Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Представления детей о сезонных изменениях в природе весной обогатятся на занятиях и в процессе реальных наблюдений. Педагог обратит внимание на смену одежды весной самих детей и может подкрепить эти наблюдения, предложив детям надеть сезонную одежду на кукол, которых берут на прогулку. Присутствие игрушек - героев сказки «У солнышка в гостях» в группе может побудить детей разыграть прочитанную сказку и придумать свои сюжеты с этими персонажами. «Холодильник», вылепленный детьми на занятии по лепке, может пополнить игровой уголок. Дети в процессе игр могут добавлять туда необходимые «продукты», как реально вылепленные, так и условно обозначенные какими-либо предметами (сыром и маслом могут быть бруски из строительного материала желтого цвета, фруктами — разноцветные пластмассовые шарики, сосиски можно сделать из скрученной бумаги и пр.). Наполненный холодильник будет побуждать детей к развитию сюжетов на тему семьи, кафе, гостей. Если воспитатель сочтет нужным принять участие в игре детей, он будет смещать акцент на словесное обозначение предметов и действий. Например, в роли официанта или повара он может создать воображаемую ситуацию угощения мнимыми «продуктами», показав жестом размещение продуктов на тарелке, наливание чая, снимание горячих блинчиков со сковороды, лепку пирожков через условные действия ладошками и т. д. Такие условные изображения обязывают участников игры сопровождать свои действия словами, чтобы партнер по игре понял эти действия. Тем самым возникает взаимодействие между партнерами, понимание смысла тех действий, которые выполняет один из них. Мнимые воображаемые действия способствуют более активному развитию сюжетной линии игры, поскольку дети уже не задерживаются на выполнении специфических действий, связанных с ролью.
Введение жестового обозначения действия и замены его словом происходит у детей группы не одновременно, и может сложиться такая ситуация, когда хорошо играющий ребенок уже активно их использует, а его сверстник с трудом понимает происходящее. Воспитатель подсказывает, что происходит, в вопросной форме: «А это что у тебя, тарелочка? А почему ты ее жаришь? Ах, это блинчик... Так ты говори, а то мы с Витей не поняли». Тем самым педагог стимулирует речь, общение, игровое взаимодействие детей и незаметно помогает более «слабому» ребенку влиться в играющее детское сообщество, не вызывая нетерпеливого раздражения или других негативных реакций у более «сильного». Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Конструирование из крупных модулей (блоков). Используя крупные мягкие цвет- ные модули, дети вместе с воспитателем могут сконструировать кухонную мебель: стол для приготовления еды, обеденный стол, стулья, холодильник. Разложить муляжи овощей и фруктов в холодильник, приготовить из них угощение для гостей-игрушек. По ходу игр воспитатель может изменять конструкции, их пространственное расположение, мотивируя это тем, что так удобнее принимать гостей: усадить их, разложить угощение на тарелки, поставить салфетки; легче доставать продукты из холодильника, но, так как он большой и не должен мешать хозяевам и гостям, его лучше поставить в углу кухни и т. п. ПРИРОДА «В е с н а» Задачи. Продолжить знакомство детей с временами года и их отличиями, показать связь между живой и неживой природой, сформировать представление об особенностях весны. Материалы, инструменты, оборудование. Аудиозаписи весенних звуков природы; иллюстрации весенних и зимних пейзажей и отдельных весенних явлений (прилет птиц, скворечники, картинки и фотографии первоцветов, бегущих ручьев, таяния снега, по-весеннему одетых детей и т. п.) и зимних явлений (сугробы, дети в зимней одежде, на санках, лыжах, кормушки с птицами, лед на реке и т. п.).
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашивает детей, какое сейчас время года. Если дети говорят, что весна, воспитатель делает вид, что сомневается: «А мне кажется, что еще зима не окончилась. Смотрите, и снег на улице есть. Можете мне доказать, что сейчас весна?» Воспитатель выслушивает детей и показывает им зимний и весенний пейзажи, просит выбрать тот, который соответствует текущему времени года. Затем картины кладут на стол или на ковер. Воспитатель показывает детям по очереди изображения зимних и весенних явлений и обсуждает с детьми, к какому из пейзажей они относятся: «Вот у меня в руках рисунки снежинки и капельки. На какую картину мы положим снежинку, а на какую — капельку? Почему? Конечно, снег у нас бывает и весной, но весной он уже начинает таять. Появляются лужи, бегут ручейки. Значит, снежинку мы положим на... (ответы детей) зимний пейзаж, а капельку... (ответы детей) на весенний». Подобным образом обсуждаются другие пары картинок, например, зимняя кормушка с птицами и скворечник, река подо льдом и ледоход на реке, дерево со снегом на ветках и дерево с первыми листиками и т. п.
После того, как все картинки распределены, воспитатель включает аудиозапись весенних звуков (дождь, пение птиц) и спрашивает детей, в какое время года можно услышать такие звуки. Воспитатель напоминает, что весна бывает разной, окончился только первый месяц весны. Весна будет продолжаться еще долго. Будет становиться все теплее и теплее, потому что солнышко будет греть все сильнее, снег растает, на деревьях вырастут листочки, зазеленеет трава, прилетят птицы, бабочки, дети высадят растения на клумбе, огороде. Воспитатель подчеркивает, что дети на прогулках будут наблюдать за тем, как «приходит весна» и отмечать, как изменяется природа. В заключение воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель называет зимние и летние явления природы. Если речь идет о зимнем, дети не двигаются, а если о весеннем — хлопают в ладоши.
Дети делятся на две команды — «Снежинка» и «Капелька». Воспитатель дает каждой команде набор картинок с изображением зимних и весенних явлений. Команда «Снежинка» выбирает зимние картинки и кладет их на зимний пейзаж, а команда «Капелька» — весенние и размещает их на большой картине весеннего пейзажа. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «К нам весна шагает» Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Материалы, инструменты, оборудование. Картинка с изображением подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) для этих же персонажей. «Солнышко» на палочке. Картины с весенним пейзажем (ранняя весна). Наборное полотно. Ваза с зелеными веточками. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выставляет на панно пейзаж с изображением ранней весны и зачитывает отрывки из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»: Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды. Март голубой на дворе — пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме — конец, а весне — начало. На всех снежных полях рыжие пятна — проталины. Это апрельские веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну1. Педагог спрашивает у детей, знают ли они, что такое веснушки. Напоминает, что веснушки — это небольшие рыжие пятнышки, которые появляются у людей весной от яркого солнца. Уточняет, поняли ли дети, почему маленькие рыжие пятна, которые появились на земле, когда солнышко пригрело и растопило снег, тоже названы веснушками. Затем воспитатель задает детям вопросы: —Кто из вас любит весну и почему? —Почему весной тает снег, а дети надевают легкую одежду? (вос
—Что происходит весной с птицами, другими животными? —Кто просыпается весной от зимней спячки? (Медведь, ежик, —А что происходит весной с растениями? (Педагог достает вазу с Затем предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение И. Токмаковой «Весна»: К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны2. Дети разучивают это стихотворение вместе с воспитателем. Тот, кто читает стихотворение, держит в руках «солнышко» на палочке. Выслушивают всех желающих. Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность речи. Затем педагог загадывает детям загадку и демонстрирует картинку-отгадку: На проталине лесной Огонек горит весной. Огонек несмелый, Как снежинка белый. (Подснежник)3 1 Ершова О.А., Жукова О.С., Новиковская О.А. Программа развития и обучения 2 Токмакова И. Карусель. — М.: Детская литература, 1967. С. 7. 3 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 35.
После отгадывания загадки дети 3 раза читают чистоговорку, помогая себе руками: Вот подснежник весной На проталинке лесной. Далее педагог спрашивает детей, знают ли они, что некоторые животные меняют весной цвет своей шерстки. Зимой зайка белый, а весной — серый. А белочка зимой — серая, а весной и летом — рыженькая. Предлагает послушать об этом сказку. Зачитывает якутскую народную сказку «Как белка и заяц друг друга не узнали». Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником. Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это другой кто-то», — думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта — в серой шубке. И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка — рыженькой1. После чтения сказки педагог задает детям вопросы о прочитанном: — Понравилась вам сказка? — Как вы думаете, как она называется и почему? сказка называется «Как белка и заяц друг друга не узнали». Предлагает поиграть в эту сказку. Взрослый произносит вводные слова и разыгрывает ролевой диалог с игрушками. Познакомились летом заяц с белочкой. А зимой сменили шубки и не узнали друг друга. Весной снова сменили шубки. Встретились и разговорились.
— Здравствуй, белочка! — Здравствуй, заяц! — Это ты была серенькая на ветках зимой? — А я тебя не узнал. — А это ты был белый под кустиком? — А я тебя не узнала. — Как я рад тебя видеть! — И я рада! Затем ролевой диалог разыгрывают дети в шапочках, повторяют три раза. Очередность в игре определяют сами дети, передавая друг другу шапочки. 1 Мазукабзова А.Х., Морозова М.Я. Искорка / Под ред.АЛ.Михеевой. — Л.: Просвещение, 1984 С. 57. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №13 Задачи. Упражнять детей в счете до пяти, определять равенство и неравенство двух количественных групп. Учить раскладывать предметы по размеру в возрастающем и убывающем порядке, определять положение того или иного предмета по отношению к себе: далеко — близко. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: счетная лесенка или наборное полотно. 2 набора предметов или картинок, например, зайчики и морковки, по 5 одинаковых штук в каждом. Большая матрешка с 5—7 вкладышами. Небольшие игрушки (4—6 штук), заранее расставленные в разных местах комнаты, далеко и близко от детей. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель упражняет детей в счете и в определении количественных отношений по схеме, предложенной в занятии №10. Затем переходит к обучению раскладывать предметы по размеру в определенном порядке. На столе перед детьми она ставит большую матрешку с пятью или семью вкладышами и говорит: — К нам в гости пришла... — Матрешка, — добавляют дети. — Как вы думаете, она одна? — спрашивает воспитатель. Дети отвечают, что матрешка — одна, и тогда воспитатель предлагает одному или двум детям подойти к столу и открыть матрешку. Дети достают вторую матрешку и выставляют ее на стол. — Оказывается, матрешка пришла к нам не одна. А, может быть, К столу выходит другой ребенок и вытаскивают из второй матрешки третью, ставит ее рядом с предыдущей. Воспитатель спрашивает у всех: — Эта новая матрешка побольше или поменьше той, что уже стоит на столе? — Поменьше, — отвечают дети. В данном случае для определения размера матрешек правильнее пользоваться словами: большая, поменьше, еще меньше, самая маленькая (последняя). Воспитатель предлагает выйти к столу третьему ребенку. Ситуация повторяется. В результате действий детей на столе появляются все матрешки в ряд от самой большой до самой маленькой. Воспитатель просит одного из детей показать самую большую матрешку, а остальных — подтвердить, что задание выполнено правильно. Другого ребенка просит показать самую маленькую матрешку. Потом — поменьше большой, побольше самой маленькой и т. д. Дети выполняют. Воспитатель на глазах у детей меняет матрешки местами. Теперь на первом месте (слева) стоит самая маленькая матрешка, а на последнем — самая большая. Воспитатель задает детям вопросы, аналогичные предыдущим и дети показывают самую маленькую матрешку, побольше и т. д. Далее проводится игра «Делай, как я» (см. занятие № 5) После игры организуется игровая ситуация на определение положения предметов по отношению к себе (далеко-близко). В группе заранее раскладываются игрушки или какие-то предметы далеко и близко от детей и воспитателя. Воспитатель обращается к детям, делая вид, что ей не видно, что там — далеко, интонационно выделяя слово «далеко»: — Вон там, далеко от меня, около окна (или другого предмета для Дети подходят. — Хорошо! Теперь вы близко, расскажите, что там. Дети перечисляют названия расположенных вдалеке от воспитателя предметов. Воспитатель благодарит их, затем показывает детям небольшой предмет: —Теперь то, что у меня в руках, далеко от вас. Вам видно, что это? —Далеко, плохо видно. Бегите ко мне! — говорит воспитатель. —Теперь вы близко. Что у меня в руках? (Показывает предмет так, Затем воспитатель предлагает всем детям встать у доски и назвать, что от них далеко, а что — близко. Затем воспитатель предлагает детям добежать туда, где далеко. Потом воспитатель просит детей подойти к окну и рассмотреть — что там, на улице, далеко от них. Дети рассказывают воспитателю и друг другу об увиденном. Воспитатель просит назвать то, что совсем близко (подоконник, окно, цветы на подоконнике). АППЛИКАЦИЯ «Вкусное мороженое» Задачи. Учить детей самостоятельно создавать в аппликации целостный образ из нескольких частей (рожок и шарики мороженого). Уточнить способ получения треугольника из прямоугольника (сгибание пополам и срезание двух уголков на глаз без опоры на линию сгиба). Закрепить способ получения круга из квадрата путем последовательного закругления уголков. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции в технике «коллаж». Показать вырази- тельные возможности цвета для изображения «любимого мороженого» (клубничное, шоколадное, банановое, фисташковое и т. д.). Развивать чувство цвета (оттенки) и формы, координацию в системе «глаз—рука». Формировать навыки сотрудничества в творческой деятельности. Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные прямоугольники светло-желтого цвета, бумажные квадраты разного цвета на выбор детям для изображения шариков мороженого (розовый, белый, коричневый, абрикосовый, малиновый, смородиновый и др.), ножницы, клей и клеевые кисточки (или клеящий карандаш), салфетки, для коллективной композиции — лист бумаги с изображением тележки или лотка мороженщика (зайца, мишки или снеговика). Предварительная работа. Дидактическая игра «Вкусная палитра» (установление связи между цветом фруктов, ягод, овощей и других продуктов питания с цветовыми оттенками на палитре), создание основы для коллективной композиции. Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает с детьми о том, как в мультфильме ребята помогли Дедушке Морозу спастись от жары (спрятали его в холодильник, угостили мороженым). Уточняет представление детей о том, где еще «живет холод», «прячется мороз». Показывает силуэт игрушки (например, зайца, мишку или снеговика) с тележкой (основой коллективной композиции) и предлагает всем вместе наполнить лоток мороженщика вкусным мороженым. Педагог показывает детям силуэтные изображения рожков мороженого разного размера с шариками мороженого различного цвета. Предлагает всем вместе подумать, каким способом можно изобразить мороженое в рожке. Дети высказывают свои идеи. Педагог выслушивает ответы и затем уточняет изобразительную технику (показывает и четко комментирует): —рожок мороженого в аппликации напоминает треугольник (в —шарик мороженого напоминает круг (в лепке — шар), кото —в рожок можно положить один шарик мороженого или несколь
Затем педагог советует детям выбрать для шариков мороженого цвет (оттенок) своего любимого мороженого — сливочный, ванильный, банановый, клубничный, вишневый, абрикосовый, шоколадный и т. д. Каждый ребенок подбирает для работы один бумажный прямоугольник для «рожка мороженого» и один или несколько бумажных квадратов для «шариков мороженого». Внимание. Если дети хорошо владеют техникой аппликации, педагог может усложнить задачу — предложить согласовать размер исходных форм (для этого необходимо подготовить бумажные формы разного размера и обратить внимание детей на то, что для больших рожков понадобятся большие шарики, а для маленьких — маленькие). Дети начинают творческую работу. Педагог оказывает индивидуальную помощь. Напоминает, что для изображения рожка бумажный прямоугольник нужно сначала сложить пополам по длине и делать ножницами срезы от верхней срединной точки к нижним уголкам. Можно показать наглядную схему этого рационального способа трансформации прямоугольника в треугольник. Дети создают силуэты мороженого, вклеивая шарики в рожок (под или над) и переносят на общий стол, где размещена основа для коллективной композиции. Тем детям, которые выполнили основную задачу занятия, педагог предлагает рассмотреть «обрезки», оставшиеся после преобразования формы в форму, и подумать, во что их можно превратить. ЛЕПКА «Игрушечный холодильник» Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. Формировать обобщенные представления (овощи, фрукты, молочные и кондитерские изделия и т. д.) и обобщенные способы создания изображений (например, из шара получается яблоко, помидор, сырная головка, шарик мороженого). Разнообразить технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать любознательность и самостоятельность. Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции из картонной коробки. Дидактические игры для уточнения представлений о продуктах питания и способах их хранения. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, основа для коллективной композиции «холодильник» — картонная коробка из-под обуви с вклеенными полочками из картона или плотной бумаги с прикрепленной крышкой, кукла-повар в фартуке и колпаке, овощи и фрукты (реальные или муляжи), изображение разных продуктов. Содержание образовательной деятельности. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Игрушечный холодильник»: Холодильник тихо песенку мурлычет. Машет белой дверцей, ребятишек кличет: — Полюбуйтесь, дети, на мои запасы: Виноград вплетен тут в хвостик ананаса, Апельсин играет с персиком в футбол — Между двух бананов забивает гол. И на нижней полке жителям не грустно: Здесь морковь щекочет крепкий бок капустный. Над румяною редиской ножки свесили сосиски... А на самой верхней полке — в масле сыр катается, И в сметане белоснежной творожок купается... Осторожно, дети: дверца закрывается!' Воспитатель вспоминает с детьми, что холодильник похож на шкаф с полочками внутри. На разных полках хранят разные продукты, в выдвижных ящичках — овощи и фрукты, в морозильной камере — рыба, мясо, ягоды и мороженое. Педагог показывает детям холодильник для игрушек, сделанный из картонной коробки, — с полочками из картона или плотной бумаги, с открывающейся дверцей (крышкой, прикрепленной с помощью петель из скотча) и предлагает слепить разные продукты для хранения в холодильнике. Задает вопросы для уточнения представления детей о форме и цвете разных продуктов питания, тем самым выводит на поиск рациональных способы лепки. • Показывает пластилиновый шар (нейтрального цвета) и спрашивает, какие продукты питания бывают такой формы (помидоры, яблоки, апельсины, картофель, сырная головка, шарик мороженого) и как их нужно лепить (круговое раскатывание в ладошках). 1 Из неопубликованного.
• Показывает удлиненный овоид (яйцо), интересуется, как можно • Показывает цилиндр (столбик) с округленными концами и про • Показывает диски (сплющенные шары) и предлагает назвать • Спрашивает, какой формы бывает мороженое (в шариках, в • Напоминает, что дети уже лепили морковку и капусту (на гряд Затем педагог предлагает детям задумать, кто какие продукты питания хочет слепить, выбрать пластилин подходящего цвета и лепить запасы для наполнения игрушечного холодильника. Дети определяются с выбором и начинают лепить. Педагог подсказывает, что продукты питания в холодильнике хранятся в разных упаковках или в какой-то посуде (масло в масленке, пирожные на тарелке). Ставит задачу по усложнению цветового решения простых по форме продуктов (яблоко с румяным бочком или зеленым листиком). Дети лепят разные продукты питания и складывают в игрушечный холодильник. Последующая работа. Обыгрывание вылепленных продуктов питания — «угощение» для игрушек, приготовление игрушечной еды, праздник у кукол и т. д. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Отражение» Задачи. Продолжать знакомить детей со свойствами разных предметов. Выяснить, какие предметы способны давать отражение. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простые выводы. Предварительная работа. Чтение сказки Н. Абрамцевой «Котенок и стеклышко». Материалы, инструменты, оборудование. Небольшое зеркальце, кусочки упаковочной фольги для цветов, белой бумаги, металлическая и деревянная тарелки (или блюдо), фарфоровое блюдце. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Зайчик» ' (автор — Роман Сеф). Педагог спрашивает детей, о каком зайчике говорится в стихотворении, видели ли они когда-нибудь солнечных зайчиков. С помощью зеркала пускает солнечного зайчика, показывает, как он прыгает по стенам и потолку. (Если погода пасмурная, можно использовать свет яркой лампы.) Просит детей описать, какой он (маленький, быстрый, легко «перепрыгивает» с места на место). Спрашивает их, почему солнечный зайчик так называется. Может ли появиться солнечный зайчик, если не будет света солнца или лампы, что еще нужно для того, чтобы запускать солнечных зайчиков. (Зеркальце.) Воспитатель обобщает ответы детей и делает вывод: «Солнечный зайчик появляется тогда, когда есть солнце, поэтому его называют солнечным. А зайчиком его прозвали потому, что он скачет, прыгает также быстро и легко, как настоящий зайчик». Предлагает детям при помощи зеркальца делать солнечных зайчиков и обводить ими предметы, показывать определенные вещи в комнате. Воспитатель спрашивает детей, чем еще можно пускать солнечных зайчиков, показывает кусочки фольги, металлическую тарелку и другие предметы и предлагает попробовать запустить солнечных зайчиков с их помощью. (Раздает детям кусочки фольги, бумаги, деревянные предметы, с бьющимися предметами взрослый показывает опыт сам.) Педагог обсуждает с детьми, в каком случае получается лучше, а когда зайчик не появляется совсем. Откладывает в сторону те предметы, с помощью которых удалось запустить солнечных зайчиков, спрашивает, чем они похожи (металлические, гладкие, блестящие). Выясняет, какие предметы матовые, а какие блестящие. Р. Сеф. Избранное. Том 1. Стихи для детей. НУ и НУ! - М.: ВАГРИУС, 2004. C.I
Вспоминает с детьми сказку Н. Абрамцевой «Стеклышко», напоминает, как получались у стеклышка солнечные зайчики — оно ловило луч солнца и отбрасывало его в другую сторону, то есть отражало солнечный лучик. Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на кусочки фольги, поднести их к лицу, спрашивает, что они там увидели, получилось ли у них увидеть свое отражение, проделывает аналогичный опыт с металлической тарелкой. Рассказывает детям, что такие зеркала, какие мы используем сейчас, люди научились делать не сразу, а до этого в качестве зеркала использовали очень гладкие металлические круги. Спрашивает детей, а где еще, кроме зеркала, можно увидеть свое отражение (в окне дома или машины, если за окном темно, в стеклянной витрине магазина, в воде реки или озера, если поверхность воды спокойная, гладкая, в елочном шарике — но там оно смешное, растянутое или сплющенное). Рассказывает, что именно весной на улицах появляется еще одно «зеркало», в котором можно увидеть разные отражения. Предлагает детям послушать стихотворение и сказать, что это за необычное зеркало. Читает стихотворение Валентина Берестова «Картинки в лужах»: В лужах картинки! На первой — дом, Как настоящий, Только вверх дном. Вторая картинка. Небо на ней, Как настоящее. Даже синей. Третья картинка. Ветка на ней, Как настоящая, Но зеленей. А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки'. Последующая работа. В свободное время из разноцветной фольги дети вместе с педагогом делают солнечных зайчиков, составляют аппликации из блестящих фантиков. На прогулке, запуская с детьми солнечных зайчиков, воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»2: Скачут побегайчики — Солнечные зайчики. Мы зовем их — Не идут. Были тут — И нет их тут. Были там — И нет их там. Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли? 1 Берестов В.Д. Веселые науки. Избранные произведения. — М.: Астрель, ACT, 2 Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР. Пособие АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе, разговаривая с детьми о том, где живут животные, педагог продолжить формировать и уточнять их представления о вымышленном и реальном, сравнивая сказочные домики зверей с реальными местами обитания разных животных. Дети узнают о том, как животные приспособлены к жизни в воде, на земле и под землей, будут знакомиться с их «домами», которые можно увидеть в ближайшем окружении (птичье гнездо, дупло, скворечник, муравейник, аквариум и др.)- В процессе рисования детьми птенчиков в гнездышках, воспитатель будет учить их передавать движения птиц (летают, сидят, клюют) с помощью простых форм. На занятии по развитию речи словарный запас детей будет обогащаться существительными, обозначающими «дома» животных, ребята будут учиться образовывать разными способами новые слова. Воспитатель продолжит знакомство детей с занятиями взрослых на примере строительных профессий, поговорит с ними о том, как строятся современные дома, из каких материалов их делают. В процессе конструирования домов из строительного материала педагог будет учить детей обследовать конструкцию постройки, видоизменять ее, закрепляя представления о величине (высокий — низкий, длинный — короткий). Чтение природоведческих рассказов Н. Сладкова, Г. Снегирева и В. Зотова познакомит детей с животными — «строителями» и будет способствовать развитию у них умения придумывать сюжеты самодеятельных игр.
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Если погодные условия уже позволяют, воспитатель в течение недели обращает внимание детей на животных, которые встречаются на участке, обсуждает с ними, кто, где живет. Дети наблюдают за птицами, насекомыми, ищут их «дома». Воспитатель подчеркивает, что скворечник — это дом для птиц, который построили люди, и спрашивает, где птицы могут найти дом в лесу. Воспитатель находит дупло на дереве и объясняет, что многие лесные животные обитают в больших и маленьких дуплах, например, дупло — дом для белок. Дети наблюдают за тем, как птицы строят гнезда на деревьях, под крышами домов. Ищут муравейники в земле. Если после дождя на дорожки выползают дождевые черви, воспитатель рассказывает, что у этих животных дом находится под землей, его можно назвать подземным домом, а на тропинки дождевые черви выползают тогда, когда их домики затапливаются после дождя. Можно поискать выбросы крота и рассказать, что крот строит свой дом под землей, а лишнюю землю выбрасывает на поверхность. Дети ищут на растениях разных насекомых, а воспитатель рассказывает о том, что эти животные могут жить, прятаться, питаться под корой деревьев. При этом необходимо подчеркнуть, что любое дерево — это дом для многих животных, поэтому нужно бережно относиться к деревьям. Проводя такие прогулки, воспитатель не забывает обсуждать с детьми сезонные изменения в природе (стало гораздо теплее, ярче светит солнце, появились первоцветы, трава и т. п.). Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель расспрашивает детей о домах обитателей уголка природы: — Как называется
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|