Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Игрушки и дидактические материалы, используемые воспитателем на занятии, пополняют игровые уголки. Они способствуют появле­нию новых ролей, новых событий, разных условных действий. Дети используют их в режиссерских играх, когда говорят и действуют за нескольких персонажей. Это приносит радость детям, эмоциональ­ный комфорт.

Можно развернуть игру-драматизацию по мотивам любого из про­читанных художественных произведений. Дети могут принять роли персонажей и на себя. Тогда дети не только выполняют действия, свя­занные с персонажами, но и общаются друг с другом как партнеры, воспринимают участников игры как носителей других ролей. Педагог помогает изобразить характерные особенности некоторых животных (мишка — неуклюжий, говорит низким голосом; лиса — хитрая, голо­сок у нее ласковый, вкрадчивый и пр.). Не надо стремиться к запоми­нанию и точному воспроизведению текста произведения. Дети могут импровизировать, включать в игру других персонажей, придумывать другие события. Здесь должен быть простор для детского творчества. В игру-драматизацию воспитатель отбирает простые, доступные детям игровые действия, однако в них уже вносится оттенок эмоционально окрашенной речи. Педагог учит детей передавать черты характеров персонажей. В такой игре дети учатся согласовывать свои действия, слушать партнера и говорить по очереди.

 

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Конструиро­вание из природного материала. Важно приобщать детей к рассматри­ванию природного материала как средства для создания разного рода поделок, показывать основные приемы построения образа способом


«опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения). Учить «видеть» разные образы в одном элементе природного материала, например, в одном корне, который имеет несколько ответвлений, «видеть» и медузу, и бороду, и метлу без ручки, и букет, и т. п.

Педагог вместе с детьми рассматривает природный материал — ветки, корни деревьев, кустов, желуди, плоды каштана, крылатки клена и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Показы­вает разветвленный корень в разных ракурсах, помогает детям уви­деть разные образы, убирая какие-то детали (закрывая рукой) или дополняя (ягодами, мхом и т. п.)

После рассматривания природного материала, детям предлагает­ся создать увиденный в материале образ. Воспитатель дает им мелкий дополнительный природный материал и пластилин для склеивания деталей. Он нацеливает детей на включение сконструированных об­разов в широкий контекст, например, по мотивам знакомых сказок. Дети объединяют несколько образов на одной «площадке» (подстав­ке), где происходит «доводка» образа. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами типа: «Почему у зайца, щенка и др. уши при­жаты, он чего-то испугался, он трусишка?»; «Почему у твоего героя грустный вид?»; «Он скучает по своим друзьям?»; «Кто у него дру­зья?». Сам воспитатель при этом подсказывает идеи, активно дейс­твует вместе с детьми.

ПРИРОДА «В гости к рябине»

Задачи. Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, пока­зать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материалы, инструменты, оборудование. Сделанные из цветной бумаги фигурки: капелька воды, солнышко, птица; земля в мешочке (все эти предметы можно заранее сделать вместе с детьми). Лупы.

Содержание образовательной деятельности. Занятие проводится на территории детского сада. Воспитатель напоминает детям о путешес­твии в царство цветов и рассказывает, что в этот раз они отправятся в гости к другим растениям — деревьям. Воспитатель просит показать деревья на участке и вспоминает вместе с детьми, как они называют­ся. Затем воспитатель говорит, что сегодня дети отправятся в гости к самому яркому осеннему дереву и описывает его, не называя. После того, как дети отгадали, о каком дереве идет речь, воспитатель гово­рит: «Раз, два, три, к рябине беги!» Дети собираются вокруг рябины. Воспитатель рассказывает:


—Ребята, мы пришли в гости к одному из наших самых люби­
мых деревьев — рябине. О ней придумано много стихов, загадок
и песен! Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй, рябинка! Мы
пришли к тебе в гости!» Посмотрите, она в ответ качает веточками.
Наверное, хочет, чтобы мы с ней познакомились поближе. Давай­
те рассмотрим рябину, расскажем, что есть у дерева (ствол, ветви,
листья, плоды).

—Погладьте кору рябины, какая она — гладкая или шершавая?
Теплая или холодная? Рассмотрите внимательно кору. Кора — это
«одежда» рябины, она ее спасает от холода. А везде ли кора гладкая?
Есть ли на коре трещинки? Может, в этих трещинках есть паучки или
жучки? Сейчас осень, и многие насекомые в это время прячутся на
зиму под корой деревьев, потому что там теплее. Возьмите лупы и
рассмотрите кору еще раз.

—Обнимите рябину. А теперь попробуйте вытащить наше дерево
из земли. Не получается? Почему? Нас ведь так много, и мы так ста­
раемся, а рябина даже с места не сдвинулась. Дерево в земле держат
большие, сильные корни. Так что даже сильный ветер не может вы­
дернуть его из земли.

—Посмотрите на ветви рябины: они толстые или тонкие? Направ­
лены вверх или свисают? А теперь рассмотрим листочки дерева. Где
сейчас больше листочков — на ветках или под деревом? Какого они
цвета? На что похожи? Кто найдет самый большой листочек (самый
маленький)? Давайте возьмем по одному листочку в руки и рассмот­
рим его. Чем он отличает от листочка березы (клена, дуба). Погладьте
листочек — какой он? Обведите пальчиком по краешку листочка. Где
у него кончик? Какой он? Давайте возьмем эти листочки в группу на
память о нашей встрече с рябиной.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает гроздь рябины: ягод много, каждая ягодка висит на своей тоненькой веточке, которые со­единяются в более толстые, а потом объединяются в одну большую общую ветку.

Затем воспитатель говорит детям, что когда ходят в гости, то берут с собой подарки. Давайте и мы подарим дереву подарки. Вот у нас есть солнышко. Как вы думаете, оно нужно рябине? Конечно, оно дает ей свет и тепло. Давайте повесим его на веточку. А еще у нас есть капель­ка воды. Нужна она рябине? Да, дерево пьет воду, как и мы с вами. Значит, подарим рябине и капельку, повесим ее на веточку. Откуда берется вода? Рябину поливает дождик. Весной тает снег, текут ручьи. Они тоже могут напоить дерево. Если летом долго не будет дождя, мы с вами польем землю у дерева. Еще один подарок для рябины у меня в мешочке. Потрогайте, может, вы узнаете, что там находится. (Дети трогают мешочек и на ощупь пытаются отгадать, что в нем лежит.) В мешочке земля. Это тоже подарок для нашей рябины. (Воспитатель открывает мешочек, показывает.) Как вы думаете, нужна рябине зем­ля? Конечно, она растет в земле, земля ее кормит и поит. Давайте вы-


сыплем землю под нашу рябину, чтобы она лучше росла. А еще у нас есть вот такая птица. Деревья любят, когда к ним прилетают птицы. Летом птицы спасают их от гусениц. Посадим птицу на ветку? Скоро зима, еды у птиц становится все меньше. Но многие птицы прилета­ют к рябине лакомиться ее ягодами (дрозды, снегири).

Вот какие замечательные подарки мы подарили нашей рябине! Давайте все вместе вспомним, какие это подарки и для чего мы их по­дарили нашему дереву. (Дети с воспитателем показывают и называют подарки, объясняют их значение для жизни дерева). А еще рябине очень нужны наша забота, внимание и помощь. Поэтому мы еще не раз будем приходить к нашей рябине и осенью, и зимой, и весной, и летом. Зимой мы будем приносить еду для птиц и класть ее в кормуш­ку, наблюдать за птицами.

В конце занятия воспитатель повторяет игру «Раз, два, три, к дере­ву беги!», называя другие деревья участка и обращая внимание детей на то, чем эти деревья отличаются от рябины.

РИСОВАНИЕ «Гроздь рябинки»

Задачи. Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок — приемом ритмичного «при-макивания» ворса кисти. Закрепить представление о строении гроз­ди. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отраже­нию в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа. Наблюдение за деревьями (рябиной, ка­линой), рассматривание их плодов.

Материалы, инструменты, оборудование. Краски гуашевые (крас­ного, оранжевого, зеленого, желтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиоле­тового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфет­ки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеенки для ватных палочек.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает детям букет из веток рябины или отдельную гроздь, предлагает полюбоваться и читает стихотворение:

Как рябина хороша: И кудрява, и стройна. Украшая весь наряд, Гроздья красные горят1.

Автор — А. Аркадьева.


 


Воспитатель предлагает детям нарисовать красками картинку на сюжет этого стихотворения — листочек и гроздь рябины.

Спрашивает детей, как выглядит гроздь рябинки и как ее можно изобразить. Показывает разные приемы модульного рисования с по­мощью ватной палочки или пальчиков.

Затем просит подумать, как можно нарисовать листок рябины. Показывает прием ритмичного «примакивания» всего ворса кисти к листу бумаги. Уточняет последовательность действий, учит детей планировать работу:

— Сначала мы возьмем цветные карандаши и нарисуем в верхней части листа паучка, который путешествует по свету на тонкой пау­тинке, и основу для листочка — черешок — тонкую линию. Рисуем вверху, чтобы осталось место для грозди рябинки. Потом берем кис­точку и рисуем лист рябины — «примакиваем»: шлеп-шлеп, так-так, раз-раз. (Повторяющиеся ритмичные слова «шлеп-шлеп» или другие позволяют детям уловить ритм движения.) Ну, а гроздь рябинки луч­ше всего поместить под листком (см. рисунок). У нас как раз осталось место для ягодок. Рябинку будем рисовать кто как хочет — пальчика­ми или ватными палочками.

Последующая работа. После занятия оформляется экспресс-вы­ставка рисунков для родителей или они используются для оформле­ния зала к осеннему празднику.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Времена года. Осень»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей о вре­менах года, их последовательности и цикличности. Знакомить с за­готовкой продуктов впрок, со способами длительного хранения про­дуктов. Приобщать к традициям и обычаям русского народа.


Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображения­ми разных времен года, несколько засушенных кусочков яблока, гру­ши, сливы (чернослив), гречка, мед, баночки с вареньем и компотом.

. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение. Читает отрывок из стихотворения «Когда это бывает?» (автор — Е. Трутнева):

Пусты поля, Мокнет земля, День убывает. Когда это бывает?'

Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их, отмечает, что в стихотворении говорится про осень. Спрашивает, какое сейчас время года, какая погода на улице, теплая или холодная, идет ли дождик, что происходит с деревьями. Делает вывод, что сейчас на дворе осень. Затем обсуждает, что еще происходит осенью (пти­цы улетают на юг, созревает урожай и т.д.). Предлагает послушать стихотворение и сказать, какие подарки принесла нам осень. Чи­тает отрывок из стихотворения «Осень спросим» (автор — Е. Бла­гинина):

— Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла?

— Принесла я вам муки!

— Значит, будут пирожки!

— Принесла вам гречки!

— Каша будет в печке!

— Принесла вам овощей!

— И для каши и для щей!

— Рады ли вы грушам?

— Мы их впрок насушим!

— А уж яблоки — что мед!

— На варенье, на компот!

— Принесла и меду!

— Полную колоду!

— Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

— Дождику вы рады?

— Не хотим, не надо!2

Трутнева Е.Ф. Проталинки. Стихи. — М: Детская литература, 1973. С. 3. Благинина Е. Стихи, сказки и игры. — М.: Стрекоза-Пресс, 2006. С. 63.


 




Дети вспоминают и называют, какие подарки принесла нам осень, педагог подчеркивает, что именно осенью созревают на полях коло­сья пшеницы и ржи, из которых делают хлеб; фрукты и овощи в садах и на огородах; пчелы накапливают в ульях сделанный ими мед. Затем воспитатель спрашивает детей, знают ли они, какое время года было до осени, какое наступит потом. Предлагает послушать рассказ о вре­менах года — «Четыре желания» (автор — К. Д. Ушинский):

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерз­шей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была.

Запиши свое желание в мою карманную книжку,сказал отец.
Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зе­леному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный

день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету кон­
ца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорит отцу:

Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете1.

После чтения рассказа воспитатель просит вспомнить, что нрави­лось делать мальчику Мите зимой, весной, летом, осенью. По мере называния разных времен года воспитатель выставляет соответству­ющие картинки.

Затем предлагает детям попробовать отгадать загадки о других временах года и сказать, когда это бывает. Зачитывает следующие от­рывки из стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»:

Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет Когда это бывает?

Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает?


Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?

Педагог просит детей вспомнить и назвать последовательно, о каких временах года идет речь. Напоминает детям, что год состоит из четырех времен года — зимы, весны, лета и осени, когда закан­чивается один год, начинается другой, и все повторяется снова, пос­ле зимы наступает весна, после весны — лето, после лета — осень, а после осени — вновь зима. Спрашивает детей, сколько им сейчас лет, выслушивает их ответы. Так как большинству детей в этой группе должно уже исполниться 4 года, обращает их внимание на слово год, подчеркивает его.

Затем воспитатель напоминает, что за осенью наступит зима, ста­нет холодно, землю покроет снег, зимой на деревьях не будет ни яб­лок, ни груш, ни слив, на огороде не будут расти ни морковка, ни ка­пуста, ни помидоры, ни другие овощи. Спрашивает детей, как можно сохранить все подарки осени зимой. Показывает им кусочки сушено­го яблока, груши, чернослив. Дети трогают их, называют, какие они (твердые, сухие, жесткие и т.п.). Затем на глазах у детей воспитатель заливает сухофрукты горячей водой и предлагает им подождать и ве­чером посмотреть, что же будет с ними происходить. В это время до­стает и показывает им баночку с вареньем, дает детям попробовать, спрашивает, что это такое.

Воспитатель обобщает увиденное детьми и рассказывает им, как сохраняют на зиму разные продукты: что овощи можно засолить, овощи и фрукты засушить, фрукты сварить с сахаром и сделать из них варенье, компот или цукаты. Кроме того, овощи, и фрукты можно заморозить и хранить в морозильнике.

В заключение занятия воспитатель предлагает детям послушать загадку:

В сенокос — горька, А в мороз — сладка, Что за ягодка?

(Рябина)

Для того чтобы дети отгадали эту загадку, предлагает им послу­шать подсказку и читает стихотворение Ирины Токмаковой «Рябина» (по ходу чтения поясняет, что хина — это такое горькое лекарство):

Красненькую ягодку
' Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, А она — как хина.


Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. — М.: Стрекоза-Пресс, 2004. С. 19.




То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела?'

Воспитатель объясняет детям, что летом ягоды рябины еще горь­кие, но осенью, после первых морозов, становятся сладкими, вкус­ными и очень полезными — из них делают варенье, пастилу, конфе­ты, ягоды сушат и даже квасят, как капусту.

ЛЕПКА «Банки с соленьями и вареньями»

Задачи. Инициировать (пробудить) интерес клепке осенних пло­дов по представлению. Учить создавать коллективные композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды на разные группы — классифицировать (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Фор­мировать представление о том, что разные плоды можно лепить на основе одних и тех же форм.

Предварительная работа. Беседа о том, как люди готовят запасы на зиму. Рассказ педагога о том, как звери готовятся к зиме. Дидактичес­кие игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь» (муляжи).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, банки небольшого размера для создания коллективных композиций с эти­кетками (на картинках изображены: овощное ассорти, компот, гри­бы, ягоды); клеенки, салфетки, поворотный диск. Картинки с изоб­ражением разных плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Содержание образовательной деятельности. Вспоминает с детьми разнообразие осенних плодов (овощи, фрукты, ягоды, орехи), спо­собы их заготовки.

Показывает пустые банки с красочными этикетками и предлагает наполнить банки соленьями, вареньями и компотами, чтобы помочь куклам сделать запасы на зиму. Дети рассматривают этикетки и стара­ются определить, что можно положить в ту или иную банку. Педагог уточняет и обобщает предположения (ответы) детей: «На этой этикет­ке нарисованы помидор, огурец, кабачок — в эту банку можно поло­жить разные соленья из овощей: красные, желтые и зеленые помидоры, огурцы, кабачки, лук и чеснок. А на этой этикетке мы видим клубничку, малинку, крыжовник — в эту банку можно поместить варенье из ягод. В эту банку — компот из фруктов: яблок, груш, слив. А в эту — грибы».

Токмакова И. Поиграем! Стихи. — М: Эксмо, 2009. С. 67.


Затем педагог показывает шар, заранее вылепленный из красного пластилина, и спрашивает, что это такое. Подводит детей к тому, что может быть несколько вариантов ответов: помидор (помещает в бан­ку с соленьями) или яблоко (укладываем в банку с компотом).

Предлагает детям слепить то, что они сами захотят, чтобы напол­нить банки. Еще раз показывает этикетки и называет: соленья из ово­щей и грибов, компот из фруктов, варенье из ягод. Подсказывает, что каждый ребенок может слепить запасы для наполнения одной банки или нескольких (по своему желанию).

Дети начинают лепить и выкладывают пластилиновые поделки сначала рядом на свою салфетку, чтобы видеть то, что сделано, и срав­нивать плоды между собой (каждый ребенок может слепить от 3 до 7 осенних плодов — разных или одинаковых). Педагог помогает совета­ми, вопросами, индивидуальным показом. За несколько минут до кон­ца занятия педагог проходит с разными банками поочередно и просит наполнить. Дети складывают свои пластилиновые плоды, ориентиру­ясь по этикетке и по виду плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Последующая работа. Использование банок с вареньями-солень­ями-компотами в разных играх («Магазин», «Семья», «Кукольный домик»). Рисование гостинцев для белки (по замыслу).

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие №4

Задачи. Учить детей определять пространственные характерис­тики предметов: широкий — узкий, шире — уже. Показать относи­тельность величины предметов. Учить различать пространственное направление в непосредственной близости от себя: спереди — сзади. Развивать произвольное внимание и память.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, или фланелеграф, или магнитная доска. Три полоски картона или плотной бумаги разного цвета, но одинаковой


длины — 35 см и разной ширины: 10 см, 7 см, 4 см. Четыре игрушки: кукла, машинка, мяч, медвежонок.

Раздаточный материал: по три полоски бумаги разного цвета (на­пример, желтая, синяя, белая) длиной 25 см, шириной: 7 см, 4 см, 2 см соответственно.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель вывешива­ет наборное полотно. Ставит вертикально в него две полоски плотной бумаги или картона разной ширины и цвета — зеленую и красную (см. рисунок). Воспитатель предлагает детям представить, что это дорожки во дворе дома и спрашивает их, одинаковые ли они по ширине. Дети отвечают, что зеленая дорожка — широкая, а красная — узкая.

Воспитатель просит одного или двух ребят по желанию подойти к доске и показать широкую и узкую дорожки. Дети показывают.

Воспитатель, предлагает проверить это. Накладывает узкую по­лоску на широкую. Обращает внимание детей на то, что нижние края полосок должны совпадать. Дети видят, что красная полоска полно­стью уместилась на зеленой, а от зеленой виден еще большой кусок.

Воспитатель предлагает детям представить, как будто папа и мама вышли во двор и гуляют по дорожкам: папа — по широкой, а мама — по узкой.

Двое детей — мальчик и девочка — выходят к доске и «идут», пере­бирая пальцами вверх по полоскам.

Воспитатель просит детей у доски — «папу» и «маму» — выбрать себе «сыночка». Выбранный ребенок подходит к «родителям» и ви­дит, что для него дорожки нет. Тогда воспитатель ставит на доску си­нюю полоску, которая уже красной. И вместе с детьми удивляется, что теперь красная полоска не самая узкая. Она шире синей. Теперь у «сыночка» есть своя дорожка.

У детей на столах две полоски бумаги: желтая и синяя шириной 7 см и 4 см.

Воспитатель просит сравнить их по ширине: наложить одну на другую и определить, какая из них широкая, а какая узкая. Напоми­нает, что полоски должны совпадать по нижнему краю. Дети срав­нивают и показывают сначала широкую желтую полоску, называя ее цвет, а затем — узкую синюю.

Далее воспитатель раздает детям по белой полоске шириной 2 см, просит наложить ее на синюю и определить, какая полоска уже. Ока­зывается, что теперь белая полоска уже, чем синяя.

Далее проводится игра «Что исчезло?».

На столе у воспитателя две игрушки: кукла и мяч.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на стол и запомнить, что на нем лежит. Затем дети закрывают глаза, а воспита­тель убирает одну игрушку, например, мяч. Дети открывают глаза и говорят, что мяч исчез.

Воспитатель возвращает мяч на место. Дети убеждаются, что были правы.


Воспитатель просит назвать игрушки на столе. (Кукла и мяч).

Затем ставит на стол машинку. Теперь на столе три игрушки. Про­сит детей назвать и запомнить их. После этого дети снова закрывают глаза. Воспитатель убирает куклу. Предлагает детям открыть глаза и определить, что исчезло. Воспитатель сажает куклу на прежнее место.

Воспитатель ставит или сажает на стол четвертую игрушку — мед­вежонка. Игра повторяется аналогичным образом.

Воспитатель приглашает детей встать в круги спрятать руки за спи­ной, спрашивает, где сейчас находятся их руки — спереди или сзади. Воспитатель кладет в руки каждому какую-нибудь игрушку, легко оп­ределяемую на ощупь — башенку, мяч, матрешку, машинку и т. п. (Иг­рушки, конечно, будут повторяться.) Просит одного из детей назвать, а затем показать, что у него в руках сзади. Затем спрашивает, кому еще попалась такая же игрушка, и просит сделать так, чтобы эта игрушка оказалась спереди, и ее смогли увидеть остальные дети. Далее воспита­тель выбирает ребенка с другой игрушкой, и игра повторяется.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Синичкина кладовая»

Задачи. Побуждать детей вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Кратко передавать содержание отрывка рассказа. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, интонационную выразительность. Уточнять и закреп­лять правильное произношение свистящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование. Сухая ветка, на ней грибы из бумаги, пластилина и т. п.; тарелочка из соломки, в которой лежат шишки, орехи, семечки. Игрушечная белка. Картинка с нарисован­ной сорокой. Корзиночка с предметами и мелкими игрушками, в на­званиях которых есть звуки «з», «зь» (восемь предметов).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель организу­ет на столе «кладовую белочки»: сухую ветку, на ней развешены гри­бы (из бумаги, пластилина и пр.), тарелочку с шишками, орехами, семечками. Рассматривает эти предметы вместе с детьми. Задает воп­рос: «Кто же все это припас?» Выслушивает догадки и рассуждения Детей. Воспитатель подсказывает, загадывая загадку:

Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка.

(Белка)'

—-- —_----.—.

Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 5.


 




Задает детям вопрос: зачем нужны белочке запасы? Выслушивает рассуждения детей. Затем воспитатель сажает в «кладовую» белку-иг­рушку и спрашивает детей: Каким словом можно охарактеризовать белочку, которая делает запасы? Какая она? (Запасливая).

Воспитатель говорит детям, что запасы на зиму делают многие звери. Читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладо­вая». Демонстрирует иллюстрации по ходу чтения.

Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла.

Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засып­лет. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запаса­ет по-своему.

Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила.

Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала.

Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спитсвой припас сторожит.

Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жуков-пауков, семена-зернышки во все щели спрятала. Кто найдет зимойтот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется/'

Педагог обсуждает с детьми, что их удивило в этом рассказе, что нового они узнали, выслушивает их свободные высказывания.

Затем спрашивает, о ком они хотели бы услышать еще раз, и зачи­тывает отрывки по желанию детей.

После этого предлагает одному из детей по желанию рассказать, как разные звери делают запасы на зиму. Ребенок может пересказать любую часть рассказа.

Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Многие звери запасают на зиму еду. А есть такая птица — сорока (показывает картин­ку), которая запасает в гнезде разные блестящие вещицы». Педагог до­стает корзиночку с предметами и говорит: «Вот как будто гнездо соро­ки. Давайте узнаем, что припасла сорока». Дети подходят к столу, доста­ют предмет, рассматривают его, демонстрируют всем детям и называют.

В игре используются предметы и мягкие игрушки (могут быть по­делки из бумаги, ткани): значок, заколка, зеркальце, запонка, звез­дочка, зонтик, замок, заяц, зебра, ваза, коза, обезьяна.

После этого организуется игра «Скажи, как я». Воспитатель демонс­трирует предмет, называет его, интонационно выделяя звук «з» или «зь». Дети хором произносят слово так же и выделяют звук изолированно.

В заключение дети садятся на корточки и читают скороговорку: «Заяц косой сидит за осокой-травой»2. Меняют громкость, темп и ин­тонацию. Затем задают вопросы, интонационно выделяя одно слово, и отвечают на них:

— Заяц косой сидит за осокой-травой? (Сидит).

— Заяц косой сидит за осокой-травой? (За осокой-травой).

1 Сладкое Н. Синичкина кладовая. — М.: Малыш, 1989. С. 10.

2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Г.М.Науменко. —
М: Детская литература, 1989. С. 23.


НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе продолжит­ся работа по обогащению представлений детей о сезонных изменениях в природе, о том, как животные готовятся к зиме. Дети будут наблю­дать за поведением птиц на улице и питомцев живого уголка группы.

Содержание русской народной сказки «Три медведя» станет ос­новой для разнообразной продуктивной деятельности детей на заня­тиях. На занятии по конструированию воспитатель предложит детям сделать для семьи медведей мебель из строительного материала, на занятии по лепке — слепить миски трех размеров, обучая приему трансформирования формы шара; на занятии по рисованию — укра­сить декоративные салфетки, осваивая принцип ритмичного повтора элементов в узоре. Внутри этой интересной для детей деятельности педагог будет иметь возможность закреплять представления детей о величине, учить их выкладывать сериационный ряд, ориентируясь на параметры величины (длина, ширина, высота) и ее градацию (боль­шой — поменьше — самый маленький, низкий - повыше - самый высокий и пр.) На занятии по познанию окружающего мира продол­жится работа по обогащению представления детей о разнообразии предметов мебели, их назначении.

На занятии по развитию речи будет инициироваться использова­ние прилагательных и диалогическое общение. Дети также будут слу­шать русскую народную сказку «У страха глаза велики» и авторские современные сказки, похожие на нее по сюжету и главной мысли. Воспитатель будет учить их вслушиваться и понимать смысл, выска­зываться и рассуждать, сравнивать услышанные произведения.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как коза избушку построила». 2. Физкультура № 9.1. Разучивание техники прыжков с поворотами вправо, влево; разу­чивание построения в колонну по одному (всей группой). Развитие ловкости: под­вижные игры с бросанием и ловлей «Мяч через сетку», «Подбрось повыше» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Птички в гнездыш­ках». Игры по инициативе детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три мед­ведя».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Миски для трех медведей». 2. Музыка № 9.1. Музыкальная игра-дра­матизация: слушание музыкальной иг­ры-драматизации М. Магиденко «Куроч­ка-ряба». Игра на детских музыкальных инструментах: оркестровка «Заключи­тельной пляски» игры-драматизации «Курочка-ряба» (ударный оркестр: бубны, трещотки, колокольчики).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры. «У медведя во бору». Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей «Мебель» Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Ме­бель». 2. Конструирование из строительного материала. «Мебель для трех медведей».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Лохматый пес», «Мыши в кладо­вой», «Сбей булаву». Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение главы из книги А. И. Введенско­го «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке».
Вечер Знакомство с работой плотника, столя­ра в детском саду (рабочего по зданию). Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Салфетки с узором для трех медведей».

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    2. Музыка № 9.2. Музыкальная игра-дра­матизация: узнавание «Заключительной пляски» музыкальной игры—драмати­зации М. Магиденко «Курочка-ряба». Пение: разучивание «Песни Курочки» в удобной для детей тональности. Музы­кальное движение: разучивание «Заклю­чительной пляски»; творческое движение «Пляска Деда», «Пляска Бабы», «Пляска Курочки», «Пляска Мышек» (во всех тан­цах участвуют все дети группы).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Лохматый пес». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Кро­лик, который никого не боялся».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «У страха глаза велики» (русская народная сказ­ка). 2. Физкультура № 9.2. Закрепление уме­ния строиться в колонну по одному (всей группой, самостоятельно); ползать на чет­вереньках между предметами с различной скоростью. Развитие быстроты: подвиж­ные игры «Бездомный заяц», «Ловишки» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Н. Носова «Затейни­ки».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель объясняет, что наступил пос­ледний месяц осени — ноябрь. (В северных регионах ноябрь — это Уже первый зимний месяц.) Воспитатель подчеркивает, что стано­вится все холоднее. Дети продолжают наблюдать за лужами, обра-Щая внимание на то, что они все чаще по утрам покрываются коркой льда. Воспитатель рассказывает, что многие животные в лесу, на лугу


и даже на территории детского сада готовятся к зиме. Многим из них тоже нужны домики, правда, домики у них особенные, они не похо­жи на дома людей.

Воспитатель спрашивает, кто из детей знает, что делает зимой бу­рый медведь. Воспитатель рассказывает, что бурый медведь зимой спит в своем доме, который называется берлогой, а осенью он очень много ест, чтобы накопить запасы жира, ведь он всю зиму спит без пищи. Это только в сказках медведи живут в домиках, едят из тарелок и спят в кроватках (дети вспоминают недавно прочитанную сказку «Три мед­ведя»). Воспитатель рассказывает, что берлога настоящего медведя обычно бывает в густой чаще леса, куда трудно добраться людям. Этот зверь роет берлогу под корягами больших деревьев. Зимой ее заносит снегом, будто медведь укрывается снежным покрывалом, под которым ему не холодно спать всю зиму. (Демонстрация картинки.)

Воспитатель предлагает продолжить в течение недели наблюде­ние за птицами, чтобы выяснить, какие из них остались зимовать. Дети кормят птиц, подкладывая еду (пшено, семена подсолнечника, хлебные крошки) в кормушки во время каждой прогулки. Воспита­тель обращает внимание на то, что разным птицам нужна разная еда. При этом дети не кормят птиц конфетами и другими сладостями, так как от этого те могут заболеть. Воспитатель обращает внимание на то, как распуше<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...