После окончания игры, не называя имен детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, смешные моменты. Рассказывает, что у некоторых детей были такие выражения лиц, что очень хотелось смеяться, кто-то был почти акробат, кто-то балерина... Затем воспитатель вывешивает на доске две картины большого размера, чтобы детям было удобно разглядывать. На одной — светлый день, солнышко, семья за столом обедает. На другой — за окном темно, в комнате полумрак, горит ночник, все спят. Сюжеты на картинах могут быть иными, но на каждой должны быть отчетливо видны действия людей, характерные для определенного времени суток — дня или ночи. Воспитатель предлагает детям подойти к картинам и встать так, чтобы всем было видно. Дотрагиваясь рукой до той, где изображен день, спрашивает: «Что вы тут видите?» Дети рассказывают: «Солнышко светит. Все обедают...» Воспитатель: «А когда это бывает?» Если дети затрудняются назвать время суток одним словом, то воспитатель спрашивает: «Днем или ночью?» Теперь дети отвечают правильно. Обсуждение второй картины происходит аналогично. Затем воспитатель просит детей рассказать, что они сами делают днем или ночью. (Желающие не поднимают руку, как в школе. Воспитатель сама организует очередность, называя ребенка по имени, дотрагиваясь до него рукой или кивая головой — главное, чтобы это было не формально.) Воспитатель просит детей показать картину «День». Дети подбегают и руками указывают на эту картину. То же самое с картиной «Ночь». РИСОВАНИЕ «Наш арбуз!» Задачи. Начинать учить детей рисовать с натуры арбуз с отрезанным ломтем, передавая особенности внешнего вида (большой, круглый, зе- еный, с темными или светлыми полосками и розовым «окошком», у °мтика — зеленая кожура и розовая мякоть). Формировать умение изменять направление движения кисточки, в соответствии с общим силуэтом. Показать способ получения розового цвета путем смешивания красного и белого. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Предварительная работа. Рассматривание арбуза, лепка ломтика арбуза на предыдущем занятии; освоение понятия «часть и целое». Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги машинописного формата А4 белого цвета воспитатель делит на две части (квадрат и прямоугольник), чтобы у каждого ребенка было по две формы: квадрат — для рисования арбуза, прямоугольник — для рисования ломтика арбуза. Гуашь зеленого, желтого, белого, красного, черного цвета; кисти, банки с водой, палитры или розетки для смешивания красок; салфетки, арбуз, две тарелки, нож. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь и предлагает отгадать, о чем в нем говорится: Он зеленый, полосатый, Круглый, гладкий и Хвостатый! Замечательный на вкус Вырос, вызрел наш... (арбуз)'. Воспитатель вынимает из корзины или сумки арбуз, выкладывает на большую тарелку и уточняет представления детей о его внешнем виде (большой, по форме как мяч, зеленый, с полосками — светлыми или темными). Затем вырезает сбоку арбузный ломоть, выкладывает на другую тарелку и сообщает детям, что сейчас они будут рисовать вкусный красивый арбуз, а после занятия угостятся его сочной сладкой мякотью. Обращает внимание на красное «окошко», которое образовалось на арбузе. Сопровождающим жестом подчеркивает форму арбуза и «окошка» (сначала «обрисовывает» арбуз — рисует в воздухе большой круг, затем сверху вниз вдоль арбуза — две дуги, чтобы дети уловили длину, направление и общие очертания красного «окошка»). Воспитатель берет лист бумаги формата А4 и делит его на две части — квадрат и прямоугольник (предварительное знакомство со способом сгибания бумаги по диагонали). См. рисунок. Берет кисть и на прямоугольнике рисует дугу зеленого цвета, поясняет: «Это арбузная корка». Спрашивает, каким цветом нужно раскрасить мякоть арбуза. Дети находят краску красного цвета. Воспитатель просит смешать белую и красную краску (на палитрах, в розетках или просто на листах 1 Лагздынь Г. Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для родителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С. 163. плотной бумаги). Дети самостоятельно получают розовый цвет и рисуют ломоть арбуза. Педагог выставляет лист бумаги квадратной формы и спрашивает детей, как можно нарисовать целый арбуз. Рисует зеленой краской круг и спрашивает, как можно показать, что в арбузе есть «окошко» — вырезан ломоть. После ответов детей рисует на арбузе розовое или красное «окошко» в форме листика ивы ли просто проводит широкую дугу розового цвета. Показывает, что остальную часть арбуза нужно раскрашивать, повторяя его очертания — вести кисть не прямо, а дугой (от края к центру) — сначала с одной стороны, потом с другой. Дети рисуют свои сочные, сладкие арбузы. Последующая работа. Дегустация арбуза. Воспитатель читает отрывок из стихотворения 3. Александровой «Арбуз»: Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки — Все в арбузном соке...1 Рисунки детей, аккуратно вырезанные педагогом по контуру, могут быть использованы в игре «Магазин» как товар или украшение витрины. ПРИРОДА «Такие разные фрукты и овощи» Задачи. Учить детей находить различие и сходство между объектами, обобщать объекты по определенным признакам, знакомить с понятиями «овощи» и «фрукты», со значением их в жизни животных и человека. Александрова 3. Смешные человечки / Стихи. — М.: Дрофа, 2003. С. 5. Материалы, инструменты, оборудование. Различные фрукты (как настоящие, так и их муляжи). Желательно подобрать как фрукты местного происхождения (яблоко, грушу, сливу), так и фрукты, произрастающие в южных странах (банан, лимон, мандарин, апельсин); корзина для фруктов; лупы, кусочки разных фруктов, блюдца. Различные овощи или их муляжи; консервированный зеленый горошек, кукуруза; кукла в костюме огородника; мешочек для игры «Угадай, что в мешочке», ящик ощущений, лупы; салфетки, измельченная морковь, свекла, лоскут марли, емкость для сока; пакет овощного сока. Содержание образовательной деятельности. Первую часть занятия воспитатель ведет от лица Чебурашки — знатока апельсинов и всех других фруктов. В этом случае весь предложенный текст говорится от его имени. Воспитатель ставит перед детьми корзину с разными фруктами, накрытую салфеткой, и говорит, что его знакомый садовник прислал Чебурашке и детям в подарок вот такую большую корзину с вкусными фруктами. Нужно отгадать, какие именно фрукты лежат в корзине. И сделать это нужно с закрытыми глазами на ощупь. Дети по очереди закрывают глаза или воспитатель завязывает им глаза платком. Воспитатель говорит, что дети отгадали уже многие фрукты, открывает корзину и выкладывает все фрукты на стол. Вместе с воспитателем дети вспоминают, как они называются. Воспитатель еще раз подчеркивает, что все, что лежит на столе, называется одним словом — «фрукты». Каждый ребенок выбирает один фрукт и исследует его (нюхает, гладит, рассматривает). Воспитатель рассказывает, что многие фрукты растут на деревьях. Одни из них можно выращивать в нашей местности (воспитатель показывает яблоки, груши, сливы — набор фруктов зависит от климатических особенностей местности, в которой находится детский сад), другие любят солнышко и растут только в очень теплых краях. (Воспитатель показывает апельсин, лимон, грейпфрут, гранат, банан.) Воспитатель подчеркивает, что бананы не растут на пальмах, как думают многие, показывает рисунок или фотографию этого растения. Спрашивает, какое животное любит есть бананы? (Обезьяны.) Фруктами питаются многие животные. Воспитатель спрашивает детей, что растет на огороде, выслушивает ответы и говорит, что сегодня в гости к детям пришел огородник (показывает куклу) и принес в подарок детям разные овощи со своего огорода — целый мешок овощей! Воспитатель кладет на стол мешочек с разными овощами и предлагает отгадать загадки. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковь); «Этот овощ мы кладем в борщ и в винегрет, он придает еде красивый цвет» (свекла). Дети должны найти нужный овощ и назвать его. Воспитатель выкладывает на столе морковь, капусту, свеклу, редьку, картофель, помидор, огурец и т. п., вместе с детьми называет их и говорит, что все они называются овощи. Человек выращивает овощи для того, чтобы готовить разные блюда. Воспитатель спрашивает детей, есть ли внутри овощей вода, и вместе с ними проводит опыты. Разрезает огурец (помидор) на кусочки и раздает их детям. Затем спрашивает: что будет, если мы приложим кусочки огурца к салфетке? Оставит ли огурец какой-нибудь след? Дети прикладывают кусочки огурца к салфетке. Что остается на салфетке? Мокрое пятно. Значит, в огурце (помидоре) есть вода. А есть ли вода внутри фруктов? Дети проверяют свои предположения, приложив (с помощью воспитателя) кусочки разрезанных фруктов к салфетке. Воспитатель предлагает попробовать сжать дольку апельсина или мандарина. Что происходит? Что вытекает из дольки? (Сок.) Затем воспитатель отжимает через кусочек марли заранее натертую на терке морковь или свеклу. Что получается? Сок. Воспитатель показывает разные пакеты с фруктовыми и овощными соками, спрашивает, кто из детей какой сок любит больше всего, подчеркивает, что соки очень полезны для нашего здоровья. Обращает внимание детей на то, что соки из фруктов называются фруктовыми, а из овощей — овощными. В заключение дети могут выбрать сок, назвать фрукт или овощ, из которого он сделан, и попробовать его на вкус. Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми сажает в небольшие емкости косточки апельсина, лимона и других фруктов. Проводятся наблюдения за их развитием, дети ухаживают за растениями. Во время ухода за посадками воспитатель рассказывает, что нужно для того, чтобы растения выросли (вода, солнышко, земля). РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Пошла Поля полоть петрушку в поле» Задачи. Развивать монологическую речь детей. Побуждать строить небольшие тексты-описания, высказываться на темы из личного опыта. Обогащать речь детей прилагательными. Уточнять значение обобщающего слова «овощи». Развивать дикцию, фонематическое восприятие. Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих звуков. Материалы, инструменты, оборудование. Большой платок, корзина, машина, овощи (салат, свекла, капуста, редиска, чеснок, картошка, морковь, лук, петрушка). Содержание образовательной деятельности. Дети сидят полукругом. Воспитатель на глазах у детей расстилает на полу большой пла- ток (желательно зеленый, коричневый или желтый), раскладывает на нем овощи. Читает стихотворение: Там морковка, там капуста, Там клубничкой пахнет вкусно. А козла туда, друзья, Ну, никак пускать нельзя1. «Куда нельзя пускать козла?», — спрашивает воспитатель. «В огород», — отгадывают дети или подсказывает воспитатель, обсуждают почему. Воспитатель показывает на платок с овощами, говорит, что это как будто наш огород. В огороде выросли овощи. Спрашивает детей, какие овощи они знают. Выслушивает ответы детей. Предлагает рассмотреть овощи, которые выросли на огороде. Желающие по очереди «собирают овощи», называют их и складывают в корзину. Воспитатель побуждает детей вопросами и подсказками описать внешний вид овощей и рассказать об их пользе, а также спрашивает, какие блюда можно из них приготовить. Очередность игровых действий дети устанавливают сами: ребенок, сорвавший плод, передает корзину другому ребенку по своему выбору. Воспитатель обобщает и расширяет высказывания детей о каждом овоще, составляет небольшой текст-описание, используя точные прилагательные. Далее дети встают в круг. Воспитатель произносит скороговорку «Поля пошла полоть петрушку в поле»2, показывает детям петрушку и поясняет, что Поля — это девочка, полоть — значит выдергивать сорную траву. Дети читают скороговорку стоя, совершая руками условные действия, как будто они пропалывают сорняки. После этого воспитатель предлагает отвезти овощи в овощной магазин. (Организует витрину, раскладывает овощи.) Говорит, что сегодня в магазине продают только те овощи, в названии которых есть звук «с». Дети, желающие что-то купить, должны назвать овощ, выделяя звук «с». Воспитатель побуждает детей строить ролевой диалог, обращаясь к ним со словами: «Здравствуйте! Что вы хотите купить? Как правильно произнести это название? Получите товар. Не забудьте заплатить деньги. Вашу покупку доставят вам домой» и т. п. Названные овощи складываются в машину. Когда все овощи будут сложены в машину, воспитатель снова перечисляет их вместе с детьми, интонационно выделяя звук «с». 1 Степанов В. Окружающий мир. — В кн. Первые уроки. — М.: Омега-Пресс, Оме 2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Г. Науменко. — М.: ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе воспитатель уточняет представления детей о приметах осени, об овощах и фруктах. Дети отгадывают про них загадки, узнают на ощупь и вкус, проводят первые мини-опыты. Воспитатель рассказывает о том, какими овощами питаются животные. Прочитанные художественные произведения эмоционально обогатят впечатления детей. Главным героем недели будет игрушечный заяц. Через общение с ним педагог будет вызывать у детей желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации; подводить детей к составлению текста-повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать. Составляя коллективную композицию «Заюшкин огород», дети будут учиться вырезать морковку (разрезая прямоугольник по диагонали и закругляя уголки), создавать изображение капусты способом обрывной и накладной аппликации. Педагог познакомит детей с русскими народными традициями, произведениями фольклора — поговорками, песенками, играми. Завершением работы над этой темой станет проведение досуга «Капустник». На занятии по математике дети будут учиться устанавливать равенство и неравенство групп предметов (одинаково, больше, меньше).
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на осенние изменения в природе. Вместе с воспитателем дети выясняют, изменился ли цвет листьев на березе, клене, тополе и других Деревьях. А что происходит с хвоинками лиственницы, сосны, ели?
Дети трогают, рассматривают хвоинки этих деревьев. Воспитатель рассказывает, что лиственница осенью меняет свой наряд. Ее хвоинки становятся желтыми, а потом падают на землю. А вот ели, сосны, пихты, кедры (объект исследования зависит от природной зоны, в которой находится детский сад) всегда одеты в наряд из зеленых иголок. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев и хвоинки, объясняет, что у некоторых растений есть иголки-хвоинки: у сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты. (Воспитатель показывает детям хвойные растения участка.) Дети трогают хвоинки, выясняют, острый ли у них кончик. Воспитатель показывает детям листья разных деревьев, называет их и раздает ребятам по одному листу. Каждый ребенок с помощью воспитателя ищет дерево, на котором мог расти этот лист (хвоинка). Дети находят, раскладывают на земле листья разного цвета, сравнивают их. Собирают букеты из осенних опавших листьев. Воспитатель может использовать собранные детьми листья для составления гербария. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке растения произрастают в разных местах: одни там, где много солнышка, другие там, где солнышко бывает редко, в тени. На клумбе растут одни растения, на полянке — другие, на огороде — третьи. Воспитатель обсуждает с детьми, что ест зайчик (дети вспоминают сказку, которую читали), подчеркивает, что в лесу зайчик не может найти капусту и морковку. Поэтому там он ест травку, а зимой — грызет кору, веточки. По аналогии ведется рассказ о том, что ест белочка и другие известные малышам животные. Затем воспитатель предлагает детям найти на участке детского сада еду для зайчика, белки (например, шишки). Если в ближайшем парке есть белки, дети могут покормить их. При этом воспитатель подчеркивает, что кормить животных надо только тем, что они едят в своем лесном доме, например, орешками. А давать белочке печенье, конфеты нельзя. Это пища людей, белки от нее могут заболеть. В тех районах, где позволяют климатические условия, дети во время прогулки посещают огород, вспоминают, какие овощи они выращивали, что они для этого делали. Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Во время наблюдений в уголке природы воспитатель предлагает детям покормить животных кусочками овощей. При этом ребенок называет овощ, которым он кормит морскую свинку или хомячка (если он забыл название, ему подсказывают другие дети или воспитатель). Воспитатель подчеркивает, что овощи очень нужны обитателям уголка природы. Если не включать их в состав корма, животные начнут болеть. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать среди предложенных овощей один и рассмотреть его внимательно, с помощью лупы. Какого цвета этот овощ? Есть на нем трещинки, ямки? Какой он на ощупь — гладкий или шершавый? (Потрогать пальчиком.) Есть ли у него запах? (Понюхать.) Тяжелый он или легкий? Воспитатель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|