Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Поскольку на некоторых занятиях этой недели речь пойдет о воде, в предметно-игровой среде могут появиться надувные бассейны или тазики с водой и плавающими игрушками — лодочками, уточками, рыбками, лягушками и пр. Интерес к этим предметам может объединить нескольких детей для общей игры, например, в «семью гусей», если будут игрушки гусыни с гусятами, в «рыбную ловлю», если детям предложат удочки и пр. В возрасте 4—5 лет чаще всего совместные игры детей возникают без предварительной договоренности, дети сами подключаются к сверстникам, подражая их действиям. Но иногда на этой почве могут возникать конфликтные ситуации (не хочет поделиться игрушкой, объяснить причину нежелания, т. к. не умеет еще убедительно аргументировать свою позицию). В связи с этим педагогу надо обращать внимание на то, как обращаться друг к другу с просьбой принять в игру: «Можно я буду играть с вами?», «Можно я буду?» «А давай я тоже буду..» (называет роль), «Хочешь со мной поиграть?» Это «правило» помогает вступать во взаимоотношения со сверстниками еще до начала игры и побуждает сверстника к такой же доброжелательной реакции. Если дети не справляются с этой задачей самостоятельно, воспитатель кратковременно подключается к игре и вводит новую роль: «Пусть у тебя будет еще одна дочка — Лена. А Настя может стать бабушкой. Кто поможет бабушке в магазин сходить, покупки донести?» Обязательно следует, не ограничиваясь называнием роли, предложить хотя бы в самой краткой форме действия внутри сюжета, которые ребенок, получивший роль, должен осуществить — помочь «бабушке» с покупками, вызвать «врача», сходить за лекарством в аптеку и т. д. Дальше ребенок, включившись в игру, может действовать уже самостоятельно.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Н о в ы е трамвайчики» Задачи. Закреплять обобщенные представления о конструкции трамвая; способ обследования образца (объект в целом, его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее — детали, из которых построена каждая часть; в заключение — объект в целом). Учить конструировать трамвай по образцу и преобразовывать его по новым условиям (в высоту, длину и ширину), пристраивания и надстраивая деталями одной величины. Сравнивать и устанавливать общее, различное между конструкцией образца и преобразованными конструкциями. Называть пространственные характеристики: высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий. Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка; игрушечный трамвай или иллюстрации с изображением данного вида транспорта; образец конструкции трамвая; маленькие куколки — пассажиры. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель зачитывает детям строки из стихотворения А. Барто «Веревочка»1 от слов «Весна, весна на улице...» до слов «Трамвайные звонки». Предлагает детям вспомнить, что они строили трамвай, и показывает знакомую конструкцию трамвая (см. рисунок). Организует обследование образца: — Что это? (Трамвай, вагон) Что есть у трамвая? Какие у него ос Затем детям предлагается сравнить три конструкции трамвая и сказать: «Что у них одинаковое?»; «Что у них разное?» Воспитатель подводит детей к выводу, что у этих трамваев есть одинаковые части, они сделаны из одних и тех же деталей. Но детали расположены по-разномуд! поэтому трамваи имеют разную форму.
Затем воспитатель показывает новую конструкцию трамвая — образец (см. рисунок) и предлагает более внимательно ее рассмотреть: — Чем отличаются боковые стены у нового трамвая? (Они длин
434 Барто А. Л. Стихи детям. — М.: Детская литература, 1981. С. 42. Воспитатель объясняет и показывает процесс конструирования трамвая данной конструкции: «Берется меньшая пластина (показывает ее в сравнении с большей). Она будет основанием трамвая. С двух сторон под ней располагается по бруску. Они будут у нас колесами. Посмотрите, как я расположила бруски. Расстояние между брусками мы определяем по длине и ширине пластины. Пластина должна прочно лежать на брусках. На пластину мы ставим кирпичики вертикально, вот так. Нам потребуется четыре кирпичика. Располагаем их на расстоянии друг от друга, чтобы получились окошки. Между кирпичиками кладем три кубика. Они будут сиденьями для пассажиров. Сверху на кирпичики кладем другую пластину — крышу. Она должна лежать прочно и не падать, а на нее призму. Она будет дугой для подачи тока». Далее детям предлагается восстановить последовательность возведения новой конструкции трамвая: —Какие детали нам потребуются для конструирования трамвая? —С чего следует начинать строительство такого трамвая? —Как расположить бруски-колеса? —На каком расстоянии друг от друга следует ставить бруски (ку —Как правильно определить это расстояние? —Как правильно расположить кирпичики (кубики)? После ответов на вопросы, дети приступают к конструированию трамвая. Воспитатель стимулирует самостоятельную практическую деятельность дошкольников, поиск ими правильного решения, обнаружение и исправление ошибок. Затем одной подгруппе детей воспитатель предлагает построить такой же трамвай, как образец, но высокий, второй подгруппе — длинный, а третьей — широкий. Выполнив задание, дети рассматривают трамваи, сравнивают образец и видоизмененные конструкции трамваев (в длину, высоту и ширину), обсуждают верные и неверные решения, ищут способы исправления.
Воспитатель уточняет, что все трамваи похожи на трамвай-образец. Дети рассаживают в трамваи пассажиров и «катают» их. В конце занятия дети разбирают все конструкции, складывают строительный материал в коробки, начиная с длинных пластин. ПРИРОДА «Какой бывает вода» Задачи. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Материалы, инструменты, оборудование. Прозрачные емкости с водой и молоком, пустые емкости на подносе, небольшие поролоновые губки, акварельные краски или гуашь разного цвета, цветные ложечки или палочки, кисточки, емкости с теплой водой. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, в каких местах они видели воду на улице и в уголке природы. Говорит, что у воды есть свои секреты. Для того чтобы узнать о них, дети проведут опыты. Опыт 1. Дети аккуратно переливают воду из одного стаканчика в другой. Вывод: вода может течь, она жидкая. Воспитатель напоминает о том, что вода течет из крана, в ручейках, мы наливаем воду в чайник и из чайника, и т. п. Опыт 2. Дети смотрят на воспитателя сначала через стакан с водой, потом через стакан с молоком. Воспитатель спрашивает, через какой стаканчик они ее видят. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Через прозрачную воду видно, например, рыбок в аквариуме и в речке. Опыт 3. Воспитатель спрашивает, можно ли спрятать ложечку в стакане так, чтобы ее не было видно. Для проверки предположений дети опускают в стакан ложку. Затем воспитатель предлагает таким же способом проверить, можно ли спрятать ложку в стакане с молоком. Вывод: ложка в стакане с водой видна, а в стакане с молоком, нет, потому что вода прозрачная, а молоко нет. Опыт 4. Воспитатель наливает каждому ребенку немного воды на поднос или в плоскую мисочку и просит собрать воду с помощью губки в пустую емкость. Остатки воды дети убирают с помо- щью салфетки. Вывод: губка и салфетка могут впитывать воду. Так же впитывает воду и земля в цветочном горшке. Воспитатель ставит на стол комнатное растение с сухой землей и предлагает каждому ребенку полить его той водой, которую он собрал с помощью губки.
Опыт 5. Воспитатель напоминает, что вода прозрачная, и спрашивает, можно ли ее «покрасить». Как это сделать? Дети сами решают, как можно окрасить воду в тот или иной цвет. С помощью кисточки они растворяют краски в воде. Когда все дети выполнят задание, воспитатель составляет все баночки с окрашенной водой в одном месте, чтобы дети полюбовались сочетанием разных цветов и назвали получившиеся цвета. Опыт 6. Воспитатель говорит, что в двух мисочках (стаканчиках) находится разная вода. Для того чтобы выяснить, какая она, дети должны опустить пальчик сначала в одну, а затем в другую емкость. Педагог просит показать мисочку, в которой теплая (холодная) вода. Затем открывает термос с горячей водой и спрашивает, какая в термосе вода, показывает, что вода такая горячая, что из термоса идет пар. С горячей водой нужно очень осторожно обращаться, потому что можно обжечься. Вывод: вода бывает теплой, холодной, горячей. В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, о каких «секретах» воды они узнали на занятии. Если дети затрудняются с каким-то ответом, задает наводящие вопросы, помогает. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Особенная вода» Задачи. Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение. Активизировать прилагательные. В процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: ослик, лягушонок. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку. Читает четверостишие В. Степанова: Не зверь, не птица Под снегом таится. Весна придет — Побежит, запоет. (Ручеек)' Педагог спрашивает детей, что это такое, помогает догадаться, что это ручеек. Предлагает послушать стихотворение о ручейке Ирины Токмаковой: Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал... Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал... То снова он помчался вскачь, То будто бы уснул. Увидел речку — прыг туда И снова утонул1. Воспитатель спрашивает детей, каким был ручеек в этом стихотворении (быстрым, веселым, звонким, сонным и т. д.). Затем педагог обсуждает с детьми: —Зачем нужна вода? Кто пьет воду? Кто купается? Кто живет в —Как используют воду мамы? —Какая бывает вода? (Холодная, студеная, горячая, ключевая, Далее педагог читает детям произведение Г. Цыферова «Как ослик купался». После чтения сказки педагог задает детям вопросы:
—Кем притворился ослик? —Как лягушонок обманул ослика? —Какой совет дал лягушонку ослик? Далее воспитатель разыгрывает инсценировку с игрушками. Ведет ролевой диалог своими словами: Ослик: Бррр! Какая холодная вода. Лягушонок: Почему вы кричите: бррр? Ослик: Потому что я ем бревна. Лягушонок: Значит вы настоящий крокодил? Ослик: Совершенно точно. Лягушонок: Дорогой крокодил, съешьте, пожалуйста, корыто, в котором мама меня купает. Я люблю быть грязным. Ослик: Ну и хитрец! Слушай же, грязнуля. Я, конечно, не крокодил. Но если ты не будешь мыться, явится настоящий крокодил и съест тебя. Мойся скорее! Далее воспитатель предлагает детям поиграть в эту сказку. Показать, как разговаривали ослик и лягушонок, используя игрушки. Дети разыгрывают ролевой диалог в свободной манере.
Первые уроки. — М.: Омега-Пресс, Омега, 2005. С. 168. Хрестоматия для маленьких. Под ред. Елисеевой. М.: Просвещение, 1971. С.129.
АППЛИКАЦИЯ «Воробьи в лужах» Задачи. Учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. Обогащать аппликативную технику, дополнять ее графическими элементами для передачи мелких деталей и динамики. Показать варианты композиции (воробьи в луже, над лужей, возле лужи и т. д.). Развивать творческое воображение. Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги желтого, светло-зеленого, голубого и серого цвета одного размера как основа композиции для свободного выбора детьми; бумажные квадраты синего или ярко-голубого цвета для изображения луж (размер от 10x1 Осм до 20х20см), бумажные квадраты серо-коричневого цвета для туловища воробьев и для головы (размер от 5х5см до 7х7см), готовые крылышки (полукруги, треугольники), цветная и фактурная бумага; ножницы, клей, клеевые кисточки или клеящие карандаши, цветные карандаши или фломастеры; матерчатые и бумажные салфетки, мольберт. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоминает детям, как зимой они наблюдали за птицами на кормушке, подкармливали их. Говорит, что все птицы очень рады приходу весны; они греются на солнышке и с удовольствием купаются в лужах, моют перышки. Предлагает сделать картины о весне «Воробьи в лужах» и показывает примерную последовательность работы: — берем большой квадрат бумаги синего или голубого цвета и пре — приклеиваем «лужу» на лист бумаги серого или желтого цвета; — берем маленький квадрат коричневого цвета и закругляем угол — если дети достаточно уверенно владеют ножницами, педагог — приклеиваем воробышка (туловище и голову) на лужу. Чтобы показать, что наш воробышек разбрызгивает воду, скачет, радуется, — надо по-разному расположить его крылья: приподнять, расставить в стороны и пр. (Показывает варианты расположения крыльев и предлагает приклеить бумажные крылышки или нарисовать по своему желанию.) Затем дорисовываем фломастерами или цветными карандашами глаза и клюв, крылья, хвост, ноги. Тем детям, кто быстро справился с художественной задачей, воспитатель предлагает смастерить для воробышка «друга» или нескольких «друзей», чтобы ему одному не было скучно. Дети могут выполнить коллективные работы, объединившись по 4—5 человек в одной группе. В этом случае педагог обращает внимание детей на то, что воробышки могут по-разному размещаться в луже: купаться в луже, нырять в лужу, лететь над лужей или прыгать по берегу лужи. Последующая работа. Организация выставки детских творческих работ «Воробышки в лужах».
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Ч и с т о т а» Задачи. Учить правилам личной гигиены. Научить осознанно и правильно обращаться с предметами личной гигиены. Способствовать становлению опрятности у детей. Рассказать, откуда происходят предметы повседневного употребления. Предварительная работа. Накануне педагог читает детям сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр». Во время режимных моментов воспитатель напоминает детям, когда нужно чистить зубы, мыть с мылом руки. Объясняет, что зубная щетка, расческа должна быть у каждого своя, пользоваться чужими щетками и расческами нельзя. Предлагает придумать, как не путать похожие предметы личной гигиены: если у кого-то гребешки похожи, то что нужно сделать, чтобы не перепутать? (класть вещи каждому на свое место, а место пометить картинкой; завязать на гребешке бантик; иметь футляр для гребешка и т. п.). Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации или реальные предметы — зубная паста и зубная щетка, шампунь для волос, мыло, разные виды мочалок и губок. Мыльный раствор, трубочка или специальное колечко на палочке для выдувания мыльных пузырей. Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает вместе с детьми сказку «Мойдодыр», которую они читали накануне. Спрашивает их, каких помощников позвал Мойдодыр, чтобы вымыть мальчика-грязнулю (щетки, мыло, мочалка). Обсуждает с детьми, почему стихотворение заканчивается словами «Вечная слава воде!». Педагог спрашивает детей, что еще нужно для того, чтобы всегда быть чистым и опрятным; что понадобится для того, чтобы вымыть голову, почистить зубы, причесать волосы. Выставляет, рассматривает вместе с детьми и называет реальные предметы или картинки — шампунь, зубная щетка, зубная паста, обычное и жидкое мыло, гель для душа, мочалка, губка, полотенце, расческа и щетка для волос. Затем педагог рассказывает детям, что уже очень давно люди придумали, чем можно расчесывать волосы, чистить зубы или мыть руки. Из разных веточек получались щетки и расчески: если связать веточки в пучок, то — расческа, расщепить на конце — зубная щетка. Есть даже куст, который так и называется «зубная щетка». Его веточки с давних пор использовали, чтобы чистить и полировать зубы. Губки и мочалки люди находили в самых разных местах. Мочалку, которой пользовались раньше, делали из мочала, мягкой коры липы. Ту мочалку, которую мы покупаем сейчас, получают из овоща, который называется «люффа». Люффа — родственник тыквы — растет на юге. За настоящей, не синтетической губкой людям приходится нырять на дно теплых морей. Воспитатель обсуждает, почему вещи бывают грязными и как их чистят (моют, стирают, вытирают и т. п.). Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Я мою руки» (автор — Михаил Яснов): Мыло бывает Разным-преразным: Синим, зеленым, Оранжевым, Красным... Но не пойму: Отчего же Всегда Черной-пречерной Бывает Вода?' Воспитатель спрашивает детей, почему, когда моешь руки, вода бывает черной-пречерной. Делает вместе с детьми вывод, что мыло смывает грязь с рук, поэтому вода от грязи становится черной. Обсуждает с детьми, что еще происходит с мылом, когда им намыливают руки (оно пенится), когда еще может понадобиться мыло (мыло отстирает одежду, отмоет грязь не только с тела, но и с разных предметов). Спрашивает, можно ли с мылом играть. Предлагает послушать еще одно стихотворение (автор — Ю. Есаков): Рукам ты липкое, Глазам кусачее, Во рту ты горькое, В воде ты скользкое, В шкафу пахучее, На ощупь гладкое. Ты с грязью справишься, Не испугаешься. Ты с губкой пенишься, Водой смываешься. С мочалкой драишь, Все время таешь. Пузырь воздушный Ты выдуваешь И улетаешь. Педагог просит детей описать, каким было мыло в этом стихотворении, спрашивает детей, что за воздушный пузырь выдувают из 1 Любимые стихи для моих детей и внуков: Антология русской поэзии для детей в 5 т./ сост. В.В. Лунин. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2006. -Т.5:Т-Я. С. 136. мыла; пускали ли они когда-нибудь мыльные пузыри, как это делается. Уточняет, что для того, чтобы выдувать мыльные пузыри необходимо сделать мыльную воду: развести мыло в воде, а потом опускать туда соломинку или специальное колечко на палочке и выдувать мыльные пузыри. Показывает, как выдувают мыльные пузыри, как сделать большой пузырь, рассматривает с детьми, какого они цвета, что происходит, когда пузырь наталкивается на какой-либо предмет. Говорит детям, что сегодня на прогулке они будут выдувать мыльные пузыри сами. В заключение воспитатель читает детям стихотворение Дины Крупской «Чистота» и обсуждает с ними, почему потерялась чистота, виноваты ли в этом коты, что нужно сделать, чтобы в доме чистота появилась вновь (убрать кровать, вытереть пыль, вымыть посуду). В нашем доме суета: Потерялась Чистота. Поискали мы у Кати В незастеленной кровати — Там все слиплось от конфет, Чистоты в помине нет. Под диваном в горах пыли Норы длинные прорыли. Заглянули в зеркала — В зеркалах сплошная мгла. Посмотрели мы в духовку — Стало нам совсем неловко: Грязный дядька в бороде В нашей спит сковороде. Не нашли мы Чистоты, Видно, выкрали коты. Последующая работа. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки между куклой-грязнулей, которая не любит чистить зубы, и аккуратной куклой, которая чистит зубы. На прогулке дети вместе с воспитателем пускают мыльные пузыри. Воспитатель читает стихи1. Спрашивает, у кого какой пузырь выдулся, у кого первым оторвался, выше всех взлетел, дальше всех улетел, не лопнул дольше всех. 1 Э. Фарджен. Мыльные пузыри. Перевод М. Бородицкой // Кубасова О.В. (сост.) Для сердца и ума. — М.: Дрофа, 2004. С. 129. РИСОВАНИЕ «Замарашки» Задачи. Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать разными способами «грязные» пятна («пачкать» игрушки), рисовать по представлению средства для купания (мочалка, тазик, ванночка, лейка, лужа, ручей, туча). Активизировать и обогатить технику рисования сухими материалами — показать варианты нанесения грязевых пятен (ставить точки фломастером, штриховать и тушевать карандашом). Развивать творческое воображение. Материалы, инструменты, оборудование. Силуэты разных игрушек и предметов, необходимых для купания (ванночка, лейка, мочалка, тазик, тучка), вырезанные воспитателем (см. рисунок), фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги светло-голубого или белого цвета, клей, клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию силуэты игрушек (зайчонка, медвежонка, котенка, щенка, куклу, цыпленка, тигренка, лошадку и т. д.) и составить с ними веселые картинки, будто игрушки испачкались (ели сочные ягоды или шоколад, копали землю, упали в грязную лужу). Педагог обращается к опыту детей и спрашивает, когда и как можно испачкаться. Затем воспитатель поясняет способ выполнения работы: нужно приклеить игрушки (бумажные силуэты) на бумагу (будто они прибежали на полянку или в огород) и затем показать, как игрушка «испачкалась» — стала замарашкой. Педагог показывает варианты «загрязнения» игрушек: ставит точки и штрихи, пятна фломастером (маркером), штрихует и тушует цветным карандашом, приговаривая: «Ой, как испачкались лапки у моего мишки! Ох, мордочка тоже грязная!». Затем педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы игрушки снова стали чистыми. Выслушав ответы детей, предлагает показать, как игрушки купаются, чтобы снова стать чистыми. Спрашивает, как можно искупать мишку (зайку, тигренка), чтобы он опять стал чистым. Подсказывает варианты изображений: приклеить или нарисовать тучку, лужу, речку, тазик, ванночку, лейку или просто мочалку и мыло. Дети выбирают силуэты игрушек и начинают составлять шуточные картинки — приклеивают и рисуют — сначала «пачкают» и затем «купают». В конце занятия педагог предлагает детям придумать, как замарашкам снова стать чистыми и аккуратными, и передать это аппли-кативными или живописными средствами (имеющими более сильный кроющий эффект, в отличие от графики). Дети высказывают свои идеи. Педагог выслушивает ответы детей, поддерживает ори- гинальные решения и советует изобразить на силуэтах «замарашек» густую мыльную пену любым способом по своему выбору, например: 1) приклеить конфетти или мелкие кружки, вырезанные детьми с 2) приклеить радужные мыльные пузыри разного размера, выре 3) нарисовать мыльные пузыри — белые, голубые или радуж Последующая работа. Составление истории о том, как замарашки сначала испачкались и были чумазыми, грязными, неряхами, а потом искупались и превратились в чистых, умытых, аккуратных человечков (животных, игрушек). МАРТ. 27 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети продолжат знакомиться с весенними явлениями в природе (таяние снега, капель, пение птиц и т. д.), а также узнают о том, как эти явления могут быть переданы с помощью выразительных средств в музыке. Продолжится знакомство детей с разными временами года и их отличиями. Обогащению этих представлений будет способствовать чтение сказок «Снегурочка» и «Заюшкина избушка», просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето». Воспитатель обсудит с детьми, как люди научились сохранять холод в теплое время года. Дети создадут коллективную композицию «Игрушечный холодильник» — слепят разные продукты, устанавливая зависимость способа лепки от формы предмета. В солнечную погоду дети смогут поиграть с зеркальцем, пуская «солнечных зайчиков», послушают о них сказку.
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. На прогулках воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений за март. Дети получают задание вспомнить все приметы весны, которые они отмечали в предыдущие дни, и найти их во время прогулки (таяние снега, рыхлый, влажный снег, весенние дожди, высота стояния солнца, сосульки, увеличение продолжительности дня и сокращение темного времени суток, таяние льда на озере или реке, появление некоторых птиц, подснежников, — в разных географических районах эти признаки будут различными. Например, в северных районах внимание акцентируется именно на увеличении продолжительности светового дня, а в южных в это время уже появляются первые весенние растения). Воспитатель может подобрать загадки для каждого весеннего явления и предложить детям найти отгадки в окружающей их природе. В солнечный день воспитатель спрашивает детей, какое у них сегодня настроение, и объясняет, что обычно в такую весеннюю солнечную погоду у людей бывает хорошее настроение. Дети наблюдают, где теплее — на солнце или в тени, где быстрее тает снег. Они могут поиграть с зеркальцами, пуская солнечных зайчиков. Наблюдения в уголке природы. В конце месяца воспитатель анализирует записи календаря природы и вместе с детьми вспоминает, какой была погода, и какие признаки весны они обнаружили во время прогулок. Дети продолжают сажать и выращивать различные растения на мини-огородах в группе, наблюдать за распусканием собранных на прогулке и поставленных в емкость с водой веточек, делать зарисовки наблюдений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|