Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Прочитанная сказка о трех поросятах может быть привлекательна де­тям для постановки кукольного театра или инсценировки по ее мо­тивам.

Большую помощь в формировании у детей умений придумывать игру оказывают литературные произведения. Подходят произве­дения, в которых четко обозначены события, ситуации, действия, которые можно легко преобразовать в несложный сюжет игры. Для построения сюжета достаточно 1—2 фрагментов, описывающих со­бытия с персонажами. Прочитав сказку, воспитатель предлагает де­тям подумать, как можно поиграть в нее, кто кем хочет быть, кто что будет делать, что понадобится для игры (обозначение пространства, подбор игрушек и предметов-заместителей). Если дети захотят в это поиграть, не нужно требовать от них точного воспроизведения тек­ста. Дети могут вносить свои коррективы, добавлять события, дейс­твия, персонажей. Задача педагога — стимулировать творческую ак­тивность детей.

Нередко дети объединяют в игре фрагменты не одной, а несколь­ких сказок или мультфильмов. Тогда на помощь трем поросятам могут прийти другие персонажи, из других сказок, а герои мульт­фильмов «вмешиваются» в игру со своими атрибутами и сюжетными


 

 


действиями. Объединить разнородных героев в одной игре легче все­го удается в русле хорошо известных бытовых сюжетов (прием гос­тей, посещение больницы и т. д.).

Для обогащения предметно-игровой среды педагог может внести ширму, героев — перчаточных кукол, элементы костюмов для разыг­рывания. Одни дети могут быть «артистами», а другие — «зрителя­ми», пришедшими вместе со своими «детьми»-куклами посмотреть спектакль. Игры-драматизации обязательно требуют активного учас­тия педагога.

Дома, изготовленные детьми на занятии по конструированию, могут занять место в предметно-игровой среде, побуждая детей к созданию новых игровых замыслов. Может возникнуть «улица го­рода» или «стройка». Могут быть использованы мягкие модули, из которых дети сами сооружают дома, мебель, транспорт и пр., до­полняя обстановку образными игрушками и неоформленным мате­риалом.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Заюшкина избушка»

Задачи. Обогащать опыт внеситуативного содержательного об­щения. Стимулировать словообразование имен существительных и прилагательных. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать составлять короткие тексты-описания. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль».

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: домик, лиса, заяц, петух.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение И. То­кмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий к конуре, Белкин след ведет к дуплу, Мышкин — к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? '


После чтения стихотворения воспитатель напоминает детям, что животные живут в разных домиках: птичка — в гнезде, лисичка —... (в норе — добавляют дети); собачка —... (в конуре), белочка —... (в дупле). Спрашивает детей: «А где спит ежик? Мышка?»

Педагог рассказывает детям, что у домашних животных тоже есть свои домики: у коровки —... (ко-ров-ник), у курочки —... (ку-рят-ник), У свинки — (сви-нар-ник). Интонацией незавершенности пе­дагог побуждает детей к словообразованию.

Затем воспитатель говорит детям, что у одного поросенка из сказ­ки «Три поросенка» домик был из соломы — соломенный. Спраши­вает их: «А как называется домик из дерева? Из камня? Из кирпича? Как называется сказочный домик, в котором живет Баба-Яга?»

Педагог предлагает детям прочитать скороговорку о Бабе-Яге:

На лесной опушке Жила Яга в избушке.

Чистоговорку произносят 3—4 раза негромко, в умеренном темпе, помогая себе пальцами рук. Затем дети разбиваются на 3—4 команды и соревнуются, чья команда лучше прочтет чистоговорку. Победите­ли награждаются аплодисментами.

Далее воспитатель напоминает детям: «Есть такая сказка За­юшкина избушка. Помните, мы с вами ее читали». Спрашивает их, кто помнит, о чем эта сказка, и выслушивает высказывания детей. Обобщает, что эта сказка о том, как лиса прогнала зайку из его из­бушки, а петушок помог зайке ее выгнать. Воспитатель рассказы­вает отрывок из сказки, сопровождая рассказ действиями с игруш­ками.

Сидит зайка и плачет. Идет мимо петушок.

О чем зайка плачешь?

Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ле­
дяная. Весной избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне жить,
да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Ку-ка-ре-ку!

Иду на ногах В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лесу посечи. Пошла, лиса, с печи!

Лиса испугалась и убежала. А зайка с петушком стали жить да по­живать в избушке'.


 


Ладушки. — М.: Олма-Пресс Образование, 2003. С. 37.


1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 152.


Педагог предлагает детям поиграть в сказку. Дети разыгрывают сказку парами, держа в руках игрушки. Ведут диалог от лица зай­чика и петушка. Выслушивают 3-4 пары. Очередность определяют дети.

Далее организуется игра «Угадай по описанию». Педагог описывает персонажей сказки, которые хотели выгнать лису из заячьей избуш­ки:

—Он серый. Живет в лесу. Гнал из домика лису. Воет: у-у-у. (Волк.)

—Он большой, косолапый. Любит малину и мед. (Медведь.)

—Она сторожит дом. Дружит с человеком, ходит с ним на охоту.
(Собака.)

Аналогичные загадки-описания составляют дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Загадки могут быть о разных животных и предметах, в том числе и традиционные. Выслушивают всех желающих.

АППЛИКАЦИЯ «Избушка лубяная и ледяная»

Задачи. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (квадрат) образы разных сказочных избушек — лубяную для зайчика и ледяную для лисы, ориентируясь на цвет, как средство художест­венной выразительности. Закреплять способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направлять на са­мостоятельный выбор художественных материалов и средств образ­ной выразительности. Развивать творческое мышление и воображе­ние.

:<3аюшкина избушка»,

Предварительная работа. Чтение сказки рассматривание иллюстраций к ней.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета для фона, готовые детали для аппликаци и из расчета по одному экземпляру на каждого ребенка:

—бумажные квадраты размером 7x7 - 10x10 см для стен лубяных
избушек в теплой гамме (желтого, бежевого, терракотового цветов);

—бумажные квадраты размером 7x7 — 10x10 см для стен ледяных
избушек в холодной гамме (голубой, бирюзовый, синий цвета);

—бумажные квадраты белого цвета для разрезания на треугольни­
ки — крыши обеих избушек (по одному на каждого ребенка);

—бумажные квадраты размером 2x2 — 3x3 см для окошек разного
цвета;

—дополнительный материал — фольга, конфетти, бумага белого
цвета, обрезки цветной бумаги, фантики;


— цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клеевые ка­рандаши, салфетки бумажные и матерчатые.

Персонажи кукольного или настольного театров — лиса и заяц, новогодние маски лисы и зайца.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоми­нает детям сказку «Заюшкина избушка», в которой у лисы была ле­дяная избушка, а у зайца — лубяная. Поясняет, что лубяная — значит, сделанная из луба, т. е. из дерева. Предлагает детям сделать избушки из бумаги: «лубяную» для зайчика и «ледяную» для лисы, чтобы они жили дружно и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Воспитатель показывает иллюстрации сказочных домиков, уточняет представления детей о том, как выглядят избушки лисы и зайца.

Выставляет на мольберте основу для композиции, рисует мелом на доске контурную схему постройки: стена — большой квадрат, крыша — треугольник, окошко — маленький квадрат. На основе этой схемы начинает моделировать варианты избушек и включает детей в подбор материалов. Например, показывает большой квад­рат одного из теплых тонов и спрашивает, для какой части пост­ройки он подойдет (для стены), и для чьей избушки (для заячьей).

Обсуждает с детьми, почему для ледяной избушки лучше выбрать бумагу голубого цвета, а для лубяной — коричневого. Спрашивает, как можно показать, что стены избушек сделаны из деревянных бре­вен или ледяных кирпичиков. Предлагает нарисовать цветными ка­рандашами, мелками или фломастерами бревнышки на домике зайца и ледяные кирпичики на домике лисы. Выкладывает и приклеивает стену заячьей избушки на композиционную основу. Показывает ва­рианты оформления.


 





Спрашивает детей, как можно сделать крыши для избушек. После их ответов показывает квадрат белого цвета и уточняет, как можно сделать из него заснеженные крыши для избушек. Показывает, как разрезать квадрат по диагонали на два треугольника. Поясняет, что из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят и к ледяной, и к лубяной избушке.

Затем педагог показывает маленькие бумажные квадраты и по­ясняет, что окошки в избушках могут быть разного цвета (желтого, розового, голубого и даже зеленого), это зависит от цвета занавесок на окнах. Предлагает изготовить стены и крыши избушек из одно­го квадрата, разрезав его по диагонали. Советует сделать снежные сугробы на земле и крышах из обрывков бумаги.

Последующая работа. Воспитатель может помочь детям дорисо­вать или вклеить в окошки их домиков мордочки зайца и лисы: как они смотрят друг на друга и разговаривают (см. рисунок).

ПРИРОДА «Кто где живет»

Задачи. Формировать представления о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям.

Материалы, инструменты и оборудование. Картинки с изображени­ем разных животных и их домов — мест обитания.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель беседует с

детьми:

— Куда вы уходите вечером из детского сада? (Домой.) А что та­кое — «дом»? Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть и т. п.). Когда мы за­мерзаем на улице или когда идет дождь, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо. А как вы думаете, есть ли дома у животных? Какие дома животных вы знаете? Вспомните, какие из них мы видели на прогулках. (Ответы детей воспитатель иллюстриру­ет фотографиями или рисунками.)

Затем воспитатель раскладывает на одной стороне стола изображе­ния животных, а на другой — изображения мест, где они живут. Педа­гог берет одну из картинок и спрашивает, как называется эта птица или зверь и где они живут. Вначале воспитатель выбирает «неправильную» карточку, например изображение белки и лисьей норы, и говорит: «Может быть, белочка живет в норе? (Ответы детей.) Нет? Тогда где же она живет? Давайте найдем, где». Дети помогают белочке найти свое дупло. Таким же образом подбираются другие пары карточек: лягуш­ка, рыба — река, озеро; крот, дождевой червь — земля; лиса, барсук —


нора; бурый медведь — лес, берлога. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в избушках и других домиках животные живут только в сказках. Рассказывает, что настоящие зайцы не строят себе никаких домов, не живут в норах, а прячутся в лесу под кустами.

Проводится игра «Кто где живет». Дети выбирают и надевают бумажные ободки с изображением разных птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных и т. п. Воспитатель кладет на пол пластмассовые обручи разного цвета (если игра проводится на улице, можно на­рисовать круги мелками разного цвета), символизирующие разные местообитания животных. Например, синий — это река или озеро, коричневый — дупло на дереве, черный — подземное жилище и т. п. По команде воспитателя каждый участник игры должен занять свой дом. Воспитатель помогает вопросами, напоминаниями об образе жизни того или иного животного. Игру можно усложнить. Например, ведущий называет только одно местообитание — озеро. В синий круг должны прибежать только те дети, которые изображают водных оби­тателей. Если в синий круг прибежал ребенок, изображающий друго­го животного, воспитатель спрашивает, кто здесь заблудился, пришел не в свой домик. Другие дети подсказывают, в какой домик должно перейти «заблудившееся животное». В следующий раз ведущий на­зывает дупло и т. д.

В заключение воспитатель подчеркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нем. Меняться домами животные не любят, да и не могут. Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома.

РИСОВАНИЕ «Птички в гнездышках»

Задачи. Учить детей рисовать птенчиков в гнездышках и взрослых птиц на ветке или над гнездом. Закрепить освоенный способ изоб­ражения птицы: туловище и голова в форме овалов, крылья и хвос­ты — по желанию (в форме треугольников, трапеций, свободных линий). Показать варианты движения птиц (выглядывают из гнезда, вылетают, раскрыли клювики). Инициировать самостоятельный по­иск способов изображений гнезда. Воспитывать интерес к природе и желание отражать представление о ней доступными изобразительно-выразительными средствами.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цве­та или тонированные, кисти № 3, 5; гуашевые краски, цветные ка­рандаши или фломастеры для прорисовки мелких деталей; салфетки;


 




 


 


 

 


два овала разной величины для моделирования вариантов движения птиц.

Предварительная работа. Рассматривание муляжей птичьих гнезд, их изображение на картинках.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог напоминает детям, что весной птицы вьют гнезда, чтобы вывести птенцов, и предлагает детям нарисовать птичек в гнездыш­ках.

Педагог спрашивает детей, что такое гнездо, и как оно выглядит, рассматривает муляж птичьего гнезда или его изображение на кар­тинке. Объясняет, что птицы вьют гнезда тонких веточек, прутиков, сухих травинок. Гнездо напоминает мягкую, пушистую чашу. Спра­шивает, как можно нарисовать гнездо. Дети высказывают свои догад­ки. Педагог советует детям изобразить гнездышко обрисовывающим жестом (двумя руками синхронно) и показывает варианты рисования гнезда:

— в форме «чаши» — полуовала или полукруга (целостная фор­
ма — гнездышко из «туго, плотно свитых прутиков»);

— в форме перевернутого «муравейника» (произвольное нагро­
мождение линий или «условный» полуовал, овал из пластичных ли­
ний разной длины и кривизны; будто гнездо свободно сплетено из
отдельных веточек).

Затем педагог напоминает детям, что они уже рисовали снегирей на заснеженных ветках, а воробышков, купающихся в луже, созда­вали в технике аппликации (показывает несколько наиболее выра­зительных композиций). Предлагает нарисовать птенчиков, которые сидят в гнездышке. Спрашивает, что могут делать птенчики, сидящие в гнезде. Уточняет и обобщает ответы детей (выглядывают из гнезда, спят, просят кушать — открывают клювики, пробуют летать). Моде­лирует варианты движений с помощью двух овалов разной величины (нейтрального цвета): перемещая овалы относительно друг друга и гнезда.

Затем воспитатель рассказывает, что мамы и папы птенчиков — взрослые птицы — постоянно чем-то заняты: то летают в поисках корма для своих птенчиков, то кормят их, то сидят на ветке и чистят перышки. Снова моделирует варианты движений с помощью двух овалов разной величины.

Затем педагог советует детям подумать, как будет выглядеть гнез­дышко, которое они нарисуют, сколько в нем будет птенцов, что они будут делать.

Дети определяются с замыслами, выбирают бумагу для фона и начинают рисовать. Педагог при необходимости подсказывает пос­ледовательность создания композиции: сначала нужно изобразить


гнездо, а затем уже птенцов в гнездышке и, если захочется, взрослых птиц — маму и папу. Но, возможно, они улетели за кормом для своих птенцов и еще не вернулись.

Последующая работа. Организация выставки детских работ «Птич­ки в гнездышках».

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Домик и»

Задачи. Уточнить название деталей строительного материала (ку­бик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свойства.

Формировать обобщенный способ обследования образца конс­трукции объекта (домика) по определенной схеме и сравнения его с другими конструкциями этого же объекта (установление общего и различного).

Учить преобразовывать конструкцию дома по заданию воспита­теля способами: надстраивания (увеличение в высоту) и пристраива­ния (увеличение в длину). Закреплять пространственные характерис­тики: высокий — низкий, длинный — короткий.

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка; мелкие игрушки для обыгрывания конструкций (фигурки людей, животных, транспортные средства); образец конструкции домика.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям рассмотреть детали строительного материала и вспомнить, как они называются. Она просит всех детей найти в своем наборе стро­ительного материала и показать: красный кубик, синий кирпичик,


 




 


 


длинную пластину, красную призму, а затем маленький и большой кубик, маленькую и большую призму; короткий кирпичик и длинную пластину. Дети рассматривают эти детали, сравнивают их между собой (по форме, цвету, величине), обращают внимание на их отличия.

Воспитатель говорит, что сегодня они будут строить домики, но другие, чем те, которые строили раньше. Она предлагает детям рас­смотреть домик-образец, стоящий на столе, и организует его обсле­дование по следующей схеме:

—Что это?

—Что есть у дома, из каких частей он состоит?

—Как они расположены?

—Какие детали строительного материала использованы для конс­
труирования каждой части дома?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что стены и окна до­мика выполнены из разных деталей: из кирпичиков и кубиков, кото­рые чередуются.

Далее воспитатель объясняет детям последовательность констру­ирования дома:

—С чего следует начинать строить дом? (С задней стенки.)

—Как следует ставить кирпичики?

—Что следует строить потом? (Сначала боковые стенки, затем пе­
реднюю стенку.)

—Что следует сделать, чтобы держалась крыша? (Сделать пере­
крытие из длинных пластин.)

—Из каких деталей строится крыша?


i


Воспитатель предлагает одним детям построить такой же домик, но высокий, другим — такой же, но длинный. В процессе самосто­ятельной конструктивной деятельности детей, она оказывает им помощь, обращает внимание на то, чтобы дети не подменяли мень­шие детали на большие, а изменяли домик путем надстраивания в высоту и пристраивания в длину, используя те же детали, что и в образце.

Далее воспитатель вместе с детьми анализирует полученные конс­трукции, обращает их внимание, что все домики похожи на домик-образец, но одни — высокие, другие — длинные.

Затем дети выбирают «жильца» для своего дома и обыгрывают в течение нескольких минут свои конструкции.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за старания и про­сит аккуратно разобрать «дома», сложить строительный материал в коробки, начиная с длинных пластин.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Строители»

Задачи. Познакомить детей с профессиями, связанными со стро­ительством зданий и ремонтом помещений. Познакомить с видами гражданских построек (жилой дом, театр, школа, детский сад, кино­театр, поликлиника, торговый центр).

Предварительная работа. Чтение рассказов Г. Снегирева «Бобре­нок» и «Бобровая хатка», рассказа В. Зотова «Бобр». Изготовление воспитателем фигурки бобренка.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажная фигурка боб­ренка. Иллюстрации с изображениями разных зданий (жилой дом, театр, школа, детский сад, кинотеатр, поликлиника) и людей раз­ных строительных профессий (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, штукатур, маляр, крановщик).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показыва­ет детям сделанную им фигурку бобренка, спрашивает, что это за зве­рек, чем знамениты бобры. Вспоминает вместе с детьми, что бобры — самые известные строители в мире животных, они умеют строить для себя замечательные домики — хатки. Предлагает детям рассказать бобренку, который пришел сегодня к ним в гости, какие разные дома умеют строить люди.

Рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями жилых домов, спрашивает, много или мало в этих зданиях этажей, большие или маленькие окна, есть ли балконы, что находится рядом с домами


 




(стоянка для машин, детская площадка), делает вместе с детьми вы­вод, что в этих домах живут люди.

Затем показывает и аналогичным образом рассматривает с ними изображения детского сада, поликлиники. Сравнивает эти здания между собой, показывает, чем отличаются друг от друга жилые дома и здания детского сада, поликлиники.

Далее показывает изображения театра и кинотеатра, обращает внимание детей на то, есть ли в этих зданиях окна, много их или мало, какие они. Обсуждает, что в этом здании находится, почему здание построено таким образом. Просит детей найти сходные и различные детали зданий: балконы, башенки, колонны.

Воспитатель демонстрирует детям изображения зданий школы, торгового центра, просит их догадаться, что может быть расположе­но в этом здании, почему они так думают. (На иллюстрациях долж­на быть видна спортивная площадка около школы, дети, идущие в школу или большие витрины магазинов, рекламные вывески на фа­саде и др.)

Педагог спрашивает детей, знают ли они, кто строит дома, как на­зывают этих людей. Напоминает, что это — строители. Рассказывает, что строительных профессий очень много, и предлагает послушать стихотворение «Кто построил этот дом» (автор — Сергей Баруздин). По мере чтения показывает детям иллюстрации с изображениями лю­дей разных строительных профессий. После каждой строфы, в кото­рой рассказывается об одной строительной профессии, обсуждает с детьми, что делает архитектор, каменщик, кровельщик, плотник и т. д.

Последующая работа. Педагог вместе с родителями проводит эк­скурсию в какое-нибудь интересное здание, расположенное по со­седству (музей, кинотеатр, театр).


АПРЕЛЬ. 29 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Содержанием образова­тельной работы на этой неделе станет формирование у детей перво­начальных представлений о воздухе, который нас окружает. На заня­тии по познанию окружающего мира и на прогулках дети продолжат знакомство со свойствами разных материалов (легкий — тяжелый), в процессе экспериментирования получат первые представления о том, какие предметы могут летать, а какие — нет, проведут самые простые опыты с воздухом. На этой неделе в группе будет присутс­твовать «оживший» воздушный шарик, образ которого дети переда­дут в лепке, осваивая новый прием лепки — «цветовая растяжка».

Дети будут наблюдать за облаками и тучами, учиться видеть раз­ные образы в их очертаниях, а затем передадут свои впечатления в аппликативных работах «Живые облака». Чтение сказок С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака», «Дружба», а также просмотр мультфильма по его сказке «Трям! Здравствуйте!» будет не только способствовать развитию воображения у детей, но и позволит педагогу обсудить с ними тему дружбы и взаимопомощи.

На занятии по развитию речи воспитатель будет привлекать де­тей к ведению ролевого диалога в процессе разыгрывания фрагмента сказки М. Москвиной про птенца, научившего летать крокодила; за­креплять произношение звуков «л», «ль».

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Лета­ет — не летает». 2. Физкультура № 29.1. Разучивание тех­ники ходьбы с последующей остановкой на сигнал (по команде: «На месте стой, раз—два!»). Повторение лазания по гим­настической стенке (различными спосо­бами). Развитие быстроты: игры-эстафе­ты.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Подпрыгни повы­ше», «Сбей кеглю». Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма по сказке С. Козлова «Трям! Здравствуйте».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Воздушный шар». 2. Музыка № 29.1. Слушание музыки: Р. Тач, «Облака плывут». Музыкальное движение: этюд «Весенний дождь» («Пес­ня весеннего дождя» муз. Н. Сушевой, ел. В. Гудимова) игра «Игра в домики» (В. Витлин, «Игра в домики»), пляска парами «Спляшем!» («Спляшем!», муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Школа мяча». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей. Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 14. 2. Аппликация. «Живые облака».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: бег с ускорением и замедлением, подвижные игры «Под­прыгни повыше», «Прокати в ворота». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Москвиной «Что слу­чилось с крокодилом».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как крокодил летать научился». 2. Музыка № 29.2. Слушание музыки: Р. Тач, «Облака плывут». Пение: распевка «Солнышко, встань» (венг. нар. песня в обр. Б. Бартока) (повтор, мл. гр.), «Выйди, солнышко» (муз. Р. Паулса, ел. И. Маз-нина). Игра на детских музыкальных

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы
    инструментах: Р. Лещинская «Лошадки», Д. Шостакович «Шарманка».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Прокати в ворота», «Карусель». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки С. Козлова «Не смотри на меня так, Ежик!».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей «Ракета». Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Про дружбу, заботу и помощь» (сказки С. Козлова и Н. Абрамцевой). 2. Физкультура № 29.2. Разучивание тех­ники бега с преодолением препятствий. Закрепление умения останавливаться на сигнал во время ходьбы. Развитие гибкос­ти: комплекс ОРУ со скакалками.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Карусель», «Школа мяча». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Помимо наблюдений за весенними яв­лениями в природе, воспитатель организует наблюдения за облака­ми, дети подбирают определения, какие сегодня облака. На что они похожи? Как дети считают, облака легкие или тяжелые? Воспитатель напоминает, что облака — это капельки воды. Когда их собирается очень-очень много, то идет дождик. Воспитатель рассказывает, что есть облака белые, легкие, будто пушистые. Они похожи на белых барашков, которые летят по небу. Такие облака обычно бывают в хо­рошую погоду. А вот перед дождем на небе появляются темно-серые облака. Их называют тучами.

Воспитатель организует игры с воздушными шариками, надува­ет шарики при детях и рассказывает, что внутри шариков находится


 




воздух, поэтому они так называются. Воспитатель предлагает детям «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет, помахав их в воздухе и за­жав конец пакета в руке.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в группе выращивали рассаду, дети вместе с педагогом переса­живают растения на клумбы, огород (при подходящих погодных ус­ловиях), пересаживают и сажают комнатные растения.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры. Многие дети приходят в детский сад, уже имея некоторый опыт игр со сверстниками дома, во дворе. У них уже сформированы многие игровые навыки. Но, к сожалению, в последнее время та­кой игровой и социальный опыт у детей достаточно ограничен. Ро­дители часто рассматривают игру как забаву, недооценивая ее раз­вивающего влияния, подменяя общение с другими детьми обилием игрушек. Чаще всего ребенок использует эти игрушки, учитывая лишь их функциональные возможности (коляску катают, в маши­не перевозят груз, куклу одевают и раздевают, кормят), повторяя одни и те же действия. В лучшем случае ребенок стихийно, играя с родителями, овладевает условно-игровыми действиями, развивает игровые замыслы, может самостоятельно создать сюжет. Но у мно­гих детей игра не развивается и не усложняется из-за отсутствия партнеров по игре. Воспитатель может организовать консультации родителям или на родительском собрании рассказать о значении сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте, ее специфике, вли­янии на развитие личности ребенка и развитие умения взаимо­действовать с другими детьми. Можно пригласить родителей на день открытых дверей и практически вовлечь их в совместные игры со своими детьми или организовать наблюдение родителей за со­вместными играми педагога с детьми. Эффективным может быть предложение родителям понаблюдать за играми детей дома и за­фиксировать их содержание, а также за совместными играми чле­нов семьи с детьми. Можно привлечь родителей к совместному с детьми созданию игрушек. Лучший опыт, поделки могут быть пред­ставлены другим родителям. Это один из способов обучения роди­телей семейной педагогике игры.

Воздушный шарик, ставший героем этой недели, может присутс­твовать не только в играх, но и во всех других моментах дня. Его мож­но «оживлять», наклеив ему глазки, носик, косички и другие элемен­ты, превратив его, таким образом, в любой персонаж (по типу смеша-риков), сделав игрушкой для детей. Таких шариков в группе должно быть несколько. Воспитатель, как участник игры, вводит эти шарики в разные игровые ситуации и привлекает детей к разыгрыванию с ис­пользованием других игрушек


Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Констру­ирование из крупных модулей (блоков). Воспитатель предлагает детям построить из крупных блоков большой самолет, на котором можно летать выше облаков. Показывает схему, нарисованную им на доске, и помогает детям отобрать соответствующие блоки, поскольку на схеме они даны в уменьшенном виде. Сама конструкция самолета (с помощью воспитателя) собирается очень быстро. Далее распределя­ются роли: летчик, стюардесса, пассажиры. Создается соответству­ющая атрибутика (бутылочки с водой, стаканы — для стюардессы). Пассажиры берут с собой детей-кукол, пристегиваются и т. д. Воспи­татель может активизировать высказывания детей по поводу того, что они видят в «иллюминатор» (пролетаем над домами, над городом, а теперь под нами озеро, море и т. д.)

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Летает — не летает»

Задачи. Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, сделанных из разных материалов (легкие и тяжелые). Показать, что значит «легче воздуха», как люди используют это свойство.

Материалы, инструменты, оборудование. Обычный воздушный шарик, полиэтиленовый пакет, воздушный шар на длинной веревоч­ке, наполненный гелием. Иллюстрации с изображением воздушного шара (на которых видна горелка, с помощью которой шар наполняют теплым воздухом). Перышко, листок бумаги, небольшой кусок лег­кой ткани, металлический и деревянный шарики, пластмассовый, резиновый и поролоновый мячики.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение, которое называется «Шары» (ав­тор — Валентин Берестов):

Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны И вернутся назад с вышины!'

Педагог спрашивает детей, о каких шарах говорится в стихотво­рении, что это за цветные шары. Достает и надувает на глазах у детей воздушный шарик, подбрасывает его, дает попробовать детям сде­лать это самим. Обсуждает с ними, какой он, легкий или тяжелый, быстро или медленно опускается, когда его подбросишь, что про-

1 Берестов В.Д. Веселые науки. Избранные произведения. — М.: Астрель, ACT, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С.88.


 




изойдет, если сильно подуть на шарик. Спрашивает, что находится внутри шарика, чем его надули, напоминает, что внутри воздушного шарика — воздух. Демонстрирует детям опыт: берет небольшой пус­той полиэтиленовый пакет, вначале сжимает его, показывает детям, что внутри ничего нет, затем встряхивает и завязывает его, пакет на­дувается. Воспитатель объясняет детям, что внутри пакета воздух, который окружает нас, которым мы дышим, но который нельзя уви­деть.

Затем воспитатель показывает детям воздушный шарик, напол­ненный гелием. Отпускает его и наблюдает вместе с детьми, что происходит (шарик поднимается к потолку и останавливается там). Обсуждает с детьми, чем этот шарик отличается от обычного воз­душного шарика (он не опускается на пол сам, для этого его надо потянуть за ниточку). Объясняет детям, что этот шарик наполнен газом, который легче, чем воздух, поэтому этот шарик всегда подни­мается вверх.

Далее педагог с соблюдением всех мер предосторожности прово­дит опыт: зажигает свечку, держит ее в руке и по одному приглашает нескольких детей проверить, где воздух теплее: над свечкой, под ней или около нее. Дети определяют, что теплый воздух — над свечкой. Воспитатель объясняет им, что теплый воздух легче холодного и поэ­тому он поднимается вверх.

После этого педагог показывает детям иллюстрации с изображе­нием воздушного шара, рассматривает их вместе с детьми. Спраши­вает, зачем воздушному шару нужна горелка, почему летает воздуш­ный шар, наполненный теплым воздухом. Вместе с детьми вспоми­нает и делает вывод, что теплый воздух легче холодного, и поэтому шар, наполненный теплым воздухом, может подняться вверх.

Показывает детям перышко, листок бумаги, небольшой кусок легкой ткани, маленькие металлический и деревянный шарики, пластмассовый, резиновый и поролоновый мячики, бумажный самолетик. Просит их назвать, какие из этих предметов легкие, а какие — тяжелые. Затем дети сравнивают их и проверяют свои предположения, определяют, какие предме<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...