РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Посуда бывает разной»
Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать их в речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать задавать вопросы. Уточнить значение слов, обозначающих предметы посуды, и обобщающее наименование «посуда». Активизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль». Материалы, инструменты, оборудование. Предметы посуды: кастрюля, ложка, вилка, тарелка, солонка. Картинки с изображениями предметов кухонной, столовой и чайной посуды. Мел, наборное полотно, метка. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все пробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней и подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась: — Машенька!Да неужели ты у нас большая становишься? А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал: — Мы и не заметили, как Мария выросла. Не только пол метет, но Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают1. После чтения рассказа педагог спрашивает детей: — Как Маша пыталась стать взрослой? Что она для этого делала?
1 Книга для чтения в детском саду и дома: 2—4 года / Сост. В. В. Гербоваидр. — М.: Оникс, 2005. С.203. — Хотите послушать еще раз, каким словами заканчивается рас — Какие еще дела можно сделать, чтобы о мальчике или о девочке Воспитатель выслушивает рассуждения детей, обобщает и расширяет их ответы. (Дети могут убрать игрушки, полить цветы, помочь пропылесосить и постирать, застелить постель.) Затем педагог предлагает детям произнести чистоговорку: Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Галя в кухне прибрала. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Это взрослые дела. Повторяют чистоговорку 3-4 раза в умеренном темпе, негромко, помогая себе пальцами рук. Затем педагог говорит детям: — Мыть посуду — очень взрослое дело. А вы моете посуду? Ка После этого организуется игра «Угадай по описанию». Педагог описывает предметы посуды, а дети угадывают, что это: — Кашу и суп зачерпнет и отправит в рот. (Ложка.) — Отправит в рот омлет и пару вкусных котлет. (Вилка.) — У нее есть две ручки и крышка. Ее ставят на огонь и варят в ней — В нее борщ и щи наливают и на стол выставляют. (Тарелка.) — Бывает разной: стеклянной, деревянной. Всех привечает, солью По мере отгадывания загадок-описаний педагог выставляет на стол предметы посуды. Затем с этими предметами организуется игра «Угадайка». Воспитатель загадывает предмет, просит детей закрыть глаза и подкладывает под него метку. Чтобы отгадать, какой предмет загадал воспитатель, детям надо задавать о нем вопросы, например: — Этот предмет металлический? Он деревянный? В него кладут Следующую загадку загадывает тот, что отгадал предмет. Очередность в игре, таким образом, устанавливают сами дети. После игры педагог спрашивает детей:
— Как назвать одним словом тарелку, солонку, кастрюлю? — Зачем нужна посуда? Обобщает ответы детей: посуда нужна, чтобы из нее есть и в ней готовить еду. Предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение Б. Заходера «Повара»'. Воспитатель спрашивает детей, в чем же этот секрет. Почему очень трудно готовить обед, когда готовишь его сам? Выслушивает рассуждения детей и обобщает их ответы. (Чтобы было легко готовить обед, надо хорошо уметь это делать: мыть овощи, чистить, резать, тереть, жарить.) Затем педагог говорит детям, что обед готовят в посуде. Эта посуда называется кухонная. Спрашивает, какую кухонную посуду они знают? Задает наводящие вопросы: в чем варят суп? Жарят котлеты? Моют овощи? Объясняет детям, что посуда, в которой подают к столу обед, называется «столовая посуда». Спрашивает, какую столовую посуду дети знают? В чем подают к столу суп? Из какой посуды едят первое блюдо? Второе? Затем воспитатель напоминает детям, что чай пьют из чайной посуды, и спрашивает, какую чайную посуду они знают. В чем подают к столу сахар? Хлеб? Из чего пьют чай? В чем заваривают чай? В процессе беседы воспитатель демонстрирует картинки, на которых изображены предметы посуды. Дети рассматривают их. В завершение занятия проводится игра с мячом. Дети встают в круг, и педагог объясняет им правила игры: «Я буду бросать мяч и называть слово. Если это слово подходит к посуде, надо перекинуть мяч и согласиться — да, столовая; да, чайная. А если не подходит, сказать — нет, не пушистая; нет, не дождливая. В игре используются слова: новая, старинная, красивая, молодая, чистая, грязная, дорогая, воздушная, кофейная, кухонная, фарфоровая, шерстяная, деревянная, пластмассовая, морская, стеклянная, глиняная, керамическая, кружевная, кислая, хрупкая, бьющаяся. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Чудеса, да и только» Наталья Абрамцева Задачи. Развивать интерес детей к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает на чайный сервиз, стоящий на столе, и спрашивает детей, что это. Предлагает рассмотреть, что в нем есть, называя каждый предмет и вспоминая, для чего он нужен. Последней рассматривается сахарница.
412 Заходер Б. Моя Вообразилия. — М.: Оникс, 2005. С. 18. Педагог предлагает детям сесть поудобнее и послушать сказку про одну старую сахарницу1, которую написала детская писательница Наталья Корнельевна Абрамцева. Читает текст произведения, показывая иллюстрации книги по ходу чтения. После чтения воспитатель беседует с детьми примерно так: — Какая удивительная история произошла со старой сахарницей? Дети могут давать свое описание, не всегда совпадающее с текстом. Педагог поддерживает это, стимулируя и других детей рассказать о своих собственных представлениях. Дети этого возраста склонны повторять ответы других детей. Тогда можно попросить детей закрыть глаза, представить свою Струмышку и рассказать, какая она. Хорошо, если представления детей будут разными, тогда воспитатель подчеркивает, что Струмышки — это сказочные, придуманные существа. После обсуждения воспитатель еще раз зачитывает описание Струмышек из текста сказки и спрашивает: — Вспомните, в какой семье произошла эта история, кто в ней — Какие чудеса стали твориться в доме после появления Стру При этом воспитатель направляет обсуждение каждого события: как у папы вертолет превратился в лягушонка из золотых пылинок; как костюм, сшитый мамой, стал бальным платьем феи; на столе у девочки появился букет из невиданных золотисто-желтых цветов. — Как вы думаете, Струмышка была доброй или нет? Веселой или — А если бы вы превратились в такую Струмышку, какие бы вол
После ответов детей, воспитатель обращает внимание, что все детские «волшебства» тоже были добрыми, значит дети — добрые люди. Заканчивая занятие, воспитатель еще раз зачитывает последние фразы сказки: «Вот и кончились странные неожиданности в этом доме...» Последующая работа. Педагог может в свободное время смастерить струмышек из кусочков меха или ткани, перевивая ткань нитками (см. рисунок), и предложить детям придумать с ними свои игровые сюжеты. Текст сказки Н. Абрамцевой можно найти на сайте: http://www.strumishka.narod МАРТ. 25 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Дети продолжат знакомство с творчеством К. И. Чуковского, одним из ярких событий станет чтение сказки «Путаница». Педагог будет стараться вызвать у детей веселый эмоциональный отклик на юмористические ситуации, стимулировать возникновение игр-придумок, игр-шуток, в которых они смогут видоизменить сюжет, добавить новых героев, воплотить свои замыслы в рисунке. Герои «Путаницы» — лисички, которые зажгли море, помогут педагогу с детьми вспомнить правила безопасного поведения, обсудить, почему нельзя одним зажигать спички, какие опасности подстерегают на кухне, что делать, если случится пожар и пр. Так воспитатель будет вовлекать детей в содержательное общение, учить их рассуждать. Формированию представлений о безопасном поведении будет способствовать и чтение художественной литературы вне занятий. По мотивам русской народной потешки «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» дети слепят объемную коллективную композицию. В процессе этой работы воспитатель будет развивать у них инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и взаимопомощи, умение распределять работу и следовать замыслу. Получившийся макет обогатит предметно-игровую среду, дети смогут использовать его в самодеятельной игре, проигрывая услышанные сюжеты и придумывая новые повороты событий. На занятии по конструированию дети будут учиться обследовать образец постройки, конструировать трамвай по образцу и преобразовывать его по условиям, пристраивая и надстраивая теми же деталями, что использованы в образце.
Прогулка
| Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Прятки». Игры по инициативе детей.
|
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. На второй неделе весны дети, в зависимости от природной зоны, в которой они проживают, наблюдают за изменениями снежного покрова, отмечают, что снег становится более рыхлым, влажным, меняет свой цвет, солнце светит чаще и все выше поднимается вверх на небе (на севере отмечают изменение соотношения дня и ночи), наблюдают за таянием снега, лужами. Воспитатель обращает внимание на то, что днем бывает намного теплее, чем ранним утором и вечером. Дети выясняют, прилетают ли птицы на кормушки; рассматривают через лупу, трогают почки деревьев, кустарников, нюхают их. Воспитатель обращает внимание на то, что почки стали больше, чем были зимой, они сильно пахнут. Дети ищут на коре деревьев влажные участки, капельки, потеки. Воспитатель объясняет, что эту «водичку» из земли для дерева достают корни. Люди говорят, что весной на стволе деревьев можно найти капельки сока. Дети внимательно обследуют кору березы, воспитатель рассказывает, что иногда люди весной собирают березовый сок, для чего делают разрезы на коре и собирают сок в баночки. Когда баночку убирают, из «ранки» на стволе продолжает течь сок, дерево болеет. Так делать нельзя, березки нужно беречь, они так красивы, они делают наш воздух чище, к ним прилетают птицы. Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Дети сажают овес, лук, петрушку, другие растения и наблюдают за их развитием. Две одинаковых по внешнему виду луковицы высаживают в одинаковые по размеру баночки и ставят рядом на окне. При этом в одну баночку воду наливают, а в другую — нет. По окончании опыта воспитатель обсуждает, почему у одного лука (в баночке с водой) появились зеленые стрелки, а у другого — нет. Воспитатель выкладывает на подносе картофелины для наблюдений за появлением у них проростков. Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры. Содержание образовательной работы на этой неделе благоприятно для развития фантазии детей, их творчества. Произведение К. И. Чуковского «Путаница» может вызвать эмоциональный отклик, возникнут игры-придумки, игры-шутки, в которых каждый герой захотел быть кем-то другим. Не обязательно точно воспроизводить содержание стихотворения, можно побуждать к придумыванию разных небылиц, не свойственных герою действий, совмещение реальных и фантастических событий и персонажей, взаимодействующих в самых неожиданных ситуациях. Это будет создавать веселое настроение. Воспитателю стоит поддерживать эти придумки и самому включаться в процесс творчества. Необходимо помнить, что ребенку этого возраста не всегда легко придумать самому действие «наоборот», а гораздо легче осуществить его правильно, в соответствии со своими представлениями. Воспитатель помогает детям, опираясь на тексты стихотворений-путаниц, как на образец, но показывая и противоположные действия, причем многим детям может понадобиться и объяснение. Например, воспитатель напоминает строки из стихотворения: «рыбы по небу летают» и спрашивает детей: «Ой, рыбки-то раньше плавали, а теперь все наоборот — летают! А улитки? Они обычно ползают, а сейчас, наверное... прыгают! А лягушки — как вы думаете? Кто тут у нас лягушка — ты, Коля? Что лягушки будут делать, когда все перепуталось? Правильно, по деревьям лазают! А еще кто что придумает? Ты мышка? Ты свинка? Как ты разговариваешь, когда все перепуталось?» Это помогает детям осознать понятие «наоборот» и в дальнейшем самостоятельно играть в «путаницу». Возможно, кого-то из детей заинтересует занятие по лепке про Кошкин дом. Если персонажей, вылепленных на занятии, объединить на общем макете, может получиться игровая ситуация для развертывания самодеятельного сюжета с ними. Дети могут вылепить и других персонажей, прибежавших на помощь кошке. Свои поделки дети с удовольствием могут использовать в играх. Они обогащают предметно-игровую среду. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Огонь» Задачи. Познакомить детей с огнем, пламенем, светом, электричеством. Подвести к необходимости аккуратно обращаться с огнем и электричеством, довести до сознания детей, как важно безопасное поведение. Познакомить с людьми и службами, которые отвечают за безопасность. Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением пожарной машины и пожарного в форме, огнетушителя. Небольшие кусочки бумаги, ткани, дерева и пластмассы, спички, зажигалка. Увеличительное стекло (лупа). Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадывает детям загадку (в случае затруднения дает ответ сам): Поселились в теремок — Очень тесный коробок — Опасные сестрички — Тоненькие... (спички).1 Педагог спрашивает детей, что такое спички, зачем они нужны людям. (С помощью спичек зажигают свечки, газ в кухонной плите, Дрова в костре или печке.) Обсуждает с ними, почему со спичками нельзя шутить, нельзя играть, напоминает, что огонь очень горячий, он может больно обжечь. Вспоминает с детьми, как еще можно зажечь огонь (с помощью зажигалки). На безопасном расстоянии от детей с соблюдением мер предосторожности воспитатель показывает, как быстро вспыхивает и загорается от огня спички бумага, ткань, деревянный карандаш, начинает 1 Автор - А. Аркадьева.
т плавиться пластмасса. Вместе с детьми делает вывод, что от огонька спички или зажигалки могут быстро загореться разные предметы и начаться пожар. Рассказывает, что нельзя опрокидывать горящую свечу, помещать близко к лампе накаливания занавески, класть пластмассовые, бумажные, деревянные предметы близко к пламени, например, плиты. Предлагает детям послушать, что случилось однажды с девочкой Леной (зачитывает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»1 от слов «Мать на рынок уходила...» до слов «Вынес Лену из окна».) Воспитатель спрашивает детей, поняли ли они, как пожарные потушили пожар, делает вывод, что обычно огонь можно потушить водой. Педагог рассматривает с детьми изображения пожарных в форме, спрашивает их, зачем нужны пожарным каска и рукавицы. Затем показывает детям иллюстрации с изображением пожарной машины, обсуждает, зачем нужен шланг, почему у пожарной машины есть лестница, когда она может понадобиться. Рассказывает, что когда пожарные машины спешат на пожар, они включают мигалку и сирену, чтобы другие машины видели и слышали их и уступали им дорогу. Спрашивает у детей, почему у машины красный цвет. Объясняет, как можно выжигать при помощи увеличительного стекла. При возможности, показывает, как работает выжигательный прибор, как создаются узоры на дереве. Рассказывает, что каждый год от пожаров погибает много леса: если в лесу остается непогашенный костер, кусок стекла, который действует, как увеличительное стекло, дымящийся окурок сигареты, то в сухую погоду легко может возникнуть пожар. К тушению привлекают вертолеты, сбрасывающие воду. Место, которое горит, пытаются огородить от других частей леса, выкапывая канавы. Поэтому, уходя из леса, нужно быть аккуратным и обязательно проверить, не остался ли непогашенным огонь. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что огонь приносит много пользы людям, он согревает, дает свет, на огне можно приготовить еду, но обращаться с огнем нужно очень осторожно. Напоминает о правилах поведения: дети не должны сами брать спички или зажигалки, играть с ними. Последующая работа. Воспитатель проводит с детьми экскурсию по детскому саду, показывает им противопожарные устройства, которые есть в детском саду. На прогулке объясняет детям, как пользуются огнетушителем, где хранится песок, лопата, шланг. ЛЕПКА «Тили-тили-тили б ом!» Задачи. Учить детей создавать в сотворчестве с педагогом и друг с другом коллективную композицию по мотивам знакомого литературного произведения. Вызвать интерес к лепке животных по своему выбору и включению их в единый сюжет. Инициировать поиск способов лепки для передачи образов. Показать способ лепки огня (пожара) из пластилиновых жгутиков и лент разного цвета (красного, желтого, оранжевого, коричневого). Формировать навыки сотрудничества, умение распределять работу и следовать замыслу. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, крышка от картонной коробки для создания коллективной композиции, силуэт кошкиного дома с прорезной дверцей и окошком, пластилиновая кошка с выпученными глазами. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям потешку «Тили-тили-тили-бом»: Тили-тили-тили-бом. Загорелся Кошкин дом! Загорелся Кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом. А лошадка — с фонарем, А собачка — с помелом, Серый заюшка — с листом, Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!' Педагог показывает детям основу для коллективной композиции с силуэтом или макетом Кошкиного дома, созданным из картона или картонной коробки. Прикрепляет к окошку и крыше несколько пластилиновых струек дыма и огня, повторяет первые строчки потешки: — Тили-тили-тили-бом, Загорелся Кошкин дом...
1 Маршак С.Я. Детям / Сказки, стихи, загадки, песни. — М.: «Планета детства», 2006. С. 145. 1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 107.
Показывает, как пластилиновая кошка выскочила из дома с выпученными глазами: «Кошка выскочила, глаза выпучила». Ставит кошку рядом с домом. Продолжает лепить пожар из пластилиновых жгутиков и лент (сплющенных столбиков) разной длины и ширины, извивая и скручивая их между собой. Вовлекает детей в лепку пожара, который постепенно охватывает весь Кошкин дом. Дети самостоятельно лепят свои струйки дыма и огня (раскатывают валики и жгутики, некоторые из них сплющивают, скручивают, свивают и переплетают между собой), затем прикрепляют к картонному домику, размещая на окнах, крыше, трубе, стенах или на земле возле дома. Воспитатель поощряет самостоятельные находки детей. Затем педагог говорит, что так скоро сгорит весь Кошкин дом вместе со всем добром. И предлагает детям слепить разных животных, которые примчались, прилетели, прискакали, приползли на помощь Кошке. Спрашивает, кто это может быть (курочка, уточка, цыпленок, мышонок, лягушонок, жук, бабочка, зайчик, овечка и т. д.), и как они будут тушить пожар. Дети называют разные предметы, в которых можно принести воду для тушения пожара (миска, кружка, ведро, шланг, чайник, бутылка и пр.). Педагог начинает лепить курочку с ведром. Дети обдумывают свои замыслы и включаются в общую работу — самостоятельно лепят разных животных. Мелкие предметы, которые нужны животным для тушения пожара, педагог может слепить сам и предложить детям на выбор или советует изготовить из мелкого бытового и бросового материала (колпачок фломастера, скорлупа грецкого ореха, шапочка желудя, наперсток, крышечка от флакона и т. д.). По мере готовности дети приносят лепные фигурки на основу для коллективной композиции и стараются разместить так, чтобы передать их движения: как животные спешат потушить (залить водой) Кошкин дом. Воспитатель помогает распределить фигурки по всему свободному пространству, комментирует: «Зайчик быстро прискакал, принес водицы в капустном листочке. Бабочка прилетела и крылышками замахала — быстро-быстро. Мышонок прибежал и в хвостике принес мисочку водицы...» Детям, которые раньше других справились с заданием, советует слепить что-нибудь еще в помощь для тушения пожара, например, лужицу или ручеек. Педагог знакомит детей с разными приемами размещения пластилиновых фигурок в трехмерном пространстве: например, бабочку и птичку укрепляет на трубочках для коктейля или зубочистках, которые втыкает в пластилиновые шарики (кочки), чтобы передать полет над землей. По мере заполнения композиции педагог начинает снимать некоторые струйки дыма и огня и предлагает порадоваться, что зверушкам удается ловко тушить пожар. Обращает внимание детей на нравственную сторону характеров и поведения животных (добрые, отзывчивые, смелые, дружные). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «П у т а н и ц а» Корней Чуковский Задачи. Знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Развивать способность внимательно слушать, чувствовать рифму, понимать юмор стихотворения. Вызвать желание поиграть «в путаницу». Учить детей показывать того или иного персонажа через его характерные движения. Материалы, инструменты, оборудование. Шапочки-маски или бумажные ободки на голову с изображением персонажей (по 2 штуки): котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, кит, крокодил, ерши, лягушата, птицы, лошади, мухи. Игрушки, похожие на бочонок, ковш, шланг, ушат. Кусок синей ткани — «море», бумажный ободок с изображением языков огня. Содержание образовательной деятельности. В гости к детям приходит «заинька-паинька» (мягкая игрушка зайца), который приносит несколько детских книг с уже знакомыми детям произведениями К. И. Чуковского. Он говорит детям, что принес для них книги своего любимого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Показывает книги. Воспитатель говорит, что дети тоже любят и знают эти произведения, спрашивает детей, помнят ли они, как назы-
ваются книги, про кого в них рассказывается. Замечает, что одна из книг — новая, еще не знакомая детям. Показывает им обложку книги и спрашивает: «Интересно, о чем эта книга?». Дети по обложке и другим картинкам пытаются угадать. Воспитатель разыгрывает недоумение и говорит, что ничего не может понять: на картинках нарисованы рыбы, гуляющие по улице с зонтиками, жабы, летящие по небу — все перепутано. Заинька говорит, что книжка так и называется — «Путаница»1 и предлагает ее прочитать. (Воспитатель читает текст книги, сопровождая чтение показом иллюстраций.) После чтения воспитатель задает детям вопросы: —Какая путаница произошла однажды у зверей? —Кто из них первым не пожелал говорить как обычно? (После —За котятами и другие звери решили немного пошалить — что —Кто из зверей не захотел шалить? Что он делал? (После ответов —А как произошла беда и загорелось море? (После ответов детей —Как тушили пожар на море? Кому удалось его потушить? (Дети —Как вы думаете, будут звери еще так шалить? Педагог показывает детям иллюстрации к книге, спрашивает, какие моменты изображены на них, какой из рисунков им особенно нравится. Далее воспитатель предлагает детям поиграть в «Путаницу». Вносит шапочки-маски и некоторые элементы костюмов. Желающие поиграть дети выбирают роли и группируются: «котята», «лягушата», «утята» и пр. Готовятся средства пожаротушения: шланг, бочонок, ушат, ковшик, тазик и др. предметы. На полу воспитатель расстилает кусок синей ткани — «море», кладет «огонь» в виде ободка, вырезанного из бумаги и раскрашенного. Педагог еще раз читает текст стихотворения, дети подключаются с импровизированными движениями и звукоподражаниями своих персонажей. В заключение обсуждает. 1 Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1981. С. 85.
РИСОВАНИЕ «П утаница-перепутаница» Задачи. Вызвать у детей интерес к сюжетному рисованию по мотивам шуточного стихотворения и созданию коллективного альбома рисунков-шуток. Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами. Формировать композиционные умения — размещать изображение по всему пространству листа бумаги, расположенного вертикально. Развивать чувство юмора. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Предварительная работа. Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Путаница». Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета одного размера (формат А4), художественные материалы на выбор — краски и кисти, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации к стихотворению К. И. Чуковского «Путаница», самодельная обложка для оформления детской книжки с картинками-шутками. Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает с детьми стихотворение К. И. Чуковского «Путаница», показывает иллюстрации к стихотворению и предлагает сделать свою книжку «Путаница» — нарисовать шуточные картинки и собрать их под одной обложкой. Показывает обложку с названием «Путаница» и поясняет, что все странички в нашей книжке будут одинаковые — одного размера и одинаково разместятся под обложкой, поэтому во время рисования их нужно положить вот так (показывает вертикальное положение листа бумаги), просит детей взять листы, положить на стол и показать друг другу (соседу по столу). Затем педагог спрашивает детей, кто какую путаницу нарисует. Если дети затрудняются с ответами, педагог называет варианты «перевертышей», например: рыбки и лягушки летают по небу, слоник спит на цветке, зайчонок вместо белого или серого стал какого-то необычного цвета (оранжевого, розового, в горошек или полоску). Педагог предлагает детям вместе придумать перевертыши и подсказывает способы трансформаций образа (изменение цвета, величины, способа передвижения или обитания и т. д.). Напоминает, что картинки-шутки нужно рисовать по всему листу: например, внизу горящее море, вверху солнце и облака, а посередине — летящую свинку. Или же рисовать по всему листу бумаги (танцующих рыб, поющие цветы). Дети вспоминают сюжет стихотворения и выбирают один эпизод или же придумывают свой (как фантазийное развитие знакомого сюжета) и начинают рисовать шуточные картинки. Художественные материалы они также выбирают по своему желанию — краски, цветные
карандаши или фломастеры. Если кто-то из детей захочет нарисовать свою шутку, не связанную с текстом стихотворения, педагог поясняет, что книжка называется «Путаница», поэтому в ней могут быть любые картинки-шутки. В конце занятия дети показывают педагогу и друг другу свои шуточные рисунки и рассказывают, что на них изображено. Педагог поощряет удачные идеи и находки детей. Рисунки, выполненные сухими материалами, дети сразу собирают под общую обложку с названием «Путаница». Картинки, нарисованные красками, выкладывают на просушку. Последующая работа. Завершение оформления альбома шуточных рисунков «Путаница», обсуждение сюжетов и юмористических ситуаций, авторами которых являются сами дети. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Трамвайчики» Задачи. Формировать обобщенные представления о конструкции трамвая и его функциональном назначении. Развивать обобщенный способ обследования образца (выделять объект в целом, затем его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее — детали, из которых построена каждая часть; в заключение — объект в целом). Учить конструировать трамвай по образцу и преобразовывать его по условиям (в высоту, длину), пристраивания и надстраивая теми же деталями, что и в образце. Называть пространственные характеристики: высокий — низкий, длинный — короткий. Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка; игрушечный трамвай или иллюстрации с изображением данного вида транспорта; образец конструкции трамвая, состоящий из двух пластин (крыша и основание), одной призмы, одного кирпичика (дуга), четырех кубиков и четырех брусков (колес); маленькие игрушки — пассажиры. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать еще одно стихотворение Корнея Ивановича Чуковского и читает первые строки из сказки «Тараканище»' от слов «Ехали медведи...» до слов «Пряники жуют». Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к этому эпизоду и предлагает им построить трамвайчик и покатать на нем зайчиков и другие игрушки. Показывает детям игрушечный трамвай (или иллюстрации с его изображением), предлагает его назвать и сказать, что они знают о трамвае. Далее педагог переключает внимание детей на трамвай-образец (см. рисунок). Организуется обследование конструкции трамвая: —Что это? (Трамвай.) —Что есть у трамвая? Какие у него основные части? (Он стоит на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|